(? - 1412)
День Памяти: (по старому/по новому стилю) преп. Феофила – 29 декабря/11 января, а преподобных Феофила и Иакова Омучских – 21 октября/3 ноября.
Относительно времени жизни, происхождения и деятельности преподобных Феофила и Иакова Омучских, живших в XIV – XV вв., сохранилось очень мало сведений. Известно, что они несколько времени подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением Коневским (память 12/25 июня), и, может быть, там и начали свои иноческие труды.
Затем в 1395 или 1396 годах оба подвижника оставили Коневец и перешли на речку Омучу. Здесь, в округе Демянского погоста, в 65 верстах от города Порхова они основали пустынь в честь Успения Божией Матери. Основателем обители почитался преподобный Феофил, судя по тому, что она называлась Феофиловой пустынью, тогда как преподобный Иаков был ее устроителем.
Такие данные повторяются во многих источниках, и лишь книга Владимира Яковлевича Степанова – кандидата военных наук, члена Союза писателей России, именуемая как «Феофилова пустынь: прошлое и будущее», приоткрывает нам все известные сведения о жизни святых старцев и истории Феофиловой пустыни.
«По преданию, Феофил (с греч. - «боголюбивый») происходил из благочестивой семьи поселян. В родительском доме его обучили грамоте и чтению божественных книг. Иноческое пострижение Феофил принял на острове Коневец, который наряду с Валаамом привлекал в то время многих подвижников благочестия. Здесь преподобный прожил пять-семь лет, житийные подробности не сохранились. За высокую святость своей жизни Феофил был поставлен преподобным Арсением игуменом Коневской обители. Но его так влекло безмолвие пустыни, что спустя некоторое время, в 1395/96 г. он вместе со своим учеником-сподвижником Иаковом покинул стены монастыря и отправился в пределы Новгородских земель.
Уединенное место искатели безмолвия нашли на берегу болотистой речки Омучи (Омуги), которая протекает по территории нынешних Стругокрасненского и Плюсского районов Псковской области и впадает в реку Плюссу. Здесь они стали проводить жизнь в строгом посте, молитве и борьбе с искушениями. Отсюда, по месту своего монашеского подвига, – и имя «омучские».
В книге иеромонаха Никодима (Кононова) «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии XIV-XVII веков. Агиологические очерки»(СПб., 1901) преосвященный архиепископ Филарет сообщает следующее: «Преподобные Феофил и Иаков в 1396 г. основали пустынь в честь Успения Богоматери на р. Омуге, в округе Демьяновского погоста, в 65 вер. От Порхова. Феофил был основателем пустыни, а Иаков – устроителем обители».
Согласно сборнику «Акафисты русским святым»(изд. «Титул», Т.3. Санкт-Петербург, 1996), на реке Омуге преподобный Феофил подвизался шестнадцать лет до своей блаженной кончины, последовавшей, по одним источникам, 21 октября, по другим – 29 декабря 1412 года (в княжение Василия I Дмитриевича). Он был погребен под спудом в деревянной Успенской церкви. Здесь же на территории пустыни предположительно похоронен и старец Иаков, который продолжал дело благоустроения обители, но конкретное место и год его погребения неизвестны. Память (по старому/по новому стилю) преп. Феофила – 29 декабря/11 января, а преподобных Феофила и Иакова Омучских – 21 октября/3 ноября.
О церковном почитании Омучских святых печатных свидетельств немного, и, как правило, сведения скупые и короткие. Но имеющаяся информация позволяет сделать вывод, что преподобные Феофил и Иаков издавна почитались как святые. Ко времени закрытия пустыни в 1754 году были известны тропарь и кондак Феофилу, имелось иконописное изображение святого. Одна из икон преподобного Феофила, написанная примерно в конце XIX – начале XX века, ныне сохранилась и находится в одном из храмов Псковской области. Еще один образ преподобного хранится в запасниках храма св. Александра Невского во Пскове.
В XX веке преп. Феофил Омучский, который в святцах именуется Лужским чудотворцем, уже был известным святым Петербургской и Псковской губерний. В 1902 году в Петебурге неизвестным автором был сочинен рукописный акафист преп. Феофилу, который получил одобрение Духовного цензурного комитета. Но 18 апреля 1905 года решением Синода акафист был отклонен после отрицательного отзыва архиепископа Финляндского и Выборгского Николая, который основные недостатки акафиста вывел из скудости сведений о житии и чудесах преподобного. В настоящее время «Акафист святому преподобному Феофилу, игумену Омучскому, Лужскому чудотворцу» опубликован».
Свято-Успенская Феофилова Пустьнь, XIV в.
История
Обитель во Имя Успения Божией Матери возникла на речке Омуге около 1396 года. Много преданий о деятельности монашеской обители и чудеснейших исцелениях сохранила история и народная память. Одно из них относится к таинственной личности императора Александра 1, который в 1824 году присутствовал на освящении каменного храма. По одной из версий русский государь скончался 19 ноября 1825 года в городе Таганроге, а по другой - отошел в мир иной 20 января 1864 года под именем старца Федора Кузьмича, праведно проведшего последние тридцать лет жизни в Сибири. Но, как бы там ни было, считается, что монарх-самодержец у раки с мощами преподобного Феофила излечился от простудного недуга, поразившего его ноги.
С 1824 года до богоборческих времен в живописном месте возле некогда полноводной речки Омуги, отражаясь в ее зеркальной глади, обрамленной желтоглавыми кувшинками, напротив развилки дорог, ведущих на Новгород, Псков и Питер, высился красивый кирпичный храм, устроенный русским императором, с тремя приделами: центральный в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый - святого благоверного князя Александра Невского, правый - преподобного Феофила Лужского-Омучского, называемого в святцах «новым чудотворцем».
А в 1827 году на почтовой станции села Феофилова Пустынь, которое исторически образовалось вокруг монашеской обители и сделалось широко известным на территории Петербургской и Псковской губерний, останавливался А.С. Пушкин. Не исключено, что и император Николай II не раз посещал святую обитель, т.к. по его распоряжению был создан артиллерийский полигон в п. Струги Красные, где он сам проводил Высочайший смотр 20 мая 1911 года.
На конец XIX века в состав прихода входили: две усадьбы, село Феофилова Пустынь и девять деревень. Прихожан насчитывалось 824 человека мужского пола и 919 душ – женского. Главной святыней двух храмов обители были мощи преподобного Феофила, почивавшие под спудом под средним алтарем каменной церкви, а также мощи преподобного Иакова.
До революции зажиточное село являлось центром ряда благотворительных учреждений: земского врачебного приемного покоя, сельской общины сестер милосердия, первой постоянной дачи для воспитанников-сирот и иностранцев, обучавшихся в столичном Духовном училище и не имевших возможности уезжать домой на каникулы.
В начале 1920-х гг. село Феофилова Пустынь переименовали в деревню Николаево. В 1931 году Успенскую церковь закрыли, в здании храма устроили клуб, священник отец Василий уехал. По воспоминаниям местных старожилов, в 1940 году часть икон из закрытого храма порубили, оставшуюся часть вместе с остатками церковной утвари на лошадях вывезли в Струги Красные.
В период оккупации 1941-1944 гг. в храме вновь шли богослужения (во многом благодаря священникам Православной Псковской миссии). Правда, каменная церковь сильно пострадала. В сорок первом году на колокольне находился наблюдательный пункт, с которого артиллерийскими наводчиками корректировался огонь батарей по наступающим немецким дивизиям, рвущимся к Луге. Придорожный храм разрушали и немецкие и советские войска в ходе ожесточенных боев за стратегически важный узел дорог.
После освобождения Псковской земли от фашистских захватчиков храм вновь был закрыт. В послевоенное время местные жители продолжили разрушение храма, растаскивая его развалины на кирпичи. К 1970-1980-м гг. от белоснежного каменного храма-красавца мало что осталось. На территории пустыни поставили щеподралку, а позднее – пилораму. Прилегающее к храму кладбище сровняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но местные жительницы села, не дали свершиться святотатству.
В 2003 году по ходатайству жителей деревни Николаево и многих других граждан селу возвратили его историческое название — Феофилова Пустынь. Началось восстановление поруганной обители, которая сегодня стала женской. Уже построен небольшой деревянный храм, в котором совершается Божественная Литургия.
Ожидается строительство новой часовни в честь св.муч. Вениамина Петроградского, келий для монашествующих. Настоятельница монастыря монахиня Гавриила прилагает много усилий к возрождению святыни.
В народе сохраняется память о подвигах преподобных Феофила и Иакова, пробуждая в нас, живущих ныне, стремление восстановить Феофилову Пустынь в прежнем величии и красоте. Благодаря русским православным людям и общественности село обрело свое историческое наименование. Пусть же вновь возгорится неугасимая лампада здесь в святых стенах и камнях Свято-Успенской Феофиловой Пустыни.
Литература:
- Степанов Владимир Яковлевич. Феофилова пустынь: прошлое и будущее / Степанов Владимир Яковлевич - М. : Святигор, 2003. - 63, [1] с.
- Псковская энциклопедия, 903-2003 / под ред. А.И. Лобачева. - Псков : Псковская энциклопедия, 2003. - 912 с. - Указ.: с. 855-903. - Библиогр.: с. 904-910 .
- Таскаев Андрей. Путеводитель "Псковские святыни" / Таскаев Андрей , Несмелов Игорь Александрович / авт.: свящ. Андрей Тоскаев [т. е. Таскаев] ; фото, компьютер. дизайн: Несмелов Игорь Александрович. - Издание 2-е, дополненное . - Псков : [б. и.], 2009. - [99] с.
- Светлана Бондарева «Феофил и Иаков Омучские. Покровители земли лужской»// Официальный сайт Лужского благочиния - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://луга-храм.рф/prixody-2/svyatye/feofil-i-iakov-.. (Дата обращения: 26.02.2018)
- Кулешова В. П. Феофилова пустынь// Псков №20, 2004 - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soz.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps20/p.. (Дата обращения: 26.02.2018)
Голубева А.
26.02.2018