Древняя деревня Малы
Деревня Малы Печорского района Псковской области расположена на дороге между Псковом и Печорами в четырех километрах от поселка Старый Изборск.
Небольшое и чистое Мальское озеро расположено в долине и окружено округлыми холмами. Укромная Мальская долина издревле служила местом сбора птиц во время миграции.
Поселение возникло примерно в X веке и в наши дни ученые называют деревню «редким архаичным примером традиционного поселения на верхней террасе Изборско-Мальской долины».
Здесь сих пор сохранились крестьянские усадьбы с каменными дворами, характерные только для этой местности. Благодаря им можно увидеть древние приемы каменного строительства. Арки сложенных из плиты ворот опираются на столбы внизу четырехгранные, а сверху закругленные как у псковских звонниц.
В центре села расположена небольшая деревянная часовня Фрола и Лавра, построенная в XIX веке, но явно на месте более древней часовни. В алтарной стене находятся два каменных креста, каждый по полтора метра высотой.
Есть у деревни древняя военная история: во время раскопок 1912 года на поле рядом с деревней был найден обломок меча эпохи каролингов (другое название - меч викингов). Часть меча с эфесом, украшенным растительным орнаментом хранится в Государственном историческом музее (1).
Жемчужина этих мест - Спасо-Рождественский Мальской монастырь, укрывшийся от постороннего взгляда в лощине на самом берегу озера.
Отражение прошлого
О существовании удивительного ансамбля Мальского монастыря, «спрятанного» у озера в лесных зарослях, мало кто знал, да и упоминаний в летописи о нем нет. Сейчас это объект культурного наследия федерального значения, датированный второй половиной XV века. Путешественнику можно увидеть сохранившиеся Церковь Рождества Христова, трапезную палату монастыря и звонницу.
Второе название монастыря - Онуфриева пустынь по имени основателя - преподобного Онуфрия Мальского, Псковского (Изборского). О преподобном Онуфрии сведений немного. По рукописным святцам известно, что был он чудотворцем и учеником преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского, известного приверженностью к строгому пустынножительному уставу. «Железным среди железных» именовали Евфросина и его учеников, многие из которых стали основателями монастырей. Есть и запись о кончине Онуфрия 12 (25) июня 1492 года. После кончины преподобного его заместил его ученик и сподвижник — преподобный Авксентий.
Мощи преподобных находятся в Рождественской церкви, в приделе, посвященном имени Онуфрия.
Исследователь псковской старины митрополит Евгений (Болховитинов) в XIX веке в своей «Истории княжества Псковского» (2) описывает обитель так: «Христорождественский Мальский мужеский близ Изборска монастырь построен около 1480 года. На протяжении столетий порубежный монастырь подвергался нашествию разноплеменных врагов, поскольку находился всего в 2-3 верстах от старинного псковского тракта, по которому они и двигались на православную Русь. Выдерживая натиск врага, монастырь должен был обратиться в крепость, ею он и был. На что указывает толщина стен, как полуразрушенного храма, так и действующего. В подвалах разрушенного и существующего храмов находятся источники ключевой воды. Это обычное явление для древних храмов Псковской епархии, оно вызывалось опасением отвода воды неприятелем во время осады. Свидетелями постоянных сражений служат и многочисленные могильники к западу от деревни Малы».
Писатель Леонид Зуров, исследователь городищ, курганов и храмов Печорского края, в письме к другу пишет 28 февраля 1958 года из Парижа в Россию: «Сообщаю ему, что в погосте Малах, под Изборском, у Мальского озера, я осматривал развалины древней монастырской церкви. Мальской храм так же, как и Благовещенский, был двухэтажный, внизу находилась трапезная. Храм разорен войсками Батория. Венгры в нем устроили конюшню. Древние стены сравнительно хорошо сохранились».
«Место для иноческой жизни выбрано было, действительно, удачное. Кругом горы, болото, когда-то поросшее дремучим лесом, и озеро, чрез которое нет никакой переправы, а дальше идти некуда. Недаром крестьяне и посейчас Мальский погост называют монастырем... А тишина на погосте постоянная. Нарушается она только въ праздничные дни по утрам в богослужебное время. Особенное оживление бываетъ только один раз в год, в так называемое Мальское воскресенье, первое воскресение после Петрова дня, день богомоленья, установленного в давние времена по случаю какого-то общественнаго бедствия. В окружности Мальский монастырь пользуется до сих пор особым уважением. На горе против дома священника видны следы двух ям. Это, говорят, место столбов монастырских ворот, «святых ворот». Крестьяне, дойдя до этого места, оборачиваются назад к существующей церкви и крестятся на нее». Так писал в начале XX века мальской житель, псковский краевед Евгений Скоропостижный.
Монастырь у озера
История монастыря началась с создания скита, но прослышав о пустыни и о подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира для пустынного иноческого жития и умножали число насельников, пока одинокий скит не разросся в монастырь.
Обитель спокойно жила и строилась до 1581 года. В монастыре было две церкви. Спасорождественская церковь - небольшая, простой формы, пятилавиекоторой напоминает о влиянии московских архитектурных традициях. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря. Мальской ключ почитается с языческих времен, как исцеляющий.
Колокольня-звонница Мальского монастыря имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, в которой было четыре арочных проема для колоколов, что соответствовало псковским строительным традициям. Позднейшие перестройки, делавшиеся укрепления ради, изменили ее облик, но звонница-колокольня по-прежнему прекрасна и с любой точки обзора воспринимается центром композиции.
Еще одной каменной постройкой монастыря была трапезная церковь. К ней примыкала трапезная палата, которая с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, жильем и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой со сторожкой у ворот. Были в нем игуменский дом, три житницы, сенной амбар, коровий двор с тремя коровниками, а к нему - молочная. За монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. Местные прихожане состояли из смеси русских, эстов и сету.
В веру единую
Появление каменных строений и крещение язычников связывают с именем игумена Псково-Печорского монастыря преподобного Корнилия. Преподобный Корнилий, по преданию, просветил святым крещением языческие народы сету и эстов, устроил для них несколько храмов.
Никомуне отказывая в помощи, преподобный сумел обратить в православие многих иноверцев. Например, представители народности сету именно святого Корнилия считают своим просветителем.
Преподаватель Псковской духовной семинарии Евгений Лебедевв своем труде 1891 года «Инородческий вопрос в Псковской губернии ….»(3) писал: «Нужно помнить, что в те времена взаимных набегов и грабежей русских и ливонцев порубежное население терпело от них более всего. Корнилий не только давал всем просящим милостыню из средств монастыря, но изыскивал меры к постоянному обеспечению всех лишенных крова и хлеба беглецов ливонских. С этою целию он выпрашивал у московского государя пустопорожние земли для монастыря и поселял на них всех обездоленных». Вокруг монастыря образовалась сетусская православная община.
На кладбище, окружающем церковь, много сетусских захоронений. Один из приделов храма называют «сетусским», освящен он во имя преподобного Онуфрия, а прямо напротив него находится могила Матвеюшки болящего с неугасимой лампадой. По преданию человек светлый, богобоязненний и мудрый пролежал в болезни 40 лет. К нему приходили за советом и судом. На деньги от приношений он и выстроил этот придел. До наших дней дошло поверье: если обнять крест и с чистым сердцем помолиться - получишь помощи и совета.
В 2004 году наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон испросил благословение Архиепископа Евсевия на начало сбора свидетельств о подвижнической жизни блаженного Матфея, подвизавшегося в Малах, для передачи данных в Комиссию по канонизации святых при Священном Синоде Русской Православной Церкви.
Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Владимирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах.
Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу. Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя.
Оживающий вновь
Много раз обитель подвергалась разрушению, но духовная жизнь не прекращалась, поскольку приходской храм продолжал действовать.
В 1581 году его превратили в руины войска польского короля Стефана Батория, потерпевшие неудачу у мощных крепостей Пскова и Печорского монастыря. Защита монастыря – стена из бревен и около 15 монахов не могла противостоять регулярному войску. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты. В 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, об чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Она гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году для Онуфриевой пустыни при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков.
Второй раз обитель сильно пострадала от шведов в годы Северной войны. Это произошло в 1710 году. Через 20 лет,к 1730 годупо приказу императрицы Анны Иоанновны, епископ Псковский Рафаил (Зборовский) восстановилглавный храм и колокольню. Руины братского корпуса с трапезной и церковью сохранились до XXI века.
В 1764 году в царствование Екатерины II при архиепископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом.
В 1902 году обитель перестроили и укрепили. В 1920 году по мирному Тартусскому договору Малы, Печоры и Изборск отошли к независимой Эстонии. Монастырь закрыт не был, но эстонские власти проводили политику отчуждения прихожан-сету от православия, пытались ограничить сферу употребления русского языка, унифицировать православные праздники с лютеранскими.
С времени Великой Отечественной войны на внутренней стене алтарного полукружия подклета трапезной церкви сохранилась надпись: «Осторожно, мины!». Русской территория стала в январе 1945 года с вхождением Эстонской республики в состав СССР. Богослужения не были возобновлены, постройки стояли бесхозными, но после того, как в 1960-х годах реставраторы произвели ряд работ по восстановлению и консервации монастыря, паломничество творческой интеллигенции, писателей, художников стало своеобразной традицией. В Малы ездили на плэнер, в поисках нужного слова, желая запечатлеть на фотографиях.
В 2000 году монастырь получил статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря, строятся реставрационные мастерские.
Ежегодно проходит в Малах местный заветный праздник - «Мальское воскресение» - первое воскресенье после Петрова дня. В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам преподобного Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор проходит ежегодное празднование в память об этом чуде.На праздник собираются жители этих окрестностей и люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков.
Отдаленность монастыря от основной дороги, его малая известность сберегли его, как «сокровище потаенное», как подарок старины нам, далеким потомкам.
(1) О мече подробнее читать в статье Николая Чеботарева «Меч из деревни Малы и его братья (XII в.)»>>>
(2) Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837). История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова [Электронный ресурс] . Части третия и четвертая / Е. А. Болховитинов. - Киев : В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 177, 208 с.
(3) Лебедев Е. Е. Инородческий вопрос в Псковской губернии в связи с религиозно-политическим значением Псково-Печерского монастыря [Электронный ресурс] / Лебедев Е. Е. - Псков : Типография Губернского Правления, 1891. - 33 с.
P. S. В небольшом отдалении от монастыря в Мальской долине в деревне Рогово расположен парк активного отдыха «Мальская долина»>>>