10 февраля – день Памяти русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, творческая жизнь которого неразрывно связана с Псковской губернией. Сюда, в имение Михайловское, его привозили ребенком. Сюда приезжал он юношей - после окончания Лицея. Здесь он провел и годы ссылки - с августа 1824 по сентябрь 1826 гг.
Вдохновленный первозданной природой и историей этих мест, а также атмосферой русского быта и бытия, поэт создал здесь более ста произведений (трагедию «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэму «Граф Нулин», стихотворения «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие).
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.
(А. С. Пушкин)
Духовному воскресению поэта способствовало и соприкосновение со Святогорским монастырем - «хранителем заветов старого русского благочестия», а также простыми и сердечными людьми, живущими здесь. Пушкин испытал на Псковщине настоящее перерождение, обогатившее его как человека и как художника-творца и давшее импульс всему творчеству в дальнейшем. Но все случилось далеко не сразу:
(«У Лукoморья». С. С. Гейченкo. Лениздат, 1977).
Святогорский монастырь
Эти воспоминания мы находим в книге Семена Степановича Гейченко – знаменитого музееведа и просветителя, доброго Домового – директора и хранителя Пушкинского музея-заповедника. Во многом именно благодаря подвижническому труду этого человека сегодня заповедник – то, что вдохновляет поэтов, художников, музыкантов на созидающее творчество.
Все мы знаем, что смерть Пушкина была трагической: на Чёрной речке в тот далёкий роковой январский день - 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года не дрогнувшая рука Жоржа Дантеса произвела сокрушительный выстрел по гению русского слова... А спустя два дня, 29 января (10 февраля) сердце 37 летнего гения русской словесности перестало биться навсегда….
Поэту дали пистолет. Поэту - дали!
Заместо далей и карет, заместо талий.
Взамен гусарских эполет
Поэту дали пистолет…
И пулю круглую в живот
Поэту дали.
Поэту дали пистолет в живую руку,
Как будто может он держать такую штуку,
Чтоб осквернилась на века чужим предметом
Одна нежнейшая рука - рука поэта.
(Наталья Лаврецова «Дуэль»)
Эти строки принадлежат псковской поэтессе Наталье Лаврецовой. И, безусловно, это стихотворение – не единственное в псковской литературе посвящение Александру Сергеевичу Пушкину. В поэтическом ларце каждого автора мы обязательно находим строки в память о великом поэте.
Ступени вверх. Ступени на Синичью.
Как круто камни кем-то сложены!
А наверху, у храма, гомон птичий
И тихая могила у стены.
Ступени солнцем северным согреты,
Стёрт камень их за годы неспроста.
Там, наверху, - пристанище Поэта,
Поэзии российской высота.
Эти строки псковской поэтессы Ирены Панченко напоминают о том, что Пушкин ведь завещал похоронить себя именно в Святых Горах. Почему же здесь? «А хoрoшo же здесь! Высоко. Сухо. Деревья шумят. Никакой тебе суеты. И этот белый древний храм, словно богатырь, и этот посёлок, по которому он часто хаживал сюда, в обитель древнюю. И вдруг он ясно представил себе собственную «таинственную сень». Я – где? Где? Там, в свинском Петербурге? О, нет! Ни за что. Здесь! Только здесь. Здесь хорошо… <> Лучше кладбища, чем в моей псковской деревне, вряд ли где в другом месте сыщешь. Земля не земля, а пух. А вид. Вид вокруг – загляденье…» - Пушкин А. С.» («У Лукoморья». С. С. Гейченкo. Лениздат, 1977).
Завет поэта был исполнен - Святогорский монастырь стал последним его приютом. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены.
(«У Лукoморья». С. С. Гейченкo. Лениздат, 1977)
Максимов Кондрат Евдокимович (Россия, 1894-1981) Прибытие тела А.С. Пушкина в Святогорский монастырь
В тени дерев, в Святых Горах,
Близ храма скромная могила
Любимого поэта прах
Покоем вечным осенила.
И крест без надписи стоит,
Зарос травой в забвеньи диком.
Но сердцу что-то говорит
Здесь о родном и о великом...
И скоро гордый мавзолей,
Украсив холм уединенный,
Укажет, где в тени ветвей
Лежит поэт наш вдохновенный.
Так после смерти Пушкина написал псковский губернатор Федор Федорович Бартоломей. Он посвятил свое стихотворение не только памяти великого поэта, но и образу мраморного памятника над его могилой, который появился здесь спустя 4 года после его смерти.
Памятник очень прост и строг: на трех гранитных четырехугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей - скрещенные факелы, над ними лавровый венок. На гранитном цоколе высечены слова: «Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года».
Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, постановлением Малого Совнаркома РСФСР от 17 марта 1922 года были признаны заповедными и взяты под охрану государства. Сегодня Пушкинский Заповедник - уникальный памятник русской культуры национального значения. Он овеян народной любовью и вызывает интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.
Ты был в Михайловском, дружище?
Сходи. Ты там познаешь Русь.
Все, что мятежным сердцем ищем,
Ты там найдешь. Я спорить не берусь,
Коль кто-то усомнится в этом.
Отсюда так прозрачна даль!
В душе становится поэтом
Любой приехавший сюда.
Ты там услыши песню солнца
И вызов злу, бесчестью суд.
Усадьбы светлые оконца
Тебя, как гостя, позовут.
Ты там душою станешь чище.
Светлеет разум в звуках лир.
Ты был в Михайловском, дружище?
Сходи. Ты там познаешь мир.
Прав Иван Васильевич Виноградов – Пушкиногорье – это особый мир, здесь даже воздух пропитан пушкинским гением, а зрячий сердцем человек обязательно почувствует разлитую в природе заповедника красоту, простоту, ясность, сердечность... Здесь прекрасные первозданные леса и бескрайние поля, здесь «дуб зеленый» и «скамья Онегина» на склоне туманной Сороти, здесь Пушкин жив и он всегда рядом, нашептывает шелестом листьев нам свои поэтические строки.
«Переступив границу заповедника, мы вступаем в особый мир, где каждый миг твоей жизни и каждый шаг исполнены высокого значения. Тут вспоминаешь Пушкина, хотя живым его никогда не видел, здесь он жив! Он реален. Мы предвидим его появление и уходим в убеждении, что слышали его голос. Сколько раз ни приезжаешь сюда - глядишь на эту природу, на этот скромный уют, и новым смыслом оживляются давно знакомые строки...И - словно повернулись стрелки веков,- возвращается ушедшее время. Оно сопрягается с будущим временем и с твоим, и знаешь, что заповедник будет жить великою жизнью для потомков, для поэзии, для России, для мира! Всегда!»
(Ираклий Андроников)
Ушел наш любимый поэт в самом развитии своих творческих сил и унес с собой некую великую тайну, разгадывать которую суждено нам на протяжении всей нашей земной жизни, а, быть может, и вечности, ибо душа человека, по счастью нашему и спасению, вечна. И, если вы еще не осознали эту непреложную истину нашего бытия, то отправьтесь на Святую Синичью – место, где время остановилось.
«С Синичьей Святой горы далеко окрест разливается голос колокола. Серебро его печальной песни сливается с радостью золотых солнечных лучей, тишиной невесомого кружения снегопада, словами молитвы о Пушкине, о России, о каждом из нас. Слышите?!» (Г. Н. Василевич, директор Пушкинского заповедника).
Нет, не покой бесстрастный -
Здесь величье;
Нет, не бесплодный стон -
Глагол в сердца:
Святые Горы вкруг горы Синичьей,
Как тысяча венков
Вокруг венца.
Он здесь, поэт,-
От радости до боли,
В России весь,
С отчизной навсегда.
Он щедр и горд.
Он - дружба, вера, воля.
И что ему года и холода.
Не выстынет,
С таким огнем воспетый,
И пыл сердец,
И гордый дух славян.
Пока лучится солнце над планетой,
Не властна тьма над солнцем россиян!
Литература:
- Виноградов, Иван Васильевич. Клятва: Стихотворения / Предисл.И.Ф.Курчавова. - М.: Сов.Россия, 1984. - 61 с.
- Григорьев Игорь Николаевич. Целую руки твои : лирика. – Л. : Лениздат, 1975. – 112 с.
- Гейченко, Семён Степанович. У лукоморья: Рассказывает хранитель Пушк. заповедника / Авт. вступ. ст. М. Дудин; Рис.В.М.Звонцова. - 3-е изд., доп. - Л. : Лениздат, 1977. - 384с.
- Лаврецова Наталья Анатольевна. Числюсь по России : стихи / Лаврецова Наталья Анатольевна - Псков : Псковское возрождение, 2003. - 128 с., 1 л.
- Панченко Ирена Язеповна. Осень тоже красива : стихотворения / Панченко Ирена Язеповна / Ирена Панченко ; [худож. И. Я. Панченко ; ред., авт. вступ. ст. А. П. Казаков]. - Псков : [б. и.], 2008.
Материали подготовила Голубева А.