В состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова входят два комплекса – бывшие имения Любенск и Вечаша.
Усадьбы, расположенные на берегах озера Песно в Плюсском районе Псковской области, связаны с именем великого русского композитора Николай Андреевича Римского-Корсакова. Эти места сохраняют удивительные по красоте и очень русские пейзажи: холмы и поля, озера, леса, рощи, сады и аллеи. Любенск и Вечаша стали не только местом дачного отдыха Н.А. Римского-Корсакова и его семьи. Природа, тогда Лужского, современного Плюсского края, придавала силу вдохновению композитора.
Эти места не просто объекты культурного наследия федерального значения. Это памятник духовной культуры России дорогой сердцу каждого русского человека. Поэтому, еще в 1921 году по инициативе наркома просвещения РСФСР Луначарского усадьбы были взяты под охрану государства.
В сложный для России исторический период усадьбы были разрушены, парки пришли в запустение, первые работы по сохранению исторических мест начались после Великой Отечественной войны. В апреле 1967 года Министерства культуры Российской Федерации приняло решение о создании музея-заповедника и началось системное восстановление усадеб. Основой стали документы семейного архива Римских-Корсаковых, включающего более сотни фотографий Любенска 1907-1913 годов, а также рисунки, сделанные по памяти членами этой семьи, хорошо помнившими Любенск даже с мелкими деталями внешнего облика домов, их интерьеров и композиции парка, который специалисты стремились сохранить таким, каким его видел великий композитор.
Семья композитора снимала старинную, XVIII века, усадьбу Вечаша под дачу в течение шести летних сезонов, начиная с 1894 года. Здесь композитором были написаны оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже».
В своих письмах Николай Андреевич называл Вечашу «милой», писал, что его тянет туда, что тишина и гладь озера, позволяют услышать музыку будущих опер, увидеть в волнах град Китеж, представить путешествия Садко.
В «Летописи моей музыкальной жизни» он писал: «Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Купанье прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Лес поодаль, но прекрасный. Работа спорилась. За лето почти полностью была написана опера «Ночь перед Рождеством».
И еще: «В мае мы переехали в имение Вечаша (...) близ станции Плюсса. (...) Вечаша - прелестное место: чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами. Ночью луна и звезды чудесно отражаются в озере...».
Посетив эти места можно увидеть старинный парк, внимательно восстановленный по описаниям. Липовая и березовая аллеи, алые и белые розы у дома, зеленая беседка и мостки, уходящие далеко в озеро.
Возрожден деревянный дом и обстановка кабинета, в котором Римский-Корсаков работал. Для работы на даче композитор заказывал напрокат у фирмы «Мюльбах» рояль, доставлявшийся из Петербурга. Музеем создан небольшой концертный зал и тематические экспозиции о природе и этнографии этих мест, оказавших влияние на произведения композитора.
Имение Любенск находится с другой стороны на высоком берегу озера Песно. Эту усадьбу Римский-Корсаков с семьёй в которой росли семь детей, снял на лето 1907 года и близость к привычным местам, более удобный дом навели на мысль о приобретении ее в собственность. За 13 тысяч 500 рублей Римские-Корсаковы получили дом и 8 гектаров земли. На следующий год семья композитора уже приехала на свою собственную дачу.
По этому поводу Николай Андреевич написал: «Мама и дети хлопочут по хозяйству, а я смотрю и радуюсь: как приятно иметь собственность, да при том такую замечательную. Никакая наёмная дача не идёт ни в какое сравнение с собственной!».
Дача Римских Корсаковых - небольшое землевладение с основным домом и хозяйственными постройками, парк и три пруда: Овальный, Зеркальный и Озерцо.
Младшие члены семьи увлекались фотографией, благодаря чему можно увидеть - как выглядел Любенск времен Римских-Корсаковых. В самом деле, место чудесное: уютный и вместительный двухэтажный дом, стоящий на берегу озера, тенистые аллеи, водоемы, беседка из дубов и площадка для игры в крокет, фруктовый сад, оранжерея, каретник-конюшня.
Основной дом в Любенске стоит на возвышении перед большим цветником, к которому ведет круговая дорожка и аллеи из акаций и сирени. К Зеркальному пруду ведет мостик из березовых стволов через вытекающий из пруда ручей. Яблоневый сад, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - всё это наполняло воздух красками, поэзией, музыкой.
Римский-Корсаков описывал коллеге Максимилиану Осеевичу Штейнбергу усадьбу Любенск: «Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы».
Из письма старшему сыну Михаилу: «...Любенском мы все восхищаемся. Действительно, как приятно иметь нечто своё, да и притом такое хорошее».
Любимым местом отдыха композитора была беседка под старой липой, со скамейкой и обрамлением из кустарников, близ восточной аллеи, ограничивающей цветник.
В Любенске весной 1908 года была закончена последняя опера «Золотой петушок». В этом домк, в ночь на 21 июня 1908 года композитор скончался, но семья продолжала жить в нем до 1919 года.
В настоящее время в Любенске, в восстановленном большом доме, воссозданы интерьеры кабинета, гостиной, столовой и передней; создана экспозиция, посвященная последнему периоду жизни Николая Андреевича. В ней использованы коллекция прижизненных изданий всех произведений Римского-Корсакова, его посмертная маска, семейные фотографии, мемориальные вещи.
В семье сохранялись личные вещи, которые были переданы Любенскому музею внучкой композитора Татьяной Владимировной Римской-Корсаковой. В числе этих предметов такие уникальные раритеты, как вышивки его дочерей; семейный фотоаппарат; кофемолка, которой пользовался Николай Андреевич, его рабочий карандаш; пиджак, который сняли с него в день смерти.
Бесценна книжно-документальная коллекция с автографами композитора и подлинный эскиз обложки «Сказки о царе Салтане» работы Ивана Билибина, портрет композитора работы Валентина Серова.
Не прекращаются работы по возрождению усадьбы: оживает парк и хозяйственные постройки, реставрирована каменная конюшня.
Музей принимает туристов как дорогих гостей, проводит экскурсии, праздничные и интерактивные программы. Ежегодно 21 июня в музее проводится День памяти Н.А. Римского- Корсакова, на котором выступают творческие коллективы, музыканты и звучат произведения композитора.