Валерий Михайлович Мухин (род. в 1942 г.)
Валерий Михайлович Мухин родился в селе Кесьма Калининской области. В Пскове живет с 1957 года. Здесь закончил индустриальный техникум. Псковское музыкальное училище, позднее - Псковское отделение Ленинградского Северо-Западного политехнического института. Работал чертежником, музыкантом в оркестре, преподавателем в вузе, ведущим инженером-конструктором на Псковском заводе ТЭСО. Член Союза писателей России.
Все поэты пишут о любви. Каждый по-своему. Псковский поэт Валерий Мухин уверенно заявил себя лириком, поющим любовь по-особому трепетно и проникновенно. Это не значит, однако, что в его поэзии нет других тем. Есть темы гражданские, остро современные. Но любовь в самом широком значении этого слова пронизывает все стихи Валерия Мухина, чему бы они ни посвящались: женщине, природе, родному краю, отчизне.
Псковским писателям знакомы поэтические сборники В. Мухина «Иду на ваши голоса», «Доверчивая Русь», «Песни на ветру». Его стихи широко представлены в сборниках псковских авторов: «Звенья», «Завещанное», «Скобари», «У родника», «Звучание свирели», «Солнечный цветок», «О любви? И только!». Осенью 1998 года вышла авторская книга «Зеленоглазый ангел». Стихи, включенные в эти сборники, дают основание говорить о Валерии Мухине как о поэте зрелом, обладающем яркой творческой индивидуальностью. Его своеобразие проявляется в отборе материала, видении жизни, поэтическом языке, эмоциональной окрашенности каждого стихотворения, в обнажении тайников души.
Стихотворному строю произведений В. Мухина присущи музыкальность и изящество, интеллигентность (к сожалению, редко употребляемое ныне слово). Используя строчку самого поэта из стихотворения «Убедите меня, убедите», с полным основанием можно сказать, что в его стихах «утонченное слово парит».
Любимый писатель Валерия Михайловича - В. Шекспир. Сонеты Шекспира, как говорит В. Мухин, его настольная книга. Совершенно очевидно, что эта любовь, как и благоговейное отношение к поэзии Пушкина, немало способствовали формированию лирического дарования поэта-псковича. В стихотворениях «Свирель», «Пушкин», «Есть имена, дошедшие до нас...» он благодарно вспоминает Пушкина и других великих (Чайковского, Есенина), перед которыми, пишет он, «преклоняю я колени». Возможно, под влиянием пушкинского шедевра «Я вас любил» родились проникновенные и нежные строки стихотворения В. Мухина «Я от жизни прошу немного», которое завершается словами: «...чтоб улыбка всегда играла на любимом твоем лице».
Поэту свойственно философское осмысление вечного чувства любви, его места и значения в жизни человека. Любовь как благо, как источник радости, душевного подъема и обретения сил, как дар и спасение:
Ты мне дана за все мученья,
За все терпенье и труды,
Ты мне дана для облегченья
Сердечной боли и беды.
(«Зеленоглазый ангел»)
В стихотворении «Час души» поэт так определяет место любви в жизни человека:«...Любовь ничем не заменить, спасем себя мы или сгубим». Даже память о любви помогает человеку -
Исполнить самого себя:
Свое прочесть, свое пропеть,
Прошелестеть, проговорить;
Своей дорогой пролететь;
Свою вселенную открыть...
(«Кумир»)
Эти строчки полны веры в созидательную силу любви; и даже если любовь ушла -
Иногда для меня довольно,
Что я слышу тебя во сне...
(«Ноша»)
Следуя традиции классиков, В. Мухин воспевает любовь возвышенную, благодарную, бескорыстную. Это не может не импонировать современному читателю, искушенному приземленностью, а иногда и грубым физиологизмом в изображении любви в литературе и на экране.
Колдовской силой любви пронизана вся любовная лирика В. Мухина. Бережное, восторженное, всепрощающее и благодарное отношение к женщине определяют пафос лирической поэзии Мухина:
Нежную, невинную, святую,
Я тебя в молитве помяну.
Таков лейтмотив стихов поэта о любви. Женское начало в них выражено как источник добра и мудрости. Возвеличивая женщину, окружая ее лучезарным ореолом, поэт, однако, подчеркивает, что «каждый час и каждый день он любит женщину земную», любит ее «спелые губы», ее руки, любит «милую таежную дикарку - дочь реки, сестру речным ветрам» («Русалка»).
Одно из лучших лирических стихотворений - «Мадонна». Живой и яркий образ любимой женщины, матери, кормящей ребенка, вызывает в авторе желание написать свою икону: «Прекрасную полубогиню мгновенья, / Спокойно творящую чудо кормленья».
В сборнике «О любви? И только!», адресованном юношеству, В. Мухин, как и другие авторы, ведет доверительную беседу с юным читателем, не поучая и ничего не навязывая. В стихотворении «Было время - был я молод...» лирический герой приглашает задуматься над хрупкостью любви, счастья, которые нужно беречь и ценить; не спугнуть, не истратить душевные силы попусту:
Было время - всю-то душу
Раскидал не по уму.
Никого почти не слушал -
Всё хотелось самому.
Это и горькая самооценка, и тактичный совет юным, потому что счастье было и - «испарилось как назло». Нежностью и добротой наполнены строки стихотворения из этого сборника «Веснушки»; рассказ «Очарование» - элегия в прозе об ушедшей любви.
Образ России, Отчизны овеян в поэзии Валерия Мухина неизбывной сыновней любовью. Гражданская лирика его глубоко личностна иво многом автобиографична. Поэт не понаслышке знает деревню, любит её, вспоминая, как
Брал на плечо стариковскую косу,
Брал стариковский в карман оселок...
(«С Богом»).
В стихотворениях, посвященных родному краю, России, выражен широкий диапазон чувств: от живительной радости общения с природой до горечи и боли за положение народа сегодня.
В стихотворении «Весеннее», используя прием олицетворения, автор придает наступлению весны торжественность, поёт ей гимн под колокольный звон псковского Кремля. Этот звон он называет эхом эпох. Всё торжественно, величаво: расступается глубина небес, повеял теплом ветер вечности; в дом, в поле и в лес «повадились весенние песни», и «юностью бродит земля».
Что бы ни затронуло душу поэта: зимняя вьюга, зарождение реки, колосящееся поле или запахи трав - он описывает это не как созерцатель. Не случайно в одном из стихотворений В. Мухин говорит о себе, что живет по законам природы. Не созерцание, а ощущение природы и всего, что с ней связано (смена времен года, щебет птиц), так или иначе влияет на состояние души. Именно поэтому стихи Мухина так многозвучны. В них и ликование, и грусть, и отчаяние, и мольба - вся полнота бытия.
К числу «знаковых» для поэзии В. Мухина стихотворений относится «Зов земли». В нем - и ностальгия по земле, по клочку земли, «где я навек в себе крестьянина открыл». В нем и радость, умиротворение от любования плодами трудов своих - бесхитростная радость от того, что силы не оскудели. Оживает безмятежная душа, сильнее слышится зов земли, которая «как человек, надеется... И ждет!»
Понятие Родины сливается у В. Мухина с природой и историей Псковщины. В стихах часто упоминаются лесной край, где «хорошо, спокойно так и тихо», равнины, где «каждый тополь, каждый клён казались таинством былинным... где воздух травами пропах...». Дороги сердцу поэта колокольный звон псковского Кремля, силуэты старинных башен, ратные подвиги предков.
Создавая символический образ России, поэт следует классической поэтической традиции:
Узнаю бесшабашный твой норов,
Бесшабашный размах узнаю...
Уж не гоголевская ли тройка навеяла поэту впечатляющий образ колесницы, которой правит «то ли бог, то ли царь, то ли враг, то ль заморская диво-царица, то ли сказочный Ванька-дурак»? В этом и других стихотворениях, где ясно выражена гражданская позиция поэта («Довела неслыханная чушь», «Нам нынче новых русских не понять», «Мне ли ругать невеселую Родину», «Забытый дом», «Сколько знаю - живем на пределе, на стыке»), простой разговорной речью, но сильно и с искренней болью, с горечью звучат тревога, страданье за свой народ. Нельзя не почувствовать возмущения поэта тем, что кому-то в угоду отдаются русские «богатства, и совесть, и честь». Больно ранит его душу вид умирающей деревни, забытого дома («Старанья», «Забытый дом»). Тяжело поэту оттого, что русские яблоки и сливы вытеснены заморскими плодами. Но страшнее всего другое:
Больно то, что русскую душу
Отравили песней нездешней...
(«Все умрем, но не в этом дело» ).
Сквозь боль и гнев в стихах о России, о народе звучит вера в её будущее. Пожалуй, самое сильное по гражданскому звучанию, образности языка стихотворение «России». Оно заключается знаменательными строчками:
Я к ней склонюсь с сыновним поцелуем
И с верою в великий мой народ...
Расцвет России так же неминуем.
Как неизбежен солнечный восход.
В таких стихах В. Мухина лексика, форма стиха соответствуют настрою души: отточенное слово, жесткий ритм, гражданская патетика.
В поэтический сборник Валерия Мухина «Зеленоглазый ангел» (1998) вошли лучшие, наиболее зрелые и, если можно так сказать, выстраданные стихотворения.
Идешь по жизни слепо, наугад...
И что-то покупаешь... чем-то платишь;
И каждая душа - бесценный клад.
И весь вопрос - на что его потратишь.
В лирической миниатюре всего четыре строчки, и в каждой из них - емкая законченная мысль. Другое стихотворение - «Удивительно и просто...» - дополняет, продолжает мысль приведенного выше. Простенький пейзаж за окном - грустный, кладбищенский, напоминающий о скоротечности жизни. А в душе уверенность:
Мне ещё встречать рассветы,
Мчаться с песней по ветру...
Интересная особенность поэзии В. Мухина: даже самые грустные его стихи замешаны на жизнелюбии, ощущении силы человеческого духа. В первой главе сборника есть притча о человеке-черепахе, который прячется от жизненных бурь в каменном доме. Аллегория достаточно узнаваемая. Много бед в жизни человека, народа от людей-черепах, и эта притча-басня нам в назидание, весьма тревожное.
В стихотворении «Звездная соната» подмечено свойство человеческой натуры: мы все стремимся к чему-то, а достигнув, ощущаем неудовлетворенность. И поэт резюмирует:
Ведь суть не в утоленье - в ожиданье,
В желанье вечном счастья и любви.
И потому самое главное в жизни - Путь.
Воспоминанием о юности, когда
Жилистый, сильный, упрямый, простой -
И в озорной сокрушительной злобе,
Словно игрушкой, играл я косой,
- завершается первая глава, разнообразная по тематике, языку и тональности стихотворений, объединенных глубиной проникновения в духовную суть человека.
Вторая глава начинается стихотворением «Нам нынче новых русских не понять...», и сами названия стихотворений определяют тематическую особенность главы: «Мне ли ругать невеселую Родину...», «Сколько знаю - живем на пределе, на стыке...» и др. Есть во второй главе стихотворение, посвященное памяти известного псковского поэта, писателя, журналиста Ивана Афанасьевича Васильева.
Третья глава включает стихотворения очень личностные. В них - тоска по ласковому слову, нежности, которые меняют жизнь («Ласковоеслово», «Немного нежности, немного ласки...»). Надо полагать, что в третью главу включены наиболее поздние стихи, написанные в результате летних размышлений и пережитого. Такие, как, например, «Внучкино счастье», «Ложка звякнула по чашке...», «Так вот к чему, мечтою уязвимы...», «Всё горю, не сгораю...» - всего не перечесть. Но одно из стихотворений, включенных в третью главу, заслуживает пристального внимания и вдумчивого чтения. Это стихотворение «Вы отдали - и этим вы богаты». Представляется, что оно ключевое к пониманию всей поэзии В. Мухина и его позиции не только в творчестве, но и в жизни. Отсюда - доброта, человечность, искренность его стихов и щедрость его души. Вся мудрость поэта воплотилась в строчках, простых и точных, как сама правда:
... Однажды убоявшись переплаты
За принятую свыше благодать...
Вы отдали - и этим вы богаты,
Но вы рабы всего, что жаль отдать.
Если бы эта священная заповедь, заключенная в стихотворные строки, стала нормой жизни каждого человека, сколько бед миновало бы нас!
Авторский сборник «Зеленоглазый ангел», включивший в себя всё лучшее, значимое, что создано поэтом, - своеобразный отчет В. Мухина за довольно большой период его творчества. Главное в поэзии В. Мухина - размышление, яркость чувств, точное ощущение времени, окружающей жизни. Звучат в его поэзии и фольклорные мотивы: «силушка нечистая», «испокон по Россиюшке мчится...»; встречаются песенные, частушечные ритмы («Старушка-говорушка», «Ласковое слово», «Свиристели», «Завирушка» в сборнике для детей).
Восьмой авторский сборник В. Мухина посвящен 1100- летию первого упоминания Пскова в летописи и называется «Солнце над Псковом». Первая глава новой книжки поэта озаглавлена «Здесь русский дух» и включает много стихов, навеянных предстоящим событием. В стихотворениях «Пскову», «Праздник Пскова», «Река Великая» и других в этой главе - не простое любование неповторимым обликом города. Стихи Мухина наполнены чувством сопричастности, единения со всеми проявлениями жизни и тонким пониманием красоты. Интересно выстроено стихотворение «Троицкий собор». В нем старина органично соприкасается с современностью. Так, собор, одиноко стоящий на холме, напоминает поэту космический корабль, и такая аналогия представляется вполне оправданной.
Вторая глава приглашает читателя на просторы Псковского края (она называется «Моя Псковщина»). В. Мухин умеет видеть и понимать природу, и это одна из сильных сторон его творчества. Стихотворения второй главы сборника - этому свидетельство. Надо заметить, что Валерий Мухин - в постоянном поиске: он тщательно работает над стихом, над словом, ищет новые сравнений, ритмы. Вот, например, строчки из стихотворений второй глайы: «Глаза в реке Черёхе полощу», «Богатырский сок веков», «Сижу над говорливою водой», «Сивая лошадка слушает весну», «Где летний город люди строят новый», «Где руки с топором срослись мои», «Я сошлю себя в деревню Глушь» и другие.... И непривычно, и метко.
А в третьей главе, которая называется «В загородном царстве», - буйство природы и царство земли, которую так любит и не устает воспевать В. Мухин.
В четвертой главе - любовная лирика. Поэт остаётся верен себе: пишет о любви целомудренно и вдохновенно. «Прекрасна чистая любовь» - так называется глава, в которой очень важная мысль звучит как призыв: «Люби в природе всё и всех». Эта мысль, столь нужная в наше жестокое время взывает к добру, к человечности.
Особое место занимает в сборнике глава пятая, озаглавленная «Через ветер судьбы». Эта глава - размышление о жизни страны, народа. В ней звучат тревога, боль и вопрос, обращенный и к себе, и к читателю: что же происходит с нами? Почему «хлещет кровь на тротуары» в городах? Лирический герой «еле жив от разочарований. От взлётов, от вершин... и пропастей».
Очень важная, большая тема затронута в этой главе - о засоренности русского языка.
Не было у нас печальней новости:
Нанесён стране урон словесный,
И слова без смысла и без совести
Взяли в плен язык наш повсеместно.
Однако в конце главы звучит оптимистическое утверждение поэта: «Расцвет России так же неминуем, как неизбежен солнечный восход».
В шестой главе «Музыка души», - поэт обращается к размышлению о Жизни, Красоте, Слове... И вся глава - о поэзии, которая и есть музыка души, когда поэт правдив и умеет любить.
Последнее стихотворение заключительной шестой главы «К Солнцу» перекликается с названием сборника:
Но правда жизни, что ни говори,
Вся к Солнцу, к Свету, к Радости стремится!
В изданном осенью 2002 г. сборнике «На крыльях юности», адресованном детям и юношеству, В. Мухин выступает не только как один из авторов, но и как составитель. В последней (четвертой) главе, озаглавленной «Голубой апрель. Голоса юных», опубликовано 27 стихотворений школьников из разных городов и районов Псковской области.
Влюбленный в жизнь, в Красоту, в Природу и родной край Валерий Мухин, по его словам, не может «расколдоваться». И в добрый час! Пусть дарит нам и дальше свои звучные, добрые, красивые стихи.
Журавлева, И. Д. Валерий Михайлович Мухин
/ И. Д. Журавлева // Псковский край в литературе : [учеб. пособие]. - Псков, 2003. - С. 683-692.