Может показаться странным, что почти до самого кон. XIX в. археологические раскопки на территории города с многовековой историей не проводились. И это несмотря на то, что четверть века в Пскове существовала сначала Археологическая комиссия при Губернском статистическом комитете, а затем Псковское археологическое общество (ПАО). Впрочем, тогда слово «археология» понималось намного шире и часто заменяло понятие «история». И хотя в Псковском уезде члены общества иногда занимались раскопками, но городских земель они не касались. И дело было не только в отсутствии средств у ПАО. Участки земли в пределах крепостных стен оставались недоступными для археологов, так как в основном принадлежали частным лицам, а закона о проведении археологических исследований до постройки новых зданий не было.
Поэтому первые раскопки в Пскове никем заранее не планировались. В сентябре 1898 г. завершилась разборка деревянного, так называемого «Американского» моста через Пскову между Торговой площадью и Примостьем па Запсковье и началась сборка нового железного моста. Он ставился немного выше прежнего, и для поднятия мостовой при подъездах к нему пришлось произвести подсыпку земли. По распоряжению городской управы её стали брать из вала, насыпанного при возведении в 1701 г. бастиона на крутом левом берегу Псковы вдоль Верхне-Петропавловской (ныне - Воровского) улицы неподалёку от спуска с улицы Казанской (Красных Партизан) к Гельдтовой бане.
27 сентября 1898 г. «Псковский городской листок» сообщил, что при выемке земли из вала находили кости, и замечал: «Здесь когда-то стоял Псковский укреплённый городок с небольшой церковью и кладбище» (ПГЛ, 1898). Уже тогда газета заговорила о необходимости раскопок па этом месте. Вывоз земли оттуда продолжался весной следующего года, и наблюдение за её выемкой стал вести секретарь ПАО Фёдор Алексеевич Ушаков.
На заседании 16 мая 1899 г. председатель Общества, губернский предводитель дворянства Н.И. Новосильцев «...заявил собранию членов о случайной отрывке старинной церкви на берегу р. Псковы и предложил всем составом отправиться на место раскопки, что и было принято по окончании заседания». А до этого «член-секретарь Ф. А. Ушаков «доложил собранию, что по его мнению отрытая церковь должна представлять собою храм Рождества Христова, упоминаемый в летописи под 1466 г. при описании пожара, бывшего в этот год во Пскове. В отличие от двух других одноимённых церквей, т. е. Рождества в Довмонтовой степе и Рождества в углу, найденный храм носил название в летописи «Рождество в поле», а по сметной книге Пскова 1699 г. - «Рождество на Кстове». По всей вероятности, как в одном, так и в другом случае название церкви переврано переписчиками, и следует читать «на Пскове», т. е. церковь «Рождества на р. Пскове». В 1701 г. Император Пётр I засыпал оборонительным валом несколько церквей на р. Пскове и в том числе церковь Рождества. По плану г. Пскова 1740 г., хранящемуся в архиве инженерного департамента, на засыпанной церкви Рождества Христова под номерами 13 и 14 показана Рождественская батарея, возведённая Петром I...
Ввиду такой древности отрытого храма, председатель Общества телеграфировал о находке Г. Председателю Императорской археологической комиссии и просил Г. Псковского губернатора принять меры к ограждению найденной стены от посетителей, разрушающих и без того едва сохранившуюся фреску на открытой стене Храма» (Журнал заседания, 1899).
К сожалению, в этом докладе Ф. А. Ушаков допустил несколько ошибок. Вскоре он сам убедился, что церковь Рождества Христова в Поле не имеет к этому месту никакого отношения. Она была монастырской и находилась за Свинорской башней (Лабутина, 1985, с. 178-179). К тому же по годовой смете 1699 г. возле Кстовской башни располагалась церковь Богоявления, а не Рождества Христова (Сборник МАМЮ, 1914, с.214). На плане 1740 г. цифрами 13 и 14 обозначены Богоявленские ворота и Богоявленская батарея, а Рождественская батарея обозначена цифрой 4 и была в Довмонтовом городе над берегом Псковы (Окулич-Казарин, 1915, с.120, вклейка). В наше время раскопками под ней выявлены три древних храма.
Через три дня после заседания ПАО неизвестный корреспондент рассказал в «Псковском городском листке», что при раскопке городского вала близ еврейской молельни найдены следы древнего храма, а именно раскопана глубокая ниша с хорошо сохранившимися изображениями четырёх евангелистов. Посреди ниши стоит каменный крест довольно больших размеров, напоминающий по форме своей Георгиевский крест. На кресте имелась надпись, от которой сохранилось: «I. X. Ц. С. Ника». Толпы народа устремились на место раскопок, понадобился наряд чипов полиции; люди кладут к подножию святых икон свечи и монеты; перед ликами евангелистов теплятся лампады, принесённые верующими. По их мнению, надо на месте, где стояла церковь (Благовещенская или Рождества Богородицы), возвести часовню и включить в одну из её стен сохранившуюся нишу. В заметке высказывалось пожелание, чтобы Псковское археологическое общество продолжило раскопки (ПГЛ, 1899а).
6 июня газета добавила, что место раскопа заделано простым дощатым навесом, похожим на сарайчик. Репортер сетовал, что подъехать к раскопу трудно, так как у спуска от Казанской к Нижне-Петропавловской улице ухабы и рытвины, а на спуске случился обвал, и ширина дороги осталась менее сажени (ПГЛ, 18996).
Рассмотреть этот навес и пишу с крестом можно па дореволюционных фотооткрытках, включённых в современное издание (Левин, 2003, с. 354; Он же, 2004, с. 354), - рис.1, 2. Снимки на раскопках тогда делались не раз. В денежном отчёте ПАО за 1900 г. отмечено, что Петру Ассигкритовичу Адамовичу (подполковнику, воспитателю в Псковском кадетском корпусе) за такие фотографии уплачено 2 руб. 10 кои. (Годовой отчет, 1902). Позднее «Псковский городской листок» сообщил, что заместитель директора Псковского коммерческого банка Виктор Константинович Дегио подарил в библиотеку ПАО альбом со снимками с раскопок (ПГЛ, 1903). Обнаружить этот альбом и снимки Адамовича в древлехранилище музея-заповедника не удалось.
Интерес к раскопкам не уменьшался. 16 июня 1899 г. в газете сообщалось, что недавно открыли целую колонну, служившую, очевидно, входом в церковь, а на днях открылась ещё одна стена, в коей тоже виден крест со словами. «Итак, это древний храм, и ПАО хотя и не имеет больших средств, намерено приступить к полнейшей раскопке, огородить всё место забором во избежание порчи открытых частей храма» (ПГЛ, 1899в). Автор тут же высказал предположение, что, вероятно, это была церковь Рождества Богородицы, храмовая икона из которой находится в Петропавловском соборе и, вероятно, перенесена туда по указанию Петра I, по приказу которого церковь была засыпана для возведения батареи во время ожидания нашествия шведского короля Карла XII. В заметке отмечено, что на плане XVI в., вклеенном в «Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей» (Василёв, 1898), значится церковь Рождества Богородицы со Кстовы (искажённо «Псковы»).
Следует сказать, что «со Кстовы» или «со Кстова» является не искажением от реки Псковы, а сокращением слова «крещение, кщение» (Василёв, 1889, с. 80), поскольку праздник Богоявления или Крещения Иисуса Христа отмечается с водосвятием 6 января здесь, в Бродах на Пскове. Наличие в городе на этом месте топонима «Кстово» подтверждается существованием здесь Кстовской башни и Кстовских ворот.
На указанном плане XVI в. Василёв обозначил под № 52 несохранившуюся церковь Рождества Богородицы со Кстовы на левом берегу Псковы, за пределами стены Среднего города в конце Казанской улицы, причём - на левой, северо-западной её стороне, а выше по течению реки, па половине расстояния от Казанской улицы до Губернаторской (Некрасова) под № 53 - тоже не уцелевшую церковь Богоявления со Кстовы.
Сведения об упомянутой иконе и о церквах Рождества Богородицы и Богоявления компактно изложены в брошюре «Петро-Павловский собор в городе Пскове». Её автор - бывший псаломщик этого собора, ставший крупным торопецким краеведом, В. Д. Щукин отметил 4 иконы нижнего яруса иконостаса, выделявшиеся «особенно по своей древности». Среди них - «...икона Рождества Пресвятой Богородицы, в житии и с изображением чудес от иконы Тихвинской Божией Матери. Икона эта длиною 2 с половиной арш., и шириною - 2 арш. 1 верш.; на ней риза серебряная, 84 пробы и 6 серебренно-позлащённых венчиков; на житии же - 50 таких венчиков и 15 выпуклых надписей; весу в ризах, венчиках и надписях -24 ф. Внизу же под иконою такая подпись:
«Лета 710, Божием попущением, грех ради наших, быстъ моровое поветрие в граде Пскове и в пригородах и в волостях померло множество всяких чинов людей.
Того же 710 года ноября 8 дня в граде Пскове быстъ пожар велий, весь город и множество церквей выгорели. Положено было пороховой казны под болверком у Богоявления Господня со Псковы с двести бочек, и той пороховой казной взорвало две церкви каменные: Богоявления Господня и Рождества Богородицы, что со Кстовы была, со всею утварью церковною до основания. И по указу Великого Государя, за подписанием Высокоблагороднейшего Господина и обер-коменданта Пскова и Нарвы, ближнего кравчего Кирилла Алексеевича, велено сию остальную казну отчины Богоявления Господня и Рождества Богородицы переписать в церковь Святых Апостолов Петра и Павла, и владеть крестьянами и доходом все воопче. Построена сия церковь 1713 г. при приходских людях Петровской сотни Семене Тимофееве сыне Русиновом, при старостах Семене Герасимове, Калине Бабинине» (Щукин, 1883, с. 11-12)2.
В. Д. Щукин сделал к этому тексту несколько примечаний со ссылками на книгу Болховитинова: «Богоявленская каменная церковь - со Кстовы в Бродах - была построена за оным (Петропавловским - Н. Л.) собором на берегу р. Псковы в 1397 году; в 1791 г. занята под крепостное укрепление, а в 1710 году разрушена была от взрыва пороху, но потом снова была выстроена и по штатам 1764 года положена с окладным жалованием, а в 1786 году - утверждена (Ист. Кпяж. Псков, ч. 3, с. 138)» (Щукин, 1883, с.Н, прим.). Здесь допущена явная опечатка, т. к. у Болховитинова сказано «упразднена», а не «утверждена».
Другая сноска: «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы над Исковою рекою со Кстовы близ оного собора основана была в 1310 году, а в 1710 - разрушена от взрыва близ нея хранящегося пороха (там же с. 168)» (Щукин, 1883, с. 12, прим. 1). Впрочем, у Болховитинова почти такой же текст приведён «там же», т. е. в 3 части книги, но на 135 странице. А в 4 части на с. 167 (а не 168) в «Сокращённой Псковской летописи» под 1710 г. это событие изложено так: «В то же время около 200 бочек пороху, положенного под болверком у Богоявленской церкви на Кстове, взорвало от пожару и разрушило на Кстове до основания со всей утварью церкви Богоявленскую и Рождества Богородицы. Первая из оных была вновь выстроена, а последняя с тех пор уничтожена».
Нельзя не удивляться, что бочки с порохом положили у Богоявленской церкви, которая и должна была при взрыве пострадать больше, но воссоздали её, а не Рождественский храм. Но псковичам тогда было виднее. Ещё более странно, что Болховитинов, а вслед за ним Щукин, Василёв и Ушаков заявляли об основании церкви «Рождества Богородицы над Псковою рекою со Кстовы, близ Петропавловской церкви» в 1310 г., причём без ссылки па какие-либо источники. Причем летописи и все исследователи, в том числе и Болховитинов, не раз отмечали, что в том 1310 г. па Снятой горе во имя Рождества Богородицы был заложен главный храм монастыря. А о постройке или в связи с другими событиями, связанными с одноимённой церковью возле реки Псковы, летописи пи в 1310, ни в другие годы вообще не упоминали.
Дореволюционных краеведов не смущало и то обстоятельство, что основание этой церкви относят к такому раннему периоду в развитии псковской крепости, как 1310 г. Только что, годом раньше, 7 июня посадник Борис заложил каменную стену от Петропавловской церкви до Великой реки, защитив сложившийся посад. До постройки четвёртой крепостной стены, окружившей будущий Средний город, оставалось несколько десятилетий. Так что тогда прихожан у Кстова и в Бродах, т. е. за пределами застройки того времени, ещё не могло быть, и возводить там немонастырский храм не имело смысла. И. К. Лабутина отмечала, что «случаи постройки приходских церквей вне стен очень редки», и первый известный нам случай относится к 1442 г., когда на Романовой горке для избавления от мора в один день поставили деревянную церковь Похвалы Богородицы. Но здесь через полвека после постройки степы Среднего города посад уже сложился (Лабутина, 1985, с. 222-223).
И. К. Лабутина привела сведения о трёх Богоявленских церквах, располагавшихся компактно по обоим берегам Псковы. Сохранилась лишь одна - на Запсковье, а две левобережные исчезли. Первая из них находилась в Кстове, во внутреннем углу стены Среднего города. Записи Псковской 3-й летописи за 6905 (1397) г. и 2-й летописи за 6906 (1398) г. о постройке каменной церкви «святое Богоявление» она относит к этой церкви (Лабутина, 1985, с.195, 196, 221-222, 224-225). Так что не её обнаружили в 1898 г.
Другую Богоявленскую церковь над левым берегом Псковы - «в Бродах» - освятили 1 ноября 6952 (1443) г., когда шла активная застройка Полонища, хотя оно ещё не было прикрыто пятым кольцом крепостных укреплений. В названной книге указано, что эта церковь стояла «...примерно в 35 саженях к востоку от наугольной башни Среднего города» (Лабутина, 1985, с. 224). Именно там в 1898-1899 гг. велись работы по выемке земли и раскопки. Таким образом, современные представления о названиях и расположении исчезнувших псковских храмов существенно отличаются от мнения дореволюционных краеведов.
О храме Рождества Богородицы в Кстове И. К. Лабутина лишь упомянула в связи с описанием церкви Сошествия Св. Духа в Домантове стене : «Позднее, по данным 1693-1694 гг., существовал придел Св. Духа у церкви Рождества с Кстовы, и земли церкви св. Духа были переданы во владение Кстовской церкви» (Лабутипа, 1985, с. 220). В топографическом указателе к этой книге И. К. Лабутиной высказано предположение (со знаком вопроса), что церковь Рождества Богородицы в Кстове - придел церкви Богоявления в Кстове (Лабутина, 1986, с.29). Впрочем, описание Кстовской церкви Рождества у неё не дано, поскольку книга охватывает городские объекты XIV-XV вв., когда этот храм не упоминался.
Сомнения по поводу церкви Рождества Богородицы в Кстове высказаны и в труде Н. С. Суворова о псковском церковном землевладении в XVI и XVII вв. Земли у неё были общие с церковью Богоявления в Бродах, что наводило его на мысль о приделе к этой церкви. И всё же он, ссылаясь на Болховитинова и на сообщение о взрыве 1710 г., уничтожившем обе эти церкви, признал их самостоятельное существование, но оговорился, что храм Рождества Богородицы в Кстове был основан не в 1310 г., а, может быть, в XVII в. (Суворов, 1905-1907). Следует заметить, что он упоминался и веком раньше в писцовой книге 1585-1587 гг., но лишь один раз, причем только в связи с общим доходом от Кадиловской мельницы нескольких храмов, в том числе «...3 жеребьи Богоявленья Господня да Рождества Пречистые во Kстовy...»(Сб. МАМЮ, 1913, с. 6), без указания доли каждой из этих двух церквей. Вероятно, они имели тогда общий клир. Вид древнего Пскова в 1581 г. из Альбома И. Ф. Годовикова содержит изображение этих двух соседних церквей рядом с Кстовской башней, внутри Среднего города, а за его пределами (на месте будущих раскопок 1899 г.) - одной церкви Богоявления (Годовиков, 1860-1866, л. 12).
Комментируя малопонятную фразу в подписи под храмовой иконой Рождества Богородицы, перенесённой в Петропавловский собор («Построена сия церковь 1713 года...»), В. Д. Щукин сделал примечание: «В 1713 году был устроен иконостас для оного собора» и опять сослался на «Историю княжества Псковского» (ч. 4-я, с. 168) (Щукин, 1883, с. 12, прим. 2).
Но вернёмся к раскопкам. 27 июня 1899 г. «Псковский городской листок» напомнил, что они продолжаются под наблюдением полковника Ушакова (секретарь ПАО служил в Псковском кадетском корпусе командиром одной из четырёх рот). При этом выкопано много костей (ПГЛ, 1899г). Через два месяца газета сообщила, что раскопки, по-видимому, приостановились или окончились, обнажив отдельные части разных стен бывшей разрушенной церкви. И рекомендовала огородить место, так как бродяги ночуют там вдали от глаз полиции (ПГЛ, 1899д).
На заседании ПАО 29 октября 1899 г. Ф. А. Ушаков доложил, что наблюдал за выемкой земли для нужд города на Верхне-Петро-Павловской улице, где были обнаружены стены древнего храма Рождества в Поле. По сообщению Ф.А. Ушакова, «...на производство их, по инициативе причта Петропавловской церкви и члена ПАО И. В. Апащикова, было собрано 135 руб., из коих осталось 99 руб. 2 коп.
Последовательным ходом работ весною сего года были найдены два каменных креста, служившие наружным украшением стен храма. Оба креста эти высечены из дикой плиты и, по всем вероятиям, представляют собою древние памятники на курганах христианской эпохи, весьма часто встречаемые и ныне, как в Псковском, так и в других уездах. При одном из крестов имеются изображения на стене четырёх евангелистов. Надписи па самом кресте сохранились частично «1С. ХС», па другом кресте у входа в церковный придел лучше сохранилась надпись 1с. Хс. Црь Свы.
При раскопке внутренней части придела оказалось, что своды его обрушены, под грудой плиты найдена была часть изразчатой лежанки с разбитыми изразцами. На изразцах, была надпись славянской вязью, но прочесть надпись, даже восстановить хотя часть изречения, не представлялось никакой возможности потому, что многих изразцов не хватало, а найденные на лежанке были в таком беспорядке и так разбиты на части, вероятно плитами обрушенного свода, что, за исключением одного довольно полного экземпляра с надписью «живу», восстановить не удалось. Других находок встречено не было. В приделе, в нижних слоях подпольной земли, оказалась масса костей животных, особенно рогов, и два почти полных скелета лошадей. Присутствие коровьих рогов даёт основание думать, что они представляют собой остатки от тех пиршеств, которые в оное время совершались целым приходом близ церквей в дни приходского праздника и, по сохранившимся свидетельствам современников, продолжались по неделе и более. Эти рога были зарыты грудами близ самых стен церкви. Что же касается до скелетов лошадей, то, по всей вероятности, они представляют собой павших лошадей тех рабочих, которые возводили в 1701 г. эти колоссальные насыпи псковских земляных укреплений.
По раскопке придела было приступлено к выемке земли из паперти, каковая и обнаружена до половины. Главный храм остаётся не тронутым ещё раскопкой, и в нём, по всей вероятности, можно будет найти части обрушившегося купола и степной живописи.
Выслушав этот доклад, собрание постановило: 1) просить Ф. А. Ушакова продолжать раскопку с весны 1900 г.; 2) деньги 99 руб. 2 коп. хранить на особом счету для раскопки церкви; 3) о пагодаритъ причт Петропавловской церкви и члена Общества И.В. Апащикова за их труды по сбору средств на производство раскопки; 4) просить жителей Пскова оказать посильное содействие в сборе сумм на постройку часовни на месте обнаруженной старинной церкви Рождества и на реставрацию крыши Покровской башни на реке Великой» (Журнал заседания, 1900а).
Содействовали в сборе средств не только псковичи. 12 декабря 1899 г. «Псковский городской листок» известил, что профессор С. Ф. Платонов, приезжающий в Псков со студентами для ознакомления их с монументальными памятниками старины, намерен прочесть лекцию «Псков при Иоанне Грозном и в смутное время» в пользу ПАО на постройку часовни или другого памятника на месте обнаруженной раскопками церкви Рождества в Поле на Верхне-Петропавловской улице (ПГЛ, 1899е).
На очередном заседании ПАО 14 марта 1900 г. было подтверждено поручение о продолжении раскопок весной (Журнал заседания, 19006). Однако в годовом отчёте за 1900 г. отмечено лишь об израсходовании 52 руб. 35 коп. на паем рабочих для постройки ограды вокруг раскапываемой церкви Рождества (Годовой отчет, 1902). Очевидно, за год от ограды ничего не осталось, так как 22 мая 1901 г ПАО благодарило контору лесопильного завода Зиновьева за бесплатный отпуск материала на постройку там же ограды, а также, «...ввиду весьма незначительных средств Общества», решило отпечатать книжки для сбора пожертвований на окончание раскопок этой церкви и поддержание других памятников старины (Журнал заседания, 1901).
Однако отчетов о продолжении раскопок обнаружить не удалось. Сообщения о новых находках в газетах не печатались. Не была построена и предполагаемая часовня. А жители бывшей Верхне-Петропавловской ещё долго называли заметный пригорок на своей улице «молельной горкой».
Ф. А. Ушаков па основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740,1778, 1821, 1859 и 1896 гг. вычертил «План г. Пскова», па который нанёс и обозначил цифрами и буквами существующие и исчезнувшие памятники старины. Им была опубликована брошюра с описанием этого Сборного плана (Ушаков, 1901). Церковь Рождества на Пскове (на Кстове) по результатам раскопок обозначена на плане в конце Казанской улицы, но не па левой (как у Василёва в 1898 г.), а па правой, юго-восточной стороне улицы. А церковь Богоявления па Брезе изображена вдали от неё, на повороте улицы и бастиона. Указанный план через столетие переиздан и приложен к выпущенной в этом году Псковской областной типографией книге «Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций» (Храмы и монастыри, 2005). В пей опубликовано и составленное Ф.А. Ушаковым Описание плана, а также упомянутая статья В. Д. Щукина о Петропавловском соборе.
Литература
Василёв И.И., 1898. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. СПб.
Василёв И. И., 1889. Историко-статистический указатель города Пскова. Псков.
Годовиков И.В., 1860-1868. Вид древнего Пскова в 1581 г.//Древлехранилище ПГОИАХМЗ. Ф.174, № 28006(12). - Альбом, л. 12.
Годовой отчет, 1902: Годовой отчет ПАО за 1900 г.// ТПАО за 1901/1902 г. Псков.
Евгений, митрополит Киевский (Е.Л. Болховитинов), 1831. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. Ч. Ill—IV, Киев.
Журнал заседания, 1899: Журнал заседания ПАО 16.05.1899. Псков, оттиск.
Журнал заседания, 1900а: Журнал заседания ПАО 29.10.1899 //Псковские губернские ведомости, №1.
Журнал заседания, 19006: Журнал заседания ПАО 14.03.1900. Псков, оттиск.
Журнал заседания, 1901: Журнал заседания ПАО 22.05.1901. Псков, оттиск.
Лабутина И. К., 1985. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. М.
Левин Н.Ф., 2003. Псков на старых открытках. Вып.4. Псков.
Левин Н.Ф., 2005. Псков на старых открытках. Сводное издание. Псков.
Окулич-Казарин Н.Ф., 1915. Новые данные по топографии и истории Пскова // ТПАО. Вып. 11. Псков.
Псковский городской листок (ПГЛ), 1898. №73 (27.09).
ПГЛ, 1899а. №39 (19.05).
ПГЛ, 18996. №43 (06.06).
ПГЛ, 1899в. №45 (16.06).
ПГЛ, 1899г. №48 (27.06).
ПГЛ, 1899д. №66 (29.08).
ПГЛ, 1899е. №96 (12.02).
ПГЛ, 1903. №41 (01.06).
Сборник МАМЮ, 1913. Сборник МАМЮ «Псков и его пригороды». Т. V. Кн.1. М.
Сборник МАМЮ, 1914. Сборник МАМЮ «Псков и его пригороды». Т. VI. Кн.2. М.
Суворов Н.С, 1905-1907. Псковское церковное землевладение в XVI и XVII вв.//ЖМНП.
Ушаков Ф.Л., 1901. Описание к Сборному плану г.Пскова, составленному по летописям, актам и по планам и чертежам 1581, 1694, 1740, 1787, 1821 и 1859 гг. Псков.
Храмы и монастыри губернского Пскова, 2005. Сборник дореволюционных публикаций. Сост. и автор вступ. статьи Н.Ф. Левин. Псков. Щукин В. Д., 1883. Пстро-Павловский собор в городе Пскове. Псков.
***
Левин, Н. Ф. Первые археологические раскопки в Пскове / Н. Ф. Левин // Археология и история Пскова и Псковской земли: материалы LI науч. семинара, посв. памяти В.В. Седова. - Псков, 2006. - С. 14-25. - Библиогр.: с. 24-25.