Пушкинский Народный дом - открытие

teatre otkrytiyieВ 1876 году «Псковские губернские ведомости» известили горожан о том, что на на углу Садовой и Архангельской (современные улицы Ленина и Пушкина) началось строительство стационарного театра. В октябре здание было завершено. Согласно описанию, оно было деревянным на каменном цоколе, с большим залом, имевшим подсобные помещения для технических работ и было приспособлено и для цирковых представлений. Современный адрес - улица Пушкина, дом 3/13 и на этом месте стоит здание из красного кирпича построенное в 1906 году.

В ноябре 1876 года новое здание театра принял первых зрителей. Первые спектакли в стационарном помещении дала театральная труппа антрепренера и купца 2 гильдии Юлиана Николаевича Самоходского.

Труппы сменяли друг друга с различным успехом, за четыре года сменилось десять антрепренеров и далеко не все из них смогли выдержать до конца срок арендного контракта. Во многом это было связано с репертуаром, в котором преобладали мелодрамы из зарубежной жизни. Не менее двух раз псковичи смотрели популярную в те годы пьесу «Убийство Коверлей».

Настоящий успех имела труппа Дмитрия Лаухина в сезоне 1878 года, поскольку имела хорошо сыгранную труппу, представляла публике различные жанры: драму, водевиль, оперетту и преимущественно русских авторов.

Трагедией стал пожар, уничтоживший здание Псковского стационарного театра. Был объявлен сбор средств по подписке, но новое строительство не начиналось еще долгое время.

Только 23 мая 1903 года в Кутузовском саду на противоположном углу перекрестка состоялась закладка Народного дома имени А.С. Пушкина. Обстановка была самая торжественная. Сад был украшен флагами и гирляндами, были установлены шатер и палатки, а на эстраде разместились дамы во главе с губернаторшей княгиней Васильчиковой. На торжествах присутствовал Великий князь Владимир Александрович, который после молебна и установки закладного камня с табличкой собственноручно замуровал «на счастье» монеты, а после этой церемонии поднял бокал шампанского за процветание города. Великому князю был представлен архитектор проекта Эдуард Александрович Гермейер, который продемонстрировал эскизы и чертежи будущего здания.

Средства собирались медленно и строительство затянулось. 4 августа 1905 года этот вопрос экстренно обсуждала Псковская городская дума и приняла решение обратиться к частным благотворителям. Финальную крупную сумму в 25 тысяч рублей внес представитель купеческой семьи Сафьянщиковых благотворитель - Василий Яковлевич. Эти средства позволили закончить строительство в начале 1906 года, а 4 апреля состоялось долгожданное открытие Народного дома. Чествование памяти поэта было перенесено на 26 мая, день рождения Александра Сергеевича, но первый театральный вечер был посвящен его творчеству.

Важное событие театральной и общественной жизни Пскова освещала местная и столичная пресса. Журнал «Театр и искусство», издававшийся в Санкт-Петербурге, прислал своего корреспондента, тем более, что для парадного спектакля были приглашены столичные артисты.

Главной постановкой вчера стал «Скупой рыцарь», затем последовал дивертисмент и концерт.

teatre skypoi rycar

Первую часть вечера завершил дуэт Онегина и Ленского из оперы «Евгений Онегин», финальный номер концерта – интермедия из «Пиковой дамы».

В концерте блистал лирико-драматический баритон Беглар Богданович Амирджанов (сценическое имя Амирджан), который исполнял романсыи арии из опер на стихи Пушкина.

Отзывы прессы о вечере нельзя назвать восторженными. «Театр и искусство» подробно, внимательно, но без излишних комплиментов разбирает игру актеров, отдавая дань особенностям их таланта и реакции публики, отмечая важность события.

Городская газета «Псковский листок» сочла исполнительскую часть содержательной и интересной. Автор статьи подробно перечисляет исполнителей ролей, называет новые для псковичей имена. «Скупой..» несколько раз прерывался аплодисментами, несмотря на то что на сцене встретились старая и новая школа актерской игры. Барон (г. Ге) «с большим огнем, ярко и сильно играл роль барона, но как актер старой школы, часто прибегает к излишним мелодраматическим эффектам и вычурностям». Противоположностью ему был герцог (г. Юрьев), который держался просто и естественно, а «его прекрасная сценическая внешность, благородные манеры и жесты, чрезвычайно приятный звучный голос производят чарующее впечатление».

О голосе Амирджана и его заслуженном успехе газетные строки поистине вдохновенны: «Его мощный громадный драматический баритон, необыкновенная, какая-то бесконечная сила и металличность звука в связи с продуманной, проникнутой большим чувством передачей и строгой музыкальностью очаровали слушателей до того, что его не хотели отпускать со сцены».

Новыми для псковичей были певицы солистки Мариинского театра Надежда Михайловна Ланская и начинающая Лидия Яковлевна Маршнер. «Обе дамы имели крупный успех им так же много бисировали».

Как «рутинные и неинтересные» отмечены декорации постановки, выражено сожаление, что первый вечер Народного дома не был открыт именно «Евгением Онегиным», поскольку этого ожидали псковичи. В заключение статьи корреспондент с инициалами «Л.К.» отмечает, что «цены на места были высоки» и «необходимо цены довести до возможного минимума, чтобы посещение театра стало доступным всем слоям населения, чтобы это был народный, а не господский дом имени величайшего поэта. Театр должен быть учреждением демократическим в широком и полном смысле этого слова».

Оппозиционный «Псковский голос» в своей заметке был краток и критичен: «Странный характер также носило само открытие: оно было открытием только в афишах, на самом же деле оказалось заурядным спектакль-концертом с неудачно подобранной программой».

Чествование Александра Сергеевича Пушкина все же состоялось. На сцене был установлен бюст поэта и главная звезда вечера Григорий Григорьевич Ге, до этого исполнявший роль старого барона, прочел «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и, поклонившись бюсту, увенчал его венком.

Фотография предоставлена Псковским драматическим театром им. А.С. Пушкина.


Фотографии здания в разные годы

  • teatre1
  • teatre2
  • teatre3
  • teatre4
  • teatre5
  • teatre6
  • teatre7


Дополнительные материалы:

   Псковские губернские ведомости. 1876, N 29 (24 июля) : Часть неофициальная - Псков, 1876. -  Читать полный текст >>>

Буцевич Вл. А. Хронологический указатель к неофициальной части Псковских губернских ведомостей с 1870 года по 1875 год / Буцевич Вл. А. / составил Вл. А. Буцевич. - Псков : Типография губернского правления, 1876. - 25 с. - Читать полный текст >>>

   Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. (Сборник статей и очерков) / [рук. проекта В.Ф. Павлов ; сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков : Стерх, 1999. - 345, [3] с. - Библиогр.: с. 343-344. - Читать полный текст >>>

Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Читать полный текст >>>

Сего Дня

27 ноября 1192 года

27 ноября 1192 года

Были обретены и перенесены в Троицкий собор честные мощи святого князя Всеволода-Гавриила, где они п...

27 ноября 1470 года

27 ноября 1470 года

Посол из Москвы. В Псков прибыл посол великого князя Московского боярин Селиван. В задачу посла...

27 ноября 1897 года

27 ноября 1897 года

Открытие амбулатории в Пскове. В Пскове при Общине сестер милосердия на углу Губернаторской (Не...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru