Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пскове

unesco600

Региональный центр по сохранению исторической памяти разработал Краеведческие кейсы: материалы для уроков регионоведения и библиотечных мероприятий.

Кейс 1. «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пскове»

 

Введение

16 ноября 1945 года учреждена ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – специализированное учреждение Организации Объединённых На­ций по вопросам образования, науки и культуры.

unesko logo1unesko logo2

Рис. 1: Эмблема всемирного наследия ЮНЕСКО

Эмблема всемирного наследия, созданная художником Мишелем Олиффом и утвержден­ная на 2-й сессии Комитета всемирного наследия в Вашингтоне в 1978 году, представляет со­бой глубокий символизм. Она отражает неразрывную связь между культурным и природным наследием, объединяя круг, олицетворяющий природу, и вписанный в него квадрат – символ человеческого творения. Круглая форма эмблемы не только напоминает о форме земного ша­ра, но и подчеркивает идею защиты и сохранения. Этот знак стал визуальным воплощением принципов Конвенции, демонстрируя приверженность стран-участниц ее целям, а также слу­жит маркером для объектов, удостоенных чести войти в Список всемирного наследия.

Такие объекты обязаны сопровождаться эмблемой вместе с логотипом ЮНЕСКО, что под­черкивает их уникальность и всемирную значимость. Установка информационных табличек призвана информировать как местных жителей, так и иностранных гостей о том, что эти па­мятники представляют ценность не только для страны, на территории которой они находятся, но и для всего человечества.

Псков, город с богатой историей, долгое время стремился попасть в этот престижный спи­сок. Для его жителей, веками защищавших рубежи государства, каждый памятник и каждый уголок города заслуживал международного признания. Первоначально в заявку были включе­ны 18 объектов, но в 2016 и 2017 годах комитет отклонял предложения из-за неполного пакета документов. Однако в 2018 году материалы были доработаны и отправлены снова, и на этот раз усилия увенчались успехом – на 43-й сессии ЮНЕСКО в Баку в июле 2019 года заявка была одобрена.

В список вошли храмы псковской архитектурной школы, расположенные в историческом центре города на берегу реки Великой. Эта школа стала одной из самых влиятельных в русской архитектуре, формируя обмен идеями и отражая эволюцию стилей на протяжении пяти веков. Ее уникальные архитектурные и декоративные решения, воплощенные в псковских церквях, получили мировое признание как выдающийся вклад в культурное наследие человечества.

1. Объекты ЮНЕСКО в Пскове

В список ЮНЕСКО вошли церкви псковской архитектурной школы, расположенные в историческом центре Пскова и на берегу реки Великой. Псковская архитектурная школа является одной из наиболее влиятельных русских архитектурных школ.

1.1. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря

Собор Иоанна Предтечи, главный храм Иоанновского женского монастыря, является уни­кальным памятником древнерусской архитектуры, чьи белокаменные стены вот уже более вось­ми веков хранят историю Псковской земли. Построенный в первой половине XII века, он стал одним из первых каменных храмов средневекового Пскова и важнейшей княжеской усыпаль­ницей.

ioanovskyi

 Рис. 2: Собор Иоанна Предтечи

Под его сводами обрели вечный покой выдающиеся женщины псковской истории: святая княгиня Марфа (Мария Дмитриевна) – внучка Александра Невского и супруга святого кня­зя Довмонта-Тимофея, а также семья князя Ярослава Стриги-Оболенского, при котором был основан знаменитый Псково-Печерский монастырь. Но особое почитание псковичей снискала основательница обители – святая Евпраксия (в миру Евфросинья), дочь полоцкого князя. Ее трагическая гибель от руки пасынка мужа-князя и последовавшее за этим чудо – мироточение иконы Спасителя над ее гробом 18 мая 1243 года – навсегда связали ее образ с духовной исто­рией Пскова. Сегодня над ее мощами по-прежнему пребывает чудотворный образ Христа.

Собор уникален не только своей историей, но и архитектурой – это единственный храм Пскова, где полностью восстановлены первоначальные элементы: характерное позакомарное покрытие и шлемовидные купола, придающие ему неповторимый древнерусский облик. В 1990-­е годы, благодаря усилиям известного писателя Валентина Курбатова, храм был возвращен к жизни. Его вклад в возрождение приходской жизни был увековечен необычной фреской в притворе, созданной иконописцем и бывшим настоятелем храма отцом Андреем Давыдовым. На ней Курбатов изображен среди прихожан - как часть живого образа «народа Божьего», идущего к алтарю. Эта роспись, наряду с другими фресками и иконами работы отца Андрея, преврати­ла собор не только в памятник старины, но и в живое свидетельство непрерывной духовной традиции, связывающей прошлое и настоящее Пскова.

freska ioanna predtechi

Рис. 3: Фреска в соборе

1.2.  Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря (Преображенский собор)

Собор Преображения Господня Мирожского монастыря – уникальный памятник древнерусского зодчества, первая каменная церковь Пскова и единственный на Руси храм, построенный в чисто византийском стиле. Его возведение в период становления христианства на северо-западных рубежах Руси стало знаковым событием в истории русской архитектуры. Главная сокровищница собора – прекрасно сохранившиеся домонгольские фрески XII века, создан­ные греческими мастерами высочайшего класса. Эти росписи, покрывающие около 80% стен сплошным живописным ковром, представляют собой редчайший пример византийской фрес­ковой живописи, не имеющий аналогов в России по степени сохранности и художественной ценности.

Обнаружение фресок в 1858 году стало настоящей сенсацией – во время ремонтных работ под слоями штукатурки и побелки открылись древние изображения, чудом уцелевшие за во­семь веков. Сегодня увидеть эти шедевры – большая удача, поскольку доступ в собор строго ограничен. Для сохранения уникальных росписей в храме поддерживается особый микрокли­мат: в сырую погоду и во время дождя посещение становится невозможным. Реставрационные работы, инициированные императором Николаем II и проведенные суздальскими мастерами, позволили сохранить это бесценное наследие для будущих поколений.

mirozhskiyi

Рис. 4: Преображенский собор (слева)

05425 20141029 001409

Рис. 5: Домонгольские фрески

Мирожский монастырь хранит и другую святыню – чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы, находящуюся в Стефановской церкви. Этот образ, изображающий Богоматерь с воздетыми руками, прославился чудесным истечением слез во время эпидемии 1567 года, что спасло город от мора. Ежегодно 7 октября (24 сентября по старому стилю) здесь совершается особое празднование в честь иконы. По преданию, первообраз был увезен Иваном Грозным, а в монастыре остался чудотворный список.

История монастыря неразрывно связана с культурной жизнью Древней Руси – именно здесь велось летописание и, по некоторым данным, переписывалось знаменитое «Слово о полку Игореве». Основателем собора стал выдающийся церковный деятель XII века – епископ Нифонт, который, согласно преданиям, лично собирал пожертвования на строительство, обходя город с посохом и чашей. Сегодня Мирожский монастырь остается не только действующей обителью, но и уникальным музеем древнерусского искусства, где каждый камень дышит историей.

1.3.  Ансамбль Снетогорского монастыря (собор Рождества Богородицы)

Собор Рождества Богородицы, являющийся частью древнего монастырского ансамбля XIII века, представляет собой уникальный памятник псковской архитектурной и художественной традиции. В отличие от знаменитого Преображенского собора Мирожского монастыря с его византийскими фресками, здесь сохранились исключительно работы псковских мастеров, де­монстрирующие самобытность местной иконописной школы. Хотя собор сейчас находится на реставрации, монахини обители с радушием сопровождают посетителей, позволяя им увидеть эти бесценные росписи, которые продолжают жить под заботливым попечением современных хранителей.

snetogorskyi sobor rozhdestva bogorodicy

Рис. 6: Собор Рождества Богородицы

snetogorskyi

Чтобы попасть в этот удивительный храм, нужно совершить небольшое паломничество на вершину Снятной горы, чей живописный мыс веками служил естественным укреплением. С реки открывается захватывающий вид на геологическое чудо – обнажения древних горных по­род девонского периода, возраст которых исчисляется сотнями миллионов лет. Эта уникальная природная крепость стала идеальным местом для монастыря-форпоста, основанного, по всей вероятности, легендарным князем Довмонтом-Тимофеем в конце XIII века.

snetogorskyi freski

Рис. 7: Фрески в соборе

История обители неразрывно связана с военной историей Пскова. Как стратегически важ­ный пункт, контролировавший подходы по реке Великой со стороны Псковского озера, мона­стырь не раз принимал на себя первый удар вражеских войск. Его стены помнят нашествия армий польского короля Стефана Батория и шведского монарха Густава II Адольфа. Особый интерес представляют сохранившиеся руины уникальной восьмигранной колокольни XVI века с дозорной вышкой – единственного сооружения такого рода на всей Псковской земле.

Сегодня эта древняя обитель, некогда бывшая мужским военным монастырем, возрождена как женская монашеская община. Монахини не только хранят многовековые традиции, но и бережно делятся с посетителями духовным и историческим наследием этого особого места, где камень, фрески и сама земля рассказывают удивительную историю псковской земли.

 1.4. Церковь Михаила Архангела с колокольней

На подъезде к Троицкому собору гостей Пскова встречает древний храм XIV века. В начале XX века, во время церковного раскола, именно эта церковь на несколько лет стала главным кафедральным собором города. Когда к власти пришли большевики, «обновленцам» передали Троицкий собор – официально главный храм Пскова, – однако верующие отказались посе­щать его. Так кафедральным собором вновь стал храм Михаила Архангела. В те послерево­люционные годы, после избрания патриарха Тихона, приверженца традиционных церковных устоев, среди духовенства появились те, кто призывал к сотрудничеству с новой властью. Это вызвало глубокий раскол: все, кто остался верен каноническим традициям, покинули Троицкий собор.

mihail arhangel hram

Рис. 8: Церковь Михаила Архангела

История самого храма Михаила Архангела восходит к 1339 году – тогда церковь находи­лась практически в крепостной стене. Позже, в XVII веке, к ней пристроили каменную ша­тровую колокольню, которая сохранилась до наших дней. После долгих десятилетий забвения первая служба в возрожденном храме состоялась в июле 1995 года.

Весть об открытии церкви всколыхнула верующих – люди несли сюда сохраненные иконы. Восстановление иконостаса стало общим делом мастеров из разных городов: нижний местный ряд написали в Москве, Царские врата, дьяконские двери и праздничный ряд создали в Твери, а верхние ярусы иконостаса выполнили псковские иконописцы.

1.5. Церковь Покрова от Пролома

В углу Окольного города Пскова стоит удивительный храм XVI века – каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую местные жители называют не иначе как чудом. Это место, где псковичи остановили многотысячное войско польского короля Стефана Батория, фактически поставив точку в изнурительной Ливонской войне. Решающий штурм города был назначен как раз на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. В тот судьбоносный момент все горожане собрались в Троицком соборе на молитву, а в монастыре остался лишь слепой старец Дорофей. Вдруг он, словно прозрев, увидел, как перед ним возник огнен­ный столб, из которого явилась сама Богородица. Она указала, откуда ждать нападения. Хотя полякам удалось пробить крепостную стену, псковичи успели возвести новую линию оборо­ны. Два дня длился ожесточенный штурм, но город выстоял. Пораженный Баторий, отступая, заявил, что Псков заколдован и взять его невозможно.

pokrovka hram

Рис. 9: Церковь Покрова от Пролома

После этих событий церковь получила второе название – «от Пролома», а историк Николай Карамзин позже напишет в «Истории государства Российского», что именно Псков тогда спас всю Россию от величайшей опасности. Уникальность этой церкви еще и в том, что она представляет собой два храма в одном. После победы над поляками рядом с Покровской церковью возвели храм Рождества Пресвятой Богородицы. Со временем оба здания перестроили в еди­ный ансамбль, соединив их скромной звонницей. Симметричные апсиды и притворы с обеих сторон создают удивительную гармонию, превращая храм в настоящий архитектурный шедевр.

1.6. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

В самом сердце Пскова, буквально в двух шагах от Кремля, возвышается еще один древний храм XV века – церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья. Как и многие псковские храмы, включенные в список ЮНЕСКО, она относится к числу кончанских – в эпоху Псковской вечевой республики, когда город делился на административные округа – «концы», подобные храмы служили центрами не только духовной, но и общественно­политической жизни. В их надежных стенах псковичи хранили стратегические запасы, в том числе порох для обороны города.

Нынешняя каменная церковь, построенная в середине XV века, сменила собой сгоревшую деревянную предшественницу. Ее история буквально пронизана огненными испытаниями: пер­вый пожар случился еще в 1458 году, затем каменный храм горел в 1507 году, когда во время возгорания взорвался хранившийся там порох, а в 1541 году огонь вновь не пощадил святыню. В XX веке храму пришлось пережить новые испытания – во время Великой Отечественной войны он пострадал от бомбежек и был сожжен.

kozma damian primostie

Рис. 10: Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Возрождение церкви началось в 1950-е годы, как и у большинства псковских храмов. Уже через десятилетие зданию вернули прежний облик: появились окна, двери и новая кровля. Од­нако внутренние работы растянулись на долгие годы. В этот период в храме размещались пере­плетная мастерская и типография. Лишь в 2008 году, после многолетней реставрации, древняя церковь вновь открыла свои двери для прихожан, продолжив многовековую историю служения городу и его жителям.

1.7. Церковь Георгия со Взвоза

В границах древнего Окольного города стоит храм XV века – церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца, бережно отреставрированная в 2016 году. Это место хра­нит память о малоизвестном факте: именно здесь, у Власьевской башни, находилась первая на Руси таможня. Иностранным купцам запрещалось торговать в самом Пскове – они привозили товары к башне, где псковские оценщики выдавали своеобразные «сертификаты качества». Поз­же, дальше по течению реки, появился специальный торговый причал – «взвоз», где разгружа­ли товары. Рядом с этим стратегическим местом в 1494 году и возвели каменный Георгиевский храм, занявший важную позицию у переправы через реку Великую под защитой крепостных стен.

georgiy so vzvoza

Рис. 11: Церковь Георгия со Взвоза

Храм хранит множество загадок. В 1860 году здесь обнаружили замурованную гробницу с дубовым гробом, в котором покоился скелет, завернутый в саван. По преданию, это могли быть останки преподобного Иоанна, Псково-Печерского затворника, который в 1594 году поселился прямо в крепостной стене и 22 года провел в полном молчании, питаясь одной рыбой. В кон­це XIX века при храме открылась уникальная церковно-приходская школа для православных эстонцев и латышей, где богослужения велись на славянском и латышском языках.

Окрестности храма – настоящая священная земля, где, по преданиям, покоится прах многих верных христиан и защитников Пскова. Неслучайно эта территория исторически была самым уязвимым местом города – практически все враги, шедшие на Русь, пытались прорваться имен­но здесь. В 1701 году по приказу Петра I здесь соорудили земляную батарею на случай швед­ского наступления. Эта оборонительная насыпь, словно немой страж, сохранилась до наших дней, напоминая о бурной военной истории этого места.

1.8. Церковь Богоявления со звонницей

В самом сердце древнего Запсковья, на берегу реки Псковы, стоит уникальный храм XV ве­ка, бережно отреставрированный в 2009 году. Эта церковь Богоявления – единственная в городе, сохранившая в первозданной чистоте классическую псковскую средневековую архитектуру с её удивительной приземлённостью. В отличие от устремлённого ввысь Троицкого собора, этот храм с его асимметричной композицией словно прильнул к земле – лишь два небольших купола и скромная звонница едва обозначают вертикальные акценты.

bogoyiavlenyia s zapskoviyia

Рис. 12: Церковь Богоявления со звонницей

Эта удивительная архитектура в XX веке произвела неизгладимое впечатление на великого французского архитектора Ле Корбюзье. Вдохновлённый псковским храмом, он использо­вал его образ при создании знаменитой капеллы Нотр-Дам-дю-О в Роншане, признавшись, что именно Богоявленская церковь подсказала ему идею этого шедевра современной архитектуры.

Храм хранит множество тайн – в разные годы здесь обнаруживали древние фрески и неизвестные захоронения. Во время реставрационных работ советского периода был раскрыт свод­чатый подклет (аналог подвала в храмовой архитектуре), где нашли огромное количество человеческих черепов, однако их происхождение и история так и остались загадкой.

Второе название храма – церковь Богоявления в Бродех – связано с особенностями мест­ности: неподалёку от церкви находилась удобная бродовая переправа через реку Пскову. Это место, где история, архитектура и тайны переплелись в удивительный узор, создавая неповто­римый облик одного из самых загадочных храмов древнего Пскова.

1.9. Церковь Николы с Усохи

В Среднем городе Пскова, на месте некогда высохшего болота, возвышается величествен­ный храм XVI века – церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи. Этот богатый купече­ский храм, построенный на главной улице древнего Пскова, где селилась местная знать, в свое время уступал по размерам лишь Троицкому собору. Особую таинственность храму придает пристроенная вплотную к его юго-восточному углу часовня «Неугасимая свеча», где на стене был изображен почитаемый фресковый образ Николая Чудотворца, перед которым никогда не гасли лампады и свечи.

nikola so usohi

Рис. 13: Церковь Николы с Усохи

С этим местом связана жутковатая легенда времен Ивана Грозного. В 1570 году, когда царь проезжал мимо храма, внезапный колокольный звон, как того требовал церковный устав, испу­гал его коня. В ярости Иван Грозный приказал снять колокол и учинить над ним жестокую рас­праву: отрубить «язык» и «уши». По преданию, из повреждений колокола хлынула настоящая кровь, словно наказанию подверглось живое существо. Этот мрачный эпизод навсегда вписался в историю храма, добавив к его величественному облику оттенок трагической таинственности.

1.10. Церковь Василия на Горке 

В нескольких шагах от Никольского храма, в самом сердце Среднего города, возвышается церковь Василия на Горке – уникальный памятник псковского зодчества первой половины XV века, сохранившийся со времен расцвета Псковской вечевой республики. История этого храма неразрывно связана с именем знатного «немчина» Василия Дола, считающегося предком дворянского рода Яхонтовых, к которому принадлежал поэт Александр Яхонтов, современник и знакомый Пушкина.

Архитектура храма представляет собой удивительный синтез псковских и московских тра­диций – строгие псковские формы здесь сочетаются с элементами московского зодчества. Осо­бое значение имела звонница, размещавшаяся на крепостной башне: ее колокола не только созывали верующих на молитву, но и предупреждали горожан о приближении врага. Имен­но здесь в 1581 году звонил осадный колокол, оповещавший псковичей о наступлении войск Стефана Батория.

Эта церковь, как и девять других рассмотренных нами псковских храмов, представляет со­бой наглядную энциклопедию развития местной архитектурной школы. Несмотря на то, что псковские зодчие работали по всей Руси – от Москвы до Казани и Свияжска, именно в родном городе они наиболее полно воплотили эволюцию строительного мастерства: от первых опытов каменного зодчества до вершин технического совершенства. Каждый из этих десяти храмов – живой свидетель псковской строительной традиции, сохранивший для потомков уникальные архитектурные решения, выработанные поколениями местных мастеров.

detskyi park

Рис. 14: Церковь Василия на Горке

Заключение

Несмотря на то, что псковские архитекторы работали над памятниками по всей России, именно десять псковских церквей, представленных выше, являются иллюстрацией местного представления о ранних принципах строительства.

__________________________________________

Теоретический кейс

Внимательно прочитайте текст и выполните предложенные задания

   Лист заданий в формате .pdf>>>

   Ссылка на интерактивное задание по архитектурным элементам псковского православного храма: https://learningapps.org/view41571700

_________________________________________

Практический кейс

Исследование объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пскове

Задача:

Вам и вашей команде нужно подготовить небольшую презентацию о двух главных объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО в городе Пскове. Вы должны рассказать о их историческом значении, архитектурных особенностях и роли в культуре региона.

Объекты для исследования:

Выбрать самостоятельно из текста.

  1. Исторический обзор:
    • Когда и кем был построен объект?
    • Какие исторические события связаны с этим местом?
  2. Архитектурные особенности:
    • Какие материалы использовались?
    • В чем уникальность архитектурного стиля?
  3. Культурное значение:
    • Почему этот объект важен для региона и страны?
    • Какие легенды или интересные факты связаны с этим местом?
  4. Современное состояние и охрана:
    • Как заботятся о сохранении объекта сегодня?
    • Какие мероприятия проводятся для популяризации этого наследия?

Творческое задание:

Создайте небольшую памятку, презентацию или плакат с фотографиями и кратким описанием объекта, чтобы поделиться своими знаниями с одноклассниками.

________________________________________________________________

Рекомендации для учителя по работе с краеведческими кейсами

1. Подготовительный этап

  • Изучите кейс полностью: ознакомьтесь с содержанием теоретической части, тестовыми вопросами, практическими заданиями и творческой частью.
  • Определите цели урока: что именно вы хотите развить у учеников — знания, исследовательские навыки, творческое мышление или умение работать в команде.
  • Подготовьте необходимые материалы: карты, фотографии, ресурсы для исследования, материалы для презентаций и творчества.

2. Введение в работу с кейсом

  • Объясните ученикам структуру кейса.
  • Мотивируйте их: расскажите о значимости краеведческих знаний и о том, как они помогут лучше понять родной край.

3. Работа с теоретической частью

  • Предложите ученикам самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом или проведите совместное обсуждение.
  • Используйте диалоговые методы: задавайте вопросы по содержанию, стимулируя интерес и понимание.

4. Выполнение тестовых вопросов

  • Проведите тест в форме викторины или письменного задания для закрепления знаний.
  • Обсудите правильные ответы вместе с классом, объясняя сложные моменты.

5. Практическая часть

  • Разделите класс на группы для выполнения практических заданий (например, исследование объекта, создание модели или экскурсионного маршрута).
  • Обеспечьте поддержку: помогайте группам в поиске информации и организации работы.
  • По завершении – организуйте презентацию результатов.

6. Творческая часть

  • Предложите учащимся подготовить плакаты, эссе, мини-проекты или видеоролики по теме кейса.
  • Поощряйте использование различных форм выражения – рисунков, фотографий, рассказов или сценок.

7. Итоговая рефлексия

  • Проведите обсуждение: что нового узнали? Какие трудности возникли? Что было интересно?
  • Оцените работу учеников по критериям: полнота знаний, креативность, командная работа.

8. Итоговая оценка и обратная связь

  • Используйте результаты кейса для оценки уровня усвоения материала и развития навыков.
  • Дайте индивидуальные или групповые рекомендации по дальнейшему развитию интереса к краеведению.

Общие советы

  • Включайте в работу разные виды деятельности – так учащиеся смогут проявить себя в различных форматах.
  • Стимулируйте инициативу и самостоятельность учеников.
  • Используйте дополнительные ресурсы (экскурсии, встречи с краеведами) для повышения мотивации.
  • Помните о необходимости адаптировать задания под возрастные особенности класса.

 _________________________________________________________

Ссылки на дополнительные ресурсы:

  1. Морозкина Е.Н. Псковская земля. М.: Искусство, 1975. - Электронная книга на сайте>>>
  2. https://pskoviana.ru/vystavki/3729-ob-ekty-kulturnogo-naslediya-pskova-vklyuchennye-v-spisok-yunesko-obzor-pamyatnikov-i-knig
  3. https://pskoviana.ru/arkhiv-novostej/3656-pamyatniki-drevnego-pskova-vklyucheny-v-spisok-vsemirnogo-naslediya-yunesko
  4. Сайт Министерства культурного наследия Псковской области:    https://gkn.pskov.ru/deyatelnost/vsemirnoe-nasledie-yunesko

 

Материал для публикации предоставил
Региональный центр по сохранению исторической памяти
ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова" 

Сего Дня

3 октября 1788 года

3 октября 1788 года

Харитон Лукич Зуев становится правителем Псковского наместничества - 22 сентября ст. ст. Именным ука...

3 октября 1835 года

3 октября 1835 года

Пушкин снова в Михайловском. А. С. Пушкин пишет из Михайловского, куда он приехал в отпуск, Плетневу...

3 октября 1858 года

3 октября 1858 года

Александр II остановился в Пскове. По пути из Варшавы в Петербург, решив опробовать только что постр...

3 октября 1925 года

3 октября 1925 года

Автомобильное пассажирское движение в Псковской губернии. Две машины «Форд» открыли автомобильное па...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Сайт: https://www.pskovlib.ru