«Послание игумена Памфила» - одно из немногих произведений древнерусской литературы, живо и эмоционально рисующее народные обряды в день Ивана Купалы. Это был древний языческий праздник в ночь с 23 на 24 июня (ст. ст.), приуроченный к дню высшего солнцестояния, он носил веселый и разгульный характер. В ночь на Ивана Купалу добывали «живой» огонь, жгли костры и прыгали через них, сжигали или топили соломенных кукол, изображавших древних божеств (Купалу, Марену), водили хороводы, собирали травы и цветы, - сорванные в ночь на Ивана Купалу, они считались особо целебными и чудодейственными. С древним языческим праздником совпал один из основных христианских праздников - день Рождества Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), отмечаемый 24 июня (7 июля н. ст.). Купальские игрища противоречили христианским обрядам и морали, церковь пыталась бороться с языческими обычаями и верованиями, но они продолжали жить. Об этом свидетельствует и «Игумена Елеазаровой пустыни Памфила слово поучительное о дне Иоанна Предтечи к наместнику христолюбивого города Пскова и всему православному христианству» - такой заголовок имеет послание Памфила.
Памфил - игумен Елеазаровского монастыря - был учеником основателя обители преподобного Евфросина. Биографические данные о Памфиле очень скудные. Не установлено точное время игуменства Памфила, основным датирующим моментом является тот факт, что «Послание игумена Памфила» помещается в Псковской Первой летописи под 1505 годом.
Возмущенный тем, что день Рождества Иоанна Предтечи все еще проводится в «бесовских игрищах», Памфил пишет в Псков наместнику великого князя и вменяет ему в обязанность искоренять остатки язычества. По мнению Памфила, в этот день люди бесчестят Бога, впадают в неистовство и услаждаются непотребными игрищами: «Зашумит город, и возгремят в нем люди, охваченные беспутством...стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни - так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают».
Описывает Памфил и обычай собирать травы в день Ивана Купалы: «И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в пустоши и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин». Как человек церковный, Памфил осуждает это веселье с игрищами, плясками и чародейством. Искреннее возмущение Памфила придает описанию купальских игрищ эмоциональность и непосредственность.
Первое «Послание Памфила» не достигло цели: псковские наместники не проявили усердия в борьбе с остатками язычества, и Памфил отправляет в Псков второе послание на ту же тему, позаботившись о том, чтобы оно звучало более убедительно и грозно. В новой редакции «Послания» он почти дословно повторяет описание купальских обрядов, но говоря об ответственности наместников за жизнь и нравы псковичей, о тяжких последствиях и наказании за идолослужение, Памфил обращается к Священному Писанию; примеры и цитаты из Священного Писания придают его словам весомость, обоснованность, торжественность и красноречивость.
Краткая редакция Послания по сравнению с Летописной производит более непосредственное и живое впечатление, хотя и в ней Памфил ведет речь в согласии с литературными канонами и законами риторики. Свободное владение разными манерами повествования и риторическими приемами характеризует его как искусного и опытного стилиста.
Источники:
- Охотникова В. И. Литература древнего Пскова // Псковский край в литературе / под. Ред. Н. Л. Вершининой. – Псков, 2003. – С. 25-26.
- Послание игумена Памфила // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН>>>