Региональный центр по сохранению исторической памяти разработал Краеведческие кейсы: материалы для уроков регионоведения и библиотечных мероприятий.
Кейс «Легенды и предания Псковской области»
Теоретическая часть
Псковская область, с её богатой историей и культурным наследием, изобилует легендами и преданиями. Особое место в этих легендах занимает сам Псков. Впервые город упомянут в «Повести временных лет» под 903 годом в связи с именем святой равноапостольной княгини Ольги Российской. Мы все хорошо знаем легенду, которая гласит о том, что в местечке Выбуты, что под Псковом, ее встретил князь Игорь, женой которого Ольга стала впоследствии. Здесь же, на Псковщине, в деревне Будник, по преданию, родился и князь Владимир – креститель Руси. В каждой исторической местности Псковского края свои любимые легендарные персонажи. Так, в Пскове это княгиня Ольга, князья Довмонт и Всеволод-Гавриил, купец Поганкин, царь Иван Грозный и Петр I. Иногда красивые легенды и их персонажи становятся литературными героями, о них пишут музыку и стихи для опер. Особый вопрос – это предания вокруг памятников истории и архитектуры, которыми очень богата псковская земля – Гремячая башня, Кутекрома, церковь Анастасии Римлянки и Ольгинская и Анастасьевская часовни. Народные предания доносят до нас тот неповторимый колорит, которым обладает каждая страница истории России.
Вот несколько из них:
1. Легенда о Псковском князе: Одна из самых известных легенд связана с князем Довмонтом, который был правителем Пскова в XIII веке. Говорят, что он был не только мудрым правителем, но и храбрым воином. Легенда гласит, что после его смерти в городе стали происходить чудеса: люди видели его призрак, который защищал город от врагов.
2. О Гремячей башне и вреде пьянства: Разные легенды связаны с высокой и прекрасной Гремячей башней, что на Запсковье. Одни рассказывают о заточенной в склепе под башней красавице. Другие утверждают, что башня эта на самом деле не псковская, а изборская. Известный псковский краевед Константин Евлентьев, положивший начало архиву и библиотеке Псковского археологического общества, в заметках об исследовании псковских подземелий упоминает еще одно народное поверье, связанное с Гремячей башней. Как-то в день памяти апостола Иоанна Богослова, который празднуется в Иоанновской церкви на Мишариной горе как престольный праздник, мастеровой, порядочно подгулявший ради праздника, поздно ночью возвращался в город. Ему повстречалось двое знакомых. Поздоровались они с ним и пригласили еще выпить. Зашли они в трактир. Земляки сами пьют и мастерового угощают. Когда же парень перед налитой ему чаркой перекрестился, вмиг пропало все вокруг. Оказался он на вершине Гремячей башни, да еще с обглоданной костью в руке! Хмель у мастерового тут же выбило весь. Еле живой от ужаса, дождался он утра, когда добрые люди помогли ему спуститься на землю. С тех пор зарекся он ходить на Мишарину гору в день святого Иоанна Богослова.
3. Труворова могила: На древнем пути с Востока на Запад на высокой скале стоит крепость Изборска, тесно связанная с Псковом. Его происхождение теряется в веках и окружено народными преданиями о князе Труворе (могила, крест, дорога). Ранее здесь было большое земляное городище с валом и рвом. В 1330 году псковский посадник Селога построил на скале каменную крепость, ставшую западным щитом Пскова. Крепость хорошо сохранилась как пример русского военного зодчества: шесть башен – Вышка, Темнушка, Луковка, Рябиновка, Колокольная и Плоская – и потайной ход к Славянским ключам. Место окружено легендами о битвах с немецкими рыцарями, богатырях-изборянах и исцеляющей силе надгробия Трувора. Живописные пейзажи, гранитные валуны и каменные кресты создают атмосферу глубокой русской старины.

4. Башня-душегубка: Легенда о Мстиславской башне в Псковской крепости, некогда грозной и устрашающей, отражает реальные исторические события. В XVI веке её называли «Душегубкой» из-за глубоких подвалов, где располагалась тюрьма. Говорили, что заключённые страдали от темноты и недостатка воздуха, и немногие покидали её живыми. Существует история о гибели татарских знатных людей, сосланных в Псков, которые провели там лишь ночь, после чего их тела были вынесены из подвалов. Псковичи считали, что это наказание было не человеческим.
Эти события связаны с заговором касимовского царевича Шах-Али, который пытался вести переговоры с Казанским ханством, нарушая указания регента Елены Глинской. В 1533 году царевич был сослан в Белоозеро, а его свита арестована и отправлена в Псков и Новгород. Большинство из них погибли в подземелье Мстиславской башни от недостатка воздуха, а оставшихся в живых вскоре убили. Жёны сосланных татар жили на Ямском дворе и были насильно крещены и выданы замуж после помилования царевича.
5. Гдовский Робин Гуд: В Гдовском районе Псковской области находится заповедник «Сороковой бор», окружённый густыми лесами и болотами, которые обросли легендами. Одна из них рассказывает о народном заступнике атамане Авдоне, известном как Авдоша. Он был главой разбойников, которые грабили богатых путешественников и помогали беднякам. Живя в укрытой пещере, Авдоша наблюдал за несправедливостью в обществе, особенно за жестоким помещиком Плюшиным. Чтобы отомстить помещику, Авдоша нанялся к нему на работу. Он заметил, как помещик готовится к роскошной свадьбе, в то время как крестьяне страдали от голода. В день свадьбы, когда гости уже наслаждались угощениями, Авдоша с разбойниками пришёл на праздник, угрожал помещику и забрал всю еду со стола, чтобы накормить голодных крестьян. Это событие стало легендой, и народ долго вспоминал, как Авдоша восстановил справедливость и поделился с бедными тем, что было у них отнято.

6. Легенда о Троицком соборе: По преданию, когда строили Троицкий собор в Пскове, мастера столкнулись с трудностями. Ночью им явился дух древнего мастера, который подсказал, как решить проблемы. Благодаря этому собор был построен и стал одним из символов города.
7. Вороний камень – защитник русских рубежей: Есть на бурном Чудском озере Вороний остров с легендарным Вороньим камнем. С вершины этого валуна-великана Александр Невский руководил русской ратью в знаменитом Ледовом побоище. Он – свидетель доблестной победы русских войск. Проходили годы, волны Чудского озера размывали Вороний остров, и камень медленно опускался в пучину озерную. Так каменный страж порубежной земли Псковской ушел на покой, и открылись широкие ворота на Псков. Обнаглели недруги. Темной ночью двинулись ливонские рыцари на многочисленных кораблях на разорение сел Псковской земли. Тихо проплывали враги над потонувшим Вороньим камнем, предвкушая победу. Нежданно пронесся ураган, разразилась буря, и из водяной пучины поднялся валун-великан, раскидал вражеские корабли и потопил всех рыцарей. Много раз покушались ливонские разбойники переплыть этот рубеж и овладеть Псковом. Но каждый раз Вороний камень подымался на поверхность озера, расчлененные части острова соединялись и уничтожали врагов в своих могучих объятиях. Сама «мать-земля» приходила на помощь защитникам Родины! И часто в глухие осенние ночи старые рыбаки, проплывавшие на своих бударах, слышали заглушенные звуки, доносившиеся со дна озера, похожие на лязг мечей и жужжание в полете острых стрел.

8. Илья Муромец в Себеже: Самый популярный сюжет о главном русском былинном герое «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике» и именно в этой былине упоминается славный город Себеж. Илья Муромец, слушавший утреню в Муроме, едет к князю Владимиру в Киев и получает завет не извлекать саблю зря и не натягивать лук без причины. По дороге он подходит к городу Себежу, где трое заморских царевичей с большим войском пытаются захватить город и взять в плен местного царя. Илья нагоняет их у морской пристани, побеждает оставшихся воинов и берет в плен трёх царевичей. Горожане возвещают царю Себежскому, тот радушно принимает Илью, спрашивает его имя и путь. Илья представляется уроженцем Мурома и сообщает, что едет «на мосты калиновы». Царь Себежский отвечает, что дорога к мостам калиновым лежит через их город, но она долгое время лежит опасной: тридцать лет от Соловья-разбойника никто не проходил и птица не пролетала. Былина показывает Себеж как укреплённый приграничный пристанский город-воин, важный транзитный пункт на пути к «мостам калиновым», который длительное время подвергался угрозе со стороны Соловья-разбойника до появления Ильи Муромца.
9. Легенда о великолукском кудеснике: С IX века Великие Луки посещали норманны, плывшие по Великому Греческому пути. Город развивался, вел торговлю с Новгородом и позже вошёл в его земли. Когда Рюрик прибыл в Великие Луки с дружиной, горожане приняли его радушно. На пире заговорили о кудеснике Мале; его внучки-близнецы Бея и Лея (13 лет) были похищены Аскольдом и Диром, желавшими завести семью и отыскать свободу на новых землях. Мал вернулся и просил Рюрика вернуть внучек, но Аскольд и Дир бежали вверх по Ловати с похищенными. Укрываясь, кудесник предсказал им княжение, но и гибель: их счастье и жизни будут отняты обманом. Воин дружины выстрелил в Мала, и тот погиб. Пророчество сбылось: последовавшие события (включая обман Олега и захват Киева) подтвердили предзнаменования. Судьба Беи и Леи осталась неизвестной.

Эти легенды и предания передаются из поколения в поколение, обогащая культуру и историю Псковской области.
_____________________________
Практическая часть
Внимательно прочитайте текст и выполните предложенные задания
Лист заданий в формате .pdf>>>
Ссылка на интерактивные задания: https://learningapps.org/view41687285
____________________________
Практический кейс
Задание 1: Напишите 5 предложений о том, что вас удивило или заинтересовало в тексте, и что бы вы хотели узнать дополнительно.
Задание 2: Составьте список из 3–5 ключевых фактов о каждой легенде (например, кто главный герой, где происходит действие, какой конфликт).
Задание 3: Выпишите из текста слова или выражения, которые обозначают:
- историческую местность,
- народное поверье,
- наказание/страдание.
Задание 4: Переделайте предложение «Легенда гласит, что после его смерти в городе стали происходить чудеса» в вопросительную и в отрицательную форму.
Творческое задание:
1. Напишите эссе «Нужны ли легенды современному обществу?» Приведите 2–3 аргумента «за» и «против», используйте примеры из прочитанного текста.
2. Сделайте туристический постер или краткий экскурсионный маршрут по легендарным местам Псковской области (3–5 пунктов) с 1–2 предложениями описания для каждого.
_____________________________
Дополнительные ресурсы:
- Васильев В. Ф. Легенды и предания Себежского края / Васильев В. Ф. - Псков : [б. и.], 1992. - 43, 1 с. - Полный текст>>>
- Статьи краеведческого портала "Псковский край": https://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblasti/kraevedcheskaya-kopilka/legendy-pskovskogo-kraya
- Степанов Ю.В. Легенды и предания Псковщины [Электронный ресурс] / Степанов Юрий Владимирович - Псков : Псков-Инфопресс, 1993. - 53 с. - Полный текст>>>
Материал для публикации предоставил
Региональный центр по сохранению исторической памяти
ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

