Методическое пособие: часть 1. «Странники, очарованные Псковом»

«Странники, очарованные Псковом»: 
живописцам К. И. Горбатову и В. Ф. Стожарову посвящается

графикаСегодня ни для кого не секрет, что Псковщина – край вдохновенный! Скольких удивительных, талантливых людей взрастила наша благословенная земля, и сколько принимала гостей в свои объятия, вдохновляя и удивляя их сердца, воображение, разум: музыканты, поэты, писатели, архитекторы, художники… Имен и творений не счесть!

Предлагаем Вашему вниманию первую часть коллекции краеведческих материалов, посвященных художникам, уроженцам или гостям  Псковской земли, которые, вдохновившись ее красотой, величием и самобытностью, явили миру прекрасные творения.

Данный материал сформирован как методический сценарий в помощь педагогам, руководителям детского и юношеского чтения, преподавателям мировой художественной культуры для проведения уроков и массовых мероприятий краеведческого направления. Наглядным материалом, воссоздающим красоту Псковщины в видении каждого из художников, служит сопровождающая текст презентация.

* * * * *

«Рисовать могут все, а писать сердцем – единицы…», - сказал однажды народный художник СССР Александр Шилов. И оказался прав: написать картину, быть может, не так и сложно, важно - получить признание своего зрителя, удивить, покорить его сердце, тем самым сделать окружающий мир краше, ярче и добрее. Представляемые Вашему вниманию имена и работы художников – этот как раз тот случай, когда они не только «пишут сердцем», но и увлекают, трогают, цепляют наш взгляд и наши сердца.

Константин Иванович Горбатов (1876-1945)

Konstantin GorbatovРусский художник, странник и путешественник – по натуре, мастер городского, архитектурного пейзажа – по таланту. Его жизнь насыщена контрастами, как и его живопись: родился в Ставрополе Самарской губернии, затем были разные города и страны - Новгород, Ростов, Волга… Италия, Германия… Но, несмотря на судьбу странника, К. И. Горбатов всегда оставался русским художником, определяя для себя искусство как праздник.

Школу живописца К. И. Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф. Е. Бурова, затем он переехал в Ригу, где учился в школе рисования и живописи Блюма. В 1903 году художник отправился в Петербург, и здесь приобрел основательное академическое образование (сначала учился в Училище рисования Штиглица, позднее в Императорской Академии художеств сначала на архитектурном, затем на живописном отделении).

Был в биографии Константина Горбатова и Псков, которому он посвятил свыше 30 работ и который безгранично любил. «Рыбный базар в Пскове» (1908), «Старый двор. Псков» (1909), «Первый снег в Пскове» (1914) – картины «псковского периода», где мы видим основные черты живописи художника - широкие мазки, яркие краски, светлую тональность, воссоздающие псковскую землю яркой, радостной и обаятельной.

Горбатов К.И. Псков

В 1910 г. за картину «Рыбный базар на Пскове-реке» Константин Горбатов был награжден второй премией на Весенней выставке Императорской Академии художеств, а в дальнейшем его картины выставлялись на академических выставках, выставках Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств, Товарищества независимых художников (передвижников).

Портрет Горбатова К.И. Бродский И., 1913Он был известен всему миру:  так после выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее  И. Э. Грабарь писал о Горбатове: «Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». А русский искусствовед Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины К. Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями картин художника.

В чем же секрет этого художника? Почему он столь любим публикой? Наверное, ответ кроется в атмосфере его живописи. Например, Псков: город предстает на картинах художника солнечным, радостным, народным, истинно православным городом, где храмы, купола, колокольни становятся главным звеном каждого полотна. В этом отношении художник очень точно уловил суть и атмосферу Пскова – города церквей, храмов, соборов.

Взгляните на одну из самых известных картин художника «Старый Псков» (1913), где  изображен центр города - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове.

Константин Иванович Горбатов. Старый Псков, 1913 г.

«На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия. Запряженная в сани лошадка медленно продвигается по заснеженной кривой улице, по сторонам которой возвышаются жилые дома. Высокими сугробами завален деревянный дом с палисадником, огороженным зеленым забором. Каменное двухэтажное здание примыкает к рынку, стройные ряды которого практически полностью засыпаны снегом. Возле него деловито суетятся псковские жители. Их яркие одежды красочными всплесками оживляют окутанный предвечерним сумраком пейзаж и вносят цветные акценты в сиренево-серебристый колорит картины.

Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру. Пейзаж художника, тесно связанный с жанром, и в то же время осмысленный в соответствии с требованиями нового искусства и переданный современным пластическим языком, продолжает и развивает традиции русского реалистического пейзажа»

(Колобухова И. А.)

Картины Константина Горбатова – это «окно в сказку», настоящую, русскую, былинную. Однако эта «сказка» в Советской России оказалась невостребованной, и его праздничные пейзажи в одночасье стали старомодными. Художник принял решение уехать в Европу, и в 1922 г. покинул Родину, отправился сначала в Италию, затем – Германию, где в последствие и умер 24 мая 1945 г.

Но даже заграницей его сердце скучало по Родине, и он продолжал по памяти писать русские города. Именно тогда была написана картина «Потонувший город», которая стала символом потерянной Родины: одинокая фигура смотрит на полусказочный город, усеянный куполами, и овеянный синей дымкой сердечной печали…

Незадолго до смерти художник составил письмо-завещание, где было сказано: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным». Последняя воля художника была исполнена, и в настоящее время его картины хранятся в Московском областном художественном музее в Новом Иерусалиме. И несколько работ в Псковской картинной галерее – «Лесное озеро» (1908), «Пейзаж. Старые дома» (1910), этюд «Псков. Кремль» (1916).

В заключение вспомним слова самого художника: «Только люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия»… Поистине так: человек, касаясь прекрасного, делается лучше и чище. А, значит, и мир вокруг преображается.


Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)Еще одним странником, в судьбе которого был Псков, является известный русский художник-живописец Владимир Фёдорович Стожаров. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), художник получил блестящее образование  в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова у Д. К. Мочальского, Г.К. Савицкого, В.В. Почиталова (1945-1951).

По окончании института  молодой художник много путешествует по средней полосе России и по Сибири, плавает на пароходах по Енисею,   путешествует по городам и селам северных русских областей. Создает потрясающие городские пейзажи («Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому»);  натюрморты («Хлеб», «У самовара», «Лён», «Натюрморт с подковой»); деревенские пейзажи («Село Андрейково. Покров», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла»); тематические картины («Приезд на слёт колхозников-передовиков», «Встреча первого парохода»).  Становится известным: своей темой, палитрой, собственным свежим взглядом на отображаемую действительность.

Яркость цвета, потрясающая техника живописи, насыщенные образы, и способность мыслить пространственными планами – все это живопись Владимира Стожарова. Именно он сумел в живописи прочувствовать историческую перспективу и народную традицию.

 «Владимир Федорович Стожаров – один из выдающихся живописцев XX века. Имя мастера связано в истории искусства с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно, свежо, выразительно. Созданные им образы далеких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества…»

(Зверьков Е.И., Вице-президент Российской академии художеств,
народный художник СССР)

Псков в судьбе художника появился в 1960-е годы, куда он приехал в творческую командировку. Город пленил его сердце, он уловил витающее здесь дыхание русской старины и народной жизни. Свои впечатления выразил на холсте, передав прелесть исконно-псковских земель, нетленную красоту местных памятников архитектуры, созданных усилиями и талантом прекрасных мастеров, а также атмосферу далёкого прошлого Руси, витающую здесь.

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

«Псков. В Кремле» (1967), «Псков. Кремль» (1968), «Псков. Звонница» (1969), «Псков. Кремль. Плоская башня» (1969), «Псков. Покровская церковь и Покровская башня» (1969), «Псков. Кремль» (1970), «Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря» (1970), «Псков. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (XV-XVII век)» (1970), «Псков. Солодёжня (XVII век)» (1971), «Село Малы» (1969) – работы «псковского» периода, выполнены художником в широкой живописной манере письма.

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

 «Он кладет краску плотным, густым слоем, сильно нагружая холст. Неровная, шероховатая поверхность его полотен как бы созвучна грубоватой прелести предметов, на них изображенных; широта письма соответствует той полнокровности, с которой Стожаров видит и выражает мир своих образов. Цвет его картин замешан густо и сочно. Он любит золотистые, темно-коричневые, красные полыхающие тона, с которыми контрастируют удары холодного цвета - зеленого или синего; любимая его гамма - это гамма теплых тонов, близких цвету свежей древесины стен рубленого крестьянского дома.

(Л. Бубнова)

Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973)

К сожалению, художник прожил недолгую жизнь: 22 ноября 1973 года  в Москве в расцвете творческих сил, когда ему не исполнилось ещё и 48 лет, он покинул земной мир. Но остался в памяти народной как талантливый и самобытный художник, в живописи – как неповторимое явление советского и русского искусства.  45 лет, как нет художника на белом свете, а его картины все волнуют, зажигают наши сердца.

*****

Константин Горбатов и Владимир Стожаров – два имени, две судьбы, два гения. Псков стал городом их живописной судьбы: даровал новые идеи образы и смыслы, наполнил творчество свежим воздухом – старины, былинности и православной мудрости. В результате сегодня мы можем наслаждаться картинами, где узнаваемы до боли знакомые улочки, храмы, дома… Где живет история Пскова и его неповторимая атмосфера.

Презентация >> >> 

Смотреть в развернутом виде >> >> 

Начало. Часть 2 >> >> Часть 3.

Голубева А.

Сего Дня

26 ноября 1474 года

26 ноября 1474 года

Псковичи недовольны князем Оболенским. После почти полугодичного отсутствия в Псков вернулся князь Я...

26 ноября 1479 года

26 ноября 1479 года

Великая вышла из берегов. Большое наводнение на Великой. По реке вниз несло огромные запасы дров, се...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru