Методическое пособие: часть 2. «Поэзия живописи Сергея Виноградова и Павла Мельникова»

«Поэзия живописи Сергея Виноградова и Павла Мельникова»

Продолжаем публикацию краеведческих материалов для педагогов, руководителей детского и юношеского чтения, преподавателей мировой художественной культуры о художниках - уроженцах или гостях  Псковской земли. И представляем Вашему вниманию вторую часть коллекции методических сценариев «Поэзия живописи Сергея Виноградова и Павла Мельникова», посвященную  творчеству двух талантливых пейзажистов, которые воспели благословенную Псково-Печерскую землю: Сергея Арсентьевича Виноградова (1869-1938) и Павла Дмитриевича Мельникова (1907-1987).

Сергей Арсентьевич Виноградов (1869-1938)

Сергей Арсентьевич Виноградов (1869-1938)Солнцем, светом и воздухом пронизаны полотна Сергея Арсентьевича Виноградова - русского живописца-реалиста, передвижника, одного из основателей Союза русских художников. 

Родился художник в 1869 году в поселении Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. В 1885-1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Е С. Сорокин, В. Д. Поленов. В 1889 брал уроки в петербургской Академии художеств у Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига. 

В 1898-1913 годах Виноградов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, кроме того он также занимался преподавательской деятельностью в Харькове и Риге. В 1912 году был удостоен звания академика, а в 1916 стал действительным членом Академии художеств. Картины художника демонстрировались на выставках в Дюссельдорфе, Париже, Берлине, Мюнхене, Праге, Нью-Йорке, Риге. 

Сергей Арсентьевич Виноградов (1869-1938)В 1928 году художник посетил Свято-Успенский мужской Псково-Печерский монастырь. Одухотворенный  его атмосферой создает серию из пятнадцати полотен православного содержания под одноименным названием «Псково-Печерский монастырь», очень динамичных и красивых по колориту («Купола кафедрального собора», «Успенский собор», «Звонница Псково-Печерского монастыря» и других).

Все работы очень характерны: и по содержанию – они воссоздают быт и бытие монастырской жизни, и по технике исполнения – яркие, сочные краски, легкость,  невесомость движения кисти художника и атмосфера старины, которую Виноградов уловил очень точно.

Утопающий в зелени величественный, главный храм монастырского ансамбля, Успенский собор с синими «лазуритовыми» куполами, крепкие монастырские стены, белые высокие звонницы с колоколами, стоявшая при входе древняя Никольская церковь, склонившаяся в поклоне перед иконой Богоматери крестьянка, нищие, «отвергнутые миром и принятые под свою защиту монастырем»– сюжеты и панорамы полотен, где  гармонично, радостно, чудесно.

 «Под Никольской церковью находятся старые ворота,  и когда пройдешь их и спустишься под гору (монастырь лежит в котловине, окруженной горами), открывается общий вид монастыря. И какой же это чудесный вид! Точно из самоцветных камней он! Так разнообразно окрашены и так причудливы по форме некоторые здания. Вот действительно Божий городок»

(Художник С. А. Виноградов)

Сергей Арсентьевич Виноградов (1869-1938)Окрыленный всеобщим признанием, полный энергии, творческих замыслов и сил, неукротимо влюбленный в природу, Виноградов приехал в Печоры и не просто изобразил жизнь монастыря, но и воспел на своих холстах гармоничный мир Божией благодати. Смотришь и понимаешь - благословенная земля! И хочется отправиться туда в поисках душевной гармонии и ответов на волнующие мятежную душу вопросы.

Практически на всех полотнах серии изображено солнце: оно играет своими бликами в куполах Успенского собора, на стенах храмов и листве деревьев, разливая свое благодатное тепло повсюду. Не случайно художника и по сей день именуют как «мастер солнечных сюжетов» - истинно так.

 «У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом, с этим художником тепло <…> По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить…»

(Критик Петр Пильский)

Все полотна, изображающие жизнь древнего монастыря, вошли в альбом «Псково-Печерский монастырь», который в начале 1929 г. был издан профессором Латвийского университета В. И. Синайским в Риге. Чуть позже там же часть картин этой замечательной серии была представлена на персональной выставке С. А. Виноградова.

Свою сопричастность природе художник ощущал на протяжении всей жизни, и особенно – в ее последние годы. Незадолго до своей смерти, осенью 1937 г., он писал:

«Золотая осень в неописуемой красе! Вода в озерах стала темно-синяя, а небо глубокое, темно-голубое… В липовую старую аллею как войдешь — она полыхает золотом… Все время в восторженном волнении от этой несказанной красоты я. А в дом войдешь — пахнет яблоками, антоновкой. Яблоки повсюду: на подоконниках глубоких окон… на столах, на полу в нежилых сейчас комнатах… А в кухне маринуют боровики, солят рыжики, все впрок на зиму. А пахнет-то как хорошо этими солениями. Никуда не хотел бы ехать из деревни. По луговинам, по жнивьям стелется паутина. В поле копают картошку, и на фоне серой земли яркими пятнами горят платки и платья копающих баб. Кончаются последние деревенские работы на полях. Взошли уже изумрудные озими. Что за краски всюду сейчас… Как хочется жить и писать…»

(Сергей Виноградов)

Жизнь распорядилась иначе: в январе 1938 года, провожая в последний путь художника К. С. Высотского, Виноградов простудился, слег с воспалением легких. Пытался работать, но здоровье не восстановилось, и 5 февраля 1938 года художника не стало.

Всматриваясь в судьбу этого человека, понимаешь, она сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание,  повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. Сегодня его живопись живет, русскому человеку очень близка его ностальгия по уходящей жизни, по деревенским корням, по провинциальной России, где томится и радуется русская душа.


Мельников Павел Дмитриевич (1907-1987)

Мельников Павел Дмитриевич (1907-1987)Его картины «дышат» стариной и в полной мере раскрывают необыкновенную красоту заповедного Изборского края. В единое целое слились на полотнах художника  небо, вода и земля, мир природы и мир человеческого бытия, и он сам — автор, Творец. Его художественный почерк узнаваем, и в каждой картине чувствуется его душа — человека истинно русского, славянского.

Всё родом из детства: будущий художник родился студеным январским днем 1907 года в в крестьянской семье в Изборске. С детства проявилась в характере мальчика тяга к искусству, но учиться живописи всерьез ему не довелось. Так сложилась судьба, жизнь и ее суетные обстоятельства. После 6-летнего школьного обучения работал в хозяйстве отца.

Первые шаги в живописи сделал под руководством школьного учителя рисования Николая Ивановича Макаровского (брата выдающегося Изборского учителя, краеведа, председателя  Изборского культурно-просветительного общества). С благодарностью вспоминал Павел Мельников и добрые советы упомянутого выше Сергея Арсентьевича Виноградова.

В 1928 году Павел Мельников уехал в Таллинн, где поступил работать на целлюлозно — бумажную фабрику. Жил напряженной внутренней жизнью, занимался самообразованием: собирал и изучал книги по истории и искусству, посещал художественные выставки, занимался живописью.

В одной из таллинских школ летом 1941 г. художнику удалось организовать персональную выставку, и по роковой случайности ее открытие состоялось 20 июня 1941 года - за два дня до начала Великой Отечественной войны. Картины начинающего художника бесследно пропали, с войны он вернулся инвалидом.

В начале войны художник участвовал в обороне Таллина, в 1943 в битве под Великими Луками. Был дважды ранен, перенес несколько операций.

 «Вернулся в родной Изборск в ноябре 1944 года. Проработал два года в местной библиотеке, но после случая на утиной охоте окончательно подорвал здоровье. (Подстрелив на озере утку, полез за добычей в ледяную воду и очень сильно простудился). К букету «боевых болячек» добавилось хроническое воспаление легких. От адских болей, которые испытывал постоянно, не всегда спасали лекарства. Спасение находил в творчестве, ставшем для него настоящим счастьем»

 (Поэт, журналист Валентина Игнатьева).

Это был тяжелейший период в жизни Павла Дмитриевича, ведь ее в буквальном смысле пришлось начать почти с чистого листа: из раннего периода творчества сохранились только две картины, написанные еще робкой рукой, - «Труворово городище» (1921 г.) и «Иней» (1927 ?). Почти 20 лет выпало из творческой биографии художника, и почти столько же потребовалось, чтобы нагнать упущенное и приблизиться к творческой зрелости.

У художника всё получилось: с  1962 года его картины уже появлялись на выставках в Изборске, Печорах, Пскове, а занятия живописью для него стали душевной необходимостью, смыслом всей творческой жизни.

Мельников Павел Дмитриевич (1907-1987)

На его полотнах изображен родной Изборск: древний и прекрасный город — воин на Северо-Западе Руси, обладающий уникальным ландшафтом с его холмами, перелесками, маленькими речками, озерами, древней крепостью и старинными храмами.

 «Если его картины объеди­нить в одно цельное полотно, то получится потрясающее панно жизни Изборска древнего и современного - жизни, совпадающей в пространстве и во времени. Она - то застывшая, словно прикованная к вечности крепостных стен и башен, то по-деревенски размеренная и неторопливая, тихая до безмолвия. О присутствии в ней людей может напоминать разве что одинокий огонек, освещающий окно простой избенки. Оглянись - все узнаваемо, все так и есть, но срабатывает не эффект фотографической точности, а эффект заложенного в каждую мельниковскую картину духовного, эмоционального переживания. Писал он свои пейзажи не столько кистью, сколько сердцем. Оно ему подсказывало и художественные решения (специального художественного образования не имел). Композиция, колорит, декоративная трактовка пейзажа или расстановка в нем архитектурных акцентов выбирались им по наитию, но это и придавало его работам самобытность...».

(Поэт, журналист Валентина Игнатьева).

Он умел передать на холсте атмосферу старины, при этом - выразить и народную простоту изборских пейзажей, и их национальный характер. Глядя на его полотна, невольно в сознании рождаются мысли о бренности человеческой жизни и о вечной жизни природы.

Мельников Павел Дмитриевич (1907-1987)

Нина Ульянова, псковский экскурсовод, журналист, автор фильмов «Легенды Словенских ключей», «Сказ о том, как пчела мужика тамбовского к Храму привела», рассказывающий об  истории Мальского Спасо-Рождественского монастыря, однажды сказала о заповедной красе Изборска:  «Побывав здесь однажды, вы никогда не уйдете отсюда: все лучшее и доброе, что в вас есть, останется здесь и ваш незримый двойник, словно безгрешный ребенок, будет восхищенно смотреть в бездонную синеву изборского неба...».

Удивительно, но ее слова в полной мере отражают сущность живописи Павла Дмитриевича Мельникова — безграничная любовь и восхищение земной красотой Изборского края наполняли его душу, жизнь, творчество. Не случайно, среди изборян бытует мнение, что художник смотрел  вглубь земли и знал ее тайны... С огромной любовью изображая на своих полотнах  древние каменные стены и башни Изборской крепости, храмы, удивительную природу и тихие улочки древнего города в разное время года, и выбирая для своих пейзажей разные точки обзора.

«Повезло Изборску с певцом его красоты, мощи, несокрушимости и пронзительной нежности. Изборск на холстах Мельникова – теплый и до боли родной. Каждый изборянин, будь он художником, с удовольствием подписался бы под работами Павла Дмитриевича»

 (Ольга Кошелькова)

Его наследие огромно: и по художественно-историческому масштабу, и по тому неоценимому вкладу, который он внес не только в искусство, но  и в историю Изборской земли.

В последние годы Павел Дмитриевич приобрел много друзей-поклонников его таланта, и среди них были профессор МГУ Н.М. Чернышев, московский художник А.А. Коробов, известный архитектор В.В. Косточкин, историк Т.Н. Михельсон. Впрочем, и сегодня его имя на устах,  а его работы вызывают восхищение и любовь современного ценителя искусства. Они хранятся в Изборском музее-заповеднике, Печорском и Псковском музеях. И не только: еще при жизни художника  каждый изборянин, уезжая жить в другой город, старался взять на память его картину, в результате чего сегодня  его живопись и графика украшают дома изборян не только в Изборске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Таллинне, а так же в Швеции, Франции, Германии, Италии, Англии, Америке и других государствах. Одна работа – в Третьяковской галерее.

Умер самобытный художник 13 апреля 1987 года. Оставив о себе добрую память как о человеке глубокой ответственности, порядочности и небывалой силы духа.

«Упорство, трудолюбие и мужество, достойное истинно русского человека и творца, ответственного перед людьми и Богом за свой дар. Таким он и запомнится нам навсегда - на все времена <…> Осознаем ли мы, какое наследие оставил нам сын Изборской земли Павел Дмитриевич Мельников? Если бы собрать воедино все им созданное, осевшее в частных коллекциях, наверное, составилась бы огромная галерея. Но такой галереи никто из нас не увидит. Сохранить хотя бы то, что имеем, приумножить и, наконец, всерьез подойти к изучению его творчества. Составить каталоги, написать монографию, выверенную биографию. Мельников того стоит – его пейзажная живопись возвращает нас в отошедшую эпоху, к тому, что всегда будет сердцу мило и что осталось жить лишь на его холстах»

(Поэт, журналист Валентина Игнатьева).

*****

Символично – художники были знакомы, а в их творческой манере присутствуют общие грани и мотивы. Они явили миру удивительный мир - мир поэтической живописи, где есть место исконно славянской жизни, по которой скучает сердце по-настоящему русского человека. Взгляните и убедитесь сами...

Смотреть презентацию в развернутом виде >> >>

Часть 1. >> >> Часть 3.

Голубева А.

Сего Дня

26 ноября 1474 года

26 ноября 1474 года

Псковичи недовольны князем Оболенским. После почти полугодичного отсутствия в Псков вернулся князь Я...

26 ноября 1479 года

26 ноября 1479 года

Великая вышла из берегов. Большое наводнение на Великой. По реке вниз несло огромные запасы дров, се...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru