Методическое пособие: часть 3. «Они родня по вдохновенью…»

«Они родня по вдохновенью…»:
Пушкин в творчестве современных художников Дмитрия Белюкина и Игоря Шаймарданова

Представляем Вашему вниманию третью часть коллекции методических сценариев по краеведению для педагогов, руководителей детского и юношеского чтения, преподавателей мировой художественной культуры о художниках - уроженцах или гостях  Псковской земли. Сегодня в центре внимания – имена  современных  художников – Дмитрия Белюкина и Игоря Шаймарданова. Совершенно разных - по манере и стилю, мировоззрению и художественному видению, но единых в выражении своей любви к заповедным Пушкинским горам и творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)Дмитрий Анатольевич Белюкин – современный художник, известный миру многогранностью своего таланта: автор исторических и жанровых композиций, пейзажист, живописец, график, книжный иллюстратор. Своим творчеством продолжает реалистические традиции русского искусства, следуя традициям русской классического искусства.

 

 «Классическое искусство всегда будет нужно людям, воспринимающим мир в гармонии, созданной Божьим промыслом. Приблизиться к этой гармонии - главная для меня задача»

(Дмитрий Белюкин)

Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, Член Союза Художников России и Московского Союза художников, член Творческого союза художников России и член Студии военных художников имени М.Б. Грекова – далеко не весь перечень званий и регалий, которые связаны с его именем.

Истоки таланта - заложены в детстве: будущий художник родился в Москве в 1962 году, в семье известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. В Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова получил блестящее образование, окончив факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов).

В 1986 году художник  с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.

«Всем, кто увидел в 1986 году дипломную работу студента Белюкина «Смерть Пушкина», было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру».

(Светлана Галаганова)

Его работы поражают своей красотой и тонким проникновением в историю России. Есть у него и циклы, посвященные русскому православию и трагическому прошлому России. В них можно увидеть храмы и монастыри России, а также пейзажи Святой Земли, Афона, Патмоса: «Рассвет на Синае», «Панорама Афона с вершины Святой горы», «Дорога к Храму». Но особенно известны его произведения, связанные с именем А. С. Пушкина. Это виды Михайловского, Тригорского и окрестностей. Лиричные, яркие и по-пушкински гармоничные.

«Поражает разнообразие мотивов: открытых пространств и замкнутых уютных уголков, задичавших лесистых зарослей и ухоженных аллей, крестьянских изб и колоннад барского дома, заболоченных луговин и обихоженных полей. Неповторимы виды Пушкиногорья и в разное время года…»

(Виктор Калашников)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)

«В Михайловском», «Осень. Аллея Керн», «Михайловское. Ссылка», «Михайловское. Первый снег»», «Пушкин и Языков в Михайловском», «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском», «П.А. Осипова с детьми в Тригорском весной 1813 года», «Пушкин в Михайловском» - каждое из полотен говорит о чуткости кисти художника, он с удивительной точностью уловил атмосферу пушкинской эпохи, ее дух, ее поэтическое содержание.

 «Пушкинская эпоха — самая любимая мною. Жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема…».

(Дмитрий Белюкин)

Свою неисчерпаемую любовь к Пушкинскому гению автор воплотил в серии иллюстраций  к одному из самых совершенных поэтических романов в русской литературе «Евгений Онегин». Каждую из работ исследователи называют уникальной, поскольку Дмитрий Анатольевич изобразил детали, нюансы моды и атмосферу того времени с энциклопедической точностью. Так, например, он обращает внимание зрителя на то, что «Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках. Кюлоты – это коротенькие штанишки по моде придворной XVIII века. Но Онегин, как Денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819-м году белые панталоны на выпуск. И вот это такой нюанс, который должен знать или исследователь этого времени, или обязан знать художник».

Кроме внимания к деталям, все работы этой серии характерны по точности изображения главных героев и по своему идейному содержанию. Как отмечает сам художник, роман «Евгений Онегин» является не только признанной «энциклопедией русской жизни», но и глубоко религиозной книгой, где удивительно тонко раскрыта русская душа, душа, в первую очередь, Татьяны.

 «Пушкин был влюблен в Татьяну, русскою душою». Эта книга – книга мудрости должна быть настольной для каждого русского человека и хороша для всех поколений. А для юных душ будет учебником православной жизни»

(Дмитрий Белюкин)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)Работы художника – любимы и почитаемы публикой, ведь они возвращают нам нашу национальную живописную классику, основанную на традиционных ценностях, одна из которых – степенность и осмысленность жизненного бытия. «Нам всем стоит научиться останавливаться в безумном беге, суете, в которые мы погружены, - отмечает художник, - Время сегодня ускорилось, это факт – оно буквально утекает как песок сквозь пальцы. Знаменитую чудотворную лампаду в Иверском монастыре на Афоне подливали раньше раз в полгода, а сегодня это надо делать чаще, хотя состав масла не поменялся. Ныне час уже не прежний час, и сутки – не сутки. Но мне кажется, нам надо в ответ не ускоряться самим, усиливая тем самым общую суету, а чуть-чуть притормаживать – для молитвенного обращения в Богу, взгляда себе внутрь. Может быть, таким образом удастся немного замедлить этот процесс…».

Каждое полотно художника обращает наш взор в сокровенные уголки нашей души, напоминая о вечных  ценностях нашей жизни. Художник выбрал нелегкий путь, но он не встретит на нем конкурентов, ибо путь этот тернист и труден, и он – только для сильных духом и талантом.

 «Народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин стал на трудный, но бесконечно счастливый путь художнического служения. Его произведения ложатся в общую картину мира, создаваемую бессчётными поколениями художников. Его же трудами, как и трудами всякого честного художника, мир может стать хоть немного совершенней…».

(Виктор Калашников)


Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)Еще один современный художник, хорошо известный на Псковской земле – Игорь Дмитриевич Шаймарданов. Удивительный и талантливый человек,  картины которого полны жизнелюбия и душевности, свежести и пушкинской мудрости.

По профессии Игорь Шаймарданов — художник театральный, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России.  Он окончил Нефтекамскую художественную школу (1976-1979), художественное училище в г. Йошка-Ола (1979-1983). В 1985-1991 годах учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности художник-постановщик на курсе Дмитрия Владимировича Афанасьева и Геннадия Петровича Сотникова. Работал художником-постановщиком в Академическом драматическом театре им. А.С. Пушкина г. Пскова, в театрах Нефтекамска и Ижевска.

Художник провел множество персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Ижевске, в Пушкинских Горах.

Поэту посвящены десятки произведений и целые серии: 

  • 2001 г. - «Ситцевый Пушкин» (живопись) 
  • 2005 г. - «Михайловские царапки» (графика) 
  • 2006 г. - «Пушкинский календарь» (графика) 
  • 2010 г. - «Александру Сергеевичу хорошо!» (графика), «Пушкин и Арина Р» (живопись) 
  • 2012 г. - «Азбука Пушкиногорья» (графика) 
  • 2013 г. - «Новый старый Пушкин» (живопись) 
  • 2014 г. - «Мультпушкин» (графика) 
  • 2016 г. - «Повести Белкина» (графика) 
  • 2017 г. - «Пушкин, друг зайцев» (графика)

Почему же Пушкин? Да еще столь необычный...

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего....». 

(Игорь Шаймарданов)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)Художник уже много чего успел: оформил собственную «пушкиниану», собранную под одной обложкой в альбоме «Александру Сергеевичу хорошо!», составил «Азбуку Пушкиногорья», проиллюстрировал «Заповедник» Сергея Довлатова, проиллюстрировал пушкинские «Повести Белкина», создал серию картин к дню рождения няни поэта, Арины Родионовны, которую назвал незатейливо «День рождения Арины Р.», работал художником-постановщиком на праздниках поэзии в Михайловском, и, конечно, продолжал фиксировать деревенскую повседневность, где быт густо перемешан с чудесами.

Дебютной серией работ, посвященных Пушкину, стал покоривший сердца зрителей «Ситцевый Пушкин» (живопись). Это одна из самых необычных серий картин о жизни поэта в русской живописи. Она рассказывает нам о жизни Пушкина в сельце Михайловское. Но не совсем привычно. Здесь мы видим деревенского Пушкина, отдыхающего среди цветущих лугов Михайловского, или Пушкина, бредущего по окрестным полям или коротающего длинные ночи с горячо любимой няней… Такой живой, настоящий Пушкин...

«Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»

(Игорь Шаймарданов)

Вслед за «Ситцевым Пушкиным» появились «Михайловские царапки» - серия работ, выполненная особой техникой. Наметив общую композицию, автор «процарапывает» контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего втирает в лист масляную краску, выявляя сделанный ранее рисунок. 

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

В результате мы видим яркие, насыщенные картины, полные жизнелюбия и радушия. Здесь сквозит легкая ирония, но чувствуется дух времени. И вот мы уже вместе с великим поэтом и его друзьями Николем Языковым и Алексеем Вульфом летним вечером отправляемся в Михайловское, где няня Пушкина, Арина Родионовна, угощает гостей наливками и вареньями, а затем с рассветом идем назад, в Тригорское... Или видим Пушкина, слушающего нянины сказки, или Пушкина, катающегося на коньках... Или Пушкина, ловящего рыбу и любующегося звездами в тишине Михайловского... Обстановка пушкинского времени воссоздана с удивительной точностью, но поэт показан добродушным, простым, народным... Каким, он и был на самом деле! Это мир традиционного уклада, покоя, гармонии и единения с природой. Все то, что восхищало и привлекало Александра Сергеевича Пушкина в русской усадебной и деревенской жизни.

 «Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, в прохладу, и не только когда было тихо и жарко. он видел, что в природе все безгранично и почти ничто в ней не меняется. Она - вечность. Это только мы меняемся, люди»

(Музеевед С. С.  Гейченко)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Живую  пушкинскую хронику, воплощение времени, которое поэт провел в Михайловском, воссоздает «Пушкинский календарь» (графика)  Игоря Шаймарданова -  серия работ, где художник продолжает шутливую летопись жизни поэта в деревне, начало которой было положено в цикле «Михайловские царапки». Роднят новый цикл с «Царапками» и общий лирический тон, и техника, которую художник изобрел сам (бумага, игла, масло). Но особенно близок «календарь» «Царапкам» темой — деревни, природы, детства. Это воспоминания о самом хорошем, светлом и добром. Это извечное стремление возвратиться в тот счастливый мир звуков деревни: говор людей и лай собак, шорох полозьев на снегу и переливы гармошки, скрип колодезного «журавля» и пение птиц.

«У Пушкина на любое время года, на любой месяц и даже день есть поэтические строки.  Как этим не воспользоваться и не сделать пушкинский календарь! Вневременной календарь без обозначения дат, чисел и цифр. Перевернул страницу, посмотрел в окно, а там, «Уж небо осенью дышало...».

(Игорь Шаймарданов)

В 2011 году силами Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»  увидела свет и книга-альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» Игоря Шаймарданова, объединившая пять его «пушкинских циклов»:  это репродукции живописных и графических работ художника на пушкинскую тему, каждая из которых, по большому счёту, написана о бесконечном одиночестве поэта, художника, да любого человека думающего и творческого. 

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Каждая «картинка», как называет свои работы сам художник, имеет цитату-комментарий: иногда это несколько фраз из письма А. С. Пушкина или А. С. Пушкину, иногда – строфа из его стихотворения или небольшой фрагмент прозы, а иногда – и какие-либо анекдоты об Александре Сергеевиче из многочисленных мемуаров, оставленных его современниками…

Как отмечает автор альбома, самое ценное в нем - «не мои рисунки, но именно эти «комментарии» к ним из Пушкина». Потому что так каждый зритель открывает для себя имя и творчество великого поэта.

Кроме этого альбома, есть у Игоря Шаймарданова и своя «Азбука Пушкиногорья» (графика).

«Это витало в воздухе. Сейчас модно делать азбуки. Азбука Изборска, азбука Иерусалима, азбука дошкольника. И я сделал свою азбуку...». 

(Игорь Шаймарданов)

В эту книгу включены 33 листа авторской графики с комментариями и пояснениями относительно букв русского алфавита, снабженные известными стихотворными строчками поэтов Александра Сергеевича Пушкина и Николая Михайловича Языкова, выдержками из писем, воспоминаний, дневниковых записей. Каждая буква отражает понятия и определения, касающиеся преимущественно названий и заповедных мест Пушкиногорья и близлежащих окрестностей, а также отдельных имен и предметов, связанных с жизнью и творчеством поэта, и историей и современной жизнью Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Миихайловское». 

Например:

  • буква «Е» - еловая аллея в Михайловском парке посажена в 1780-х годах дедом А.С.Пушкина О.А.Ганнибалом. Старых ганнибаловских елей сохранилось всего пять; 
  • буква «К» - Кучане, или Петровское озеро... На берегу расположены деревни Михайловское, Петровское. Озеро находится на територии музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское».. и т.д.

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Все перечисленные работы и серии - это личностное видение самого художника, а вот непосредственно к пушкинскому Слову он впервые обратился в своей серии иллюстраций «Повести Белкина», которая полна внимания к деталям. Художник ведет зрителя по страницам пушкинского текста. Одна встреча сменяет другую: Сильвио, Марья Гавриловна и Бурмин, Адриан Прохоров и Шульц, Дуня и Самсон Вырины, Минский, Иван Петрович Берестов и его сын Алексей, Григорий Иванович Муромский и его дочь Лиза… Работы расположены в соответствии с пушкинским замыслом: от «Выстрела» до «Барышни-крестьянки». 

Совсем недавно, в 2016 году, благодаря Государственному музею-заповеднику А.С. Пушкина «Михайловское» была издана книга «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» с данными иллюстрациями.

Подводя итог, хочется порадоваться – несмотря на то, что художник живёт и работает в Санкт-Петербурге,  его жизнь и творчество неразрывно связаны с Псковской землей. Здесь он ищет вдохновения, здесь его знают и любят:.

«Меня знают в Пскове и как художника, который Пушкина рисует, и как театрального. Питер, конечно, не мой город, хоть я там почти тридцать два года. А вот Псков мой: мой масштаб, мой размер, мне уютно здесь. Я бы хотел посвятить остаток творческой жизни Пскову...». 

(Игорь Шаймарданов)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Сегодня картины Игоря Шаймарданова находятся в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург), Музее-квартире Владимира Набокова (Санкт-Петербург), «Фонде современного искусства», Пушкиногорском музее-заповеднике, а также в других государственных и частных собраниях.

* * * * *

Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью…

(А. С. Пушкин)

Обращая пристальный взор в творчество этих удивительных художников, понимаешь, насколько гармоничны они в своей индивидуальной манере. Каждый из них явил миру свой индивидуальный голос, но они связаны воедино именем великого русского поэта, гения, объединяющего поколения, эпохи, сердца – А. С. Пушкина. И именно благодаря этой преемственности и верности истинно русским традициям живет, развивается и процветает наша культура. 

Смотреть презентацию в развернутом виде >> >>

Часть 1. >> >> Часть 2.

Голубева А.

Сего Дня

26 ноября 1474 года

26 ноября 1474 года

Псковичи недовольны князем Оболенским. После почти полугодичного отсутствия в Псков вернулся князь Я...

26 ноября 1479 года

26 ноября 1479 года

Великая вышла из берегов. Большое наводнение на Великой. По реке вниз несло огромные запасы дров, се...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru