Коллекция методических сценариев для педагогов о псковских музеях и усадьбах, часть II:
«Уникальные усадьбы Псковского края»
Есть в Псковской глубинке удивительные места, которые неизменно несут в мир свет истинного просвещения, созидания и творческого вдохновения - «Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова», «Музей-усадьба М. П. Мусоргского» и «Музей-усадьба С. В. Ковалевской», первой в мире женщины – профессора математики. Все имения полны чудодейственной атмосферы тишины и природной благодати и открывают своим гостям прекрасный мир музыки, культуры и просвещения.
Презентация-приложение >> >> просмотр
Мемориальный музей-усадьба имени Н. А. Римского-Корсакова
Сегодня в состав Музея-усадьбы великого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, автора таких знаменитых опер, как «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», входят Вечаша и Любенск – два комплекса, которые в свое время считались имениями. Именно здесь, на берегу живописного озера Песно, были написаны самые знаменитые произведения композитора.
Н. А. Римский-Корсаков на Псковской земле
Первое знакомство Римского-Корсакова с Псковщиной было заочным. В 1868 г. он заинтересовался исторической драмой Л.А. Мея «Псковитянка» и приступил к созданию оперы на этот сюжет. Затем, в 1880 г. Николай Алексеевич впервые приезжает на Псковскую землю. По совету няни он снял на лето дом в Стилево в 30 верстах от г. Луга. Здесь композитор любил совершать пешие прогулки и бесконечно восхищался природой.
С 1894 года, в летние месяцы, и в последующие десять лет, композитор останавливался в имении Вечаша, принадлежавшем С. М. Огаревой и расположенном неподалеку от станции Плюсса.
В этом месте Николая Андреевича приводило в восторг прекрасное большое озеро Песно, а также большой старинный сад, украшенный вязами и липами. В знаменитой «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал о том, что «Дом – тяжелой и непропорциональной постройки, хотя очень удобный и достаточно вместительный, купаться в озере доставляет огромное удовольствие, а в ночное время большая луна и яркие звезды чудесным образом отражаются в озерной воде». За одно лето он здесь полностью написал оперу «Ночь перед Рождеством».
Среди псковской красоты его неизменно посещало вдохновение, каждый день был наполнен плодотворным творческим трудом. Здесь были написаны также оперы: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». В Вечашу к композитору часто приезжали его бывшие ученики, музыкальные деятели.
А вот в летние месяцы 1907 и 1908 гг. Римский-Корсаков жил в усадьбе Любенск, находящейся в 1,5 км от Вечаши. Красота этого места покорила композитора и вскоре, он приобрел эту усадьбу.
Лето 1907 года, проведенное Николаем Андреевичем в Любенске, ознаменовалось необычайно интенсивным сочинением «Золотого петушка». Это был последний, блестящий всплеск его гения. Работа шла лихорадочно быстро, как будто он боялся не успеть ее закончить. Плохое состояние здоровья, подорванного напряженным на протяжении долгих лет трудом, заставляло его спешить.
Оперу свою он тогда в Любенске досочинил, но своей усадьбой, которую он незадолго до этого приобрел, пользоваться ему не пришлось. Переехав туда следующей весной после тяжелого приступа сердечной астмы, Николай Андреевич, несмотря на чудный воздух и полный покой, от болезни так и не оправился. Композитор скончался в Любенске в 1908 году. Семья композитора жила на Псковщине до 1919 г.
История и традиции Музея-усадьбы имени Н. А. Римского-Корсакова
Идея о создании Музея-заповедника на территории Любенска и Вечаши появилась более 40 лет назад, в апреле 1967. Первоначально взялись за реставрацию парка Вечаши, а восстановлением Любенска занялись лишь с 1980 года, когда начались общие по Музею-заповеднику проектно-восстановительные работы, и на протяжении нескольких лет были составлены проекты восстановления всех строений и парка усадьбы.
А восстановление требовалось, ведь во время Великой Отечественной войны, при отступлении немецких войск в 1943 году, усадебная застройка Любенска была сожжена. По уцелевшим фундаментам зданий и архивным материалам появилась возможность полного воссоздания усадьбы, какой она была при жизни композитора.
Торжественное открытие музейного Мемориального комплекса Н.А. Римского-Корсакова состоялось в марте 1995 года в Вечаше и Любенске. Самую первую экскурсию провела Татьяна Владимировна – внучка известного композитора.
В настоящее время в усадьбе Вешача, в доме, стоящем в старинном парке не берегу озера Песно, устроены концертный зал и экспозиция «Образы природы в музыке Римского-Корсакова». В усадьбе Любенск, где скончался композитор, — вековые деревья, пруды, яблоневый сад, озеро. В доме воссоздана обстановка гостиной, столовой и кабинета, устроена экспозиция «Последние годы, кончина и бессмертие великого музыканта». Представлены сочинения Римского-Корсакова, портреты, документы, личные вещи.
Ежегодно 21 июня, в Музее отмечается концертом день памяти великого музыканта. Музей проводит детские театрализованные представления: в феврале-марте проводится экскурсия под названием «В гостях у царя Берендея», в течение декабря-января проходит «Рождественская легенда Шехерезады», в апреле-мае проходят «Чудеса в Леденце», а в мае – «Зеленые святки».
Каждый человек, хоть однажды посетивший эти места, обязательно откроет для себя творчество великого композитора и узнает, что его произведения – это мир сказки, поэзии русской природы, картин настоящей народной жизни.
Николай Алексеевич – человек гениальный: он и автор многочисленных сильных опер, многих сочинений для оркестра, романсов. И несмотря на жизненные трудности и прогрессирующую тяжелую болезнь, Римский-Корсаков своим творчеством прославлял красоту жизни, старался донести до слушателей чарующий мир русской музыки.
Именно на Псковщине, в сельской тишине, он написал и завершил многие свои лучшие произведения, которые ему подсказывала неброская, но неповторимая красота природы Псковского края и его героическая история.
Мемориальный музей-усадьба имени М. П. Мусоргского
Единственный в мире музей еще одного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского расположен на Псковской земле. В живописном месте, в селе Наумово Куньинского района, на берегу прекрасного Жижицкого озера и по сей день нас встречает гостеприимный красивый барский дом – музей.
Село Наумово - родовое имение предков великого композитора по линии матери Чириковых. Здесь композитор провел детство и все его детские впечатления, полученные здесь, отразились в его музыкальных произведениях, описывающих тяжелую жизнь простого русского человека.
Интересно происхождение фамилии Мусоргский: в роду Мусоргских был родственник – Роман Васильевич Монастырев, он имел прозвище «Мусорга». «Мусоргос» в переводе с греческого обозначает «певец, музыкант». Так образовалась фамилия Мусоргский.
Любовь к музыке проснулась рано, в 4 года мама композитора, Юлия Ивановна заметила музыкальные способности сына, стала с ним заниматься игрой на фортепьяно. В 13 лет он написал инструментальную пьесу «Подпрапорщик-польку». В этом же возрасте поступил учиться в школу гвардейских подпрапорщиков. После окончания школы в 17 лет Модест поступил на службу офицером в привилегированный лейб-гвардии Преображенский полк. В этот период он знакомится с Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым, Стасовым. Образовался музыкальный кружок «Могучая кучка». В 19 лет композитор ушел в отставку, навсегда распрощался с военной службой, чтобы целиком посвятить себя творчеству.
Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала история Псковского края. Упоминания местных обычаев, стародавних псковских выражений нередко встречаются в его письмах.
История и традиции Музея-усадьбы имени М. П. Мусоргского
Быт русского дворянства, роль дворянства в жизни страны сосредоточены в стенах его живописного музея–усадьбы, который сегодня считается одним из лучших на Псковщине.
История музея совершалась постепенно: в 1972 г. в музее открыли первую экспозицию «О жизни и творчестве М.П. Мусоргского». Через год, в 1973 г., здесь появилась экспозиция «Быт крестьян XIX в.», и перед зданием музея был установлен бюст великого композитора.
В результате сегодня усадьба представляет собой сочетание принадлежащих к разным периодам времени, но все-таки подчиненных единой структуре, построек. Кроме основного усадебного дома, а также флигеля, Музею принадлежит амбар, людская, сарай, молочная, оранжерея и кузница. Именно в этом месте проходят разнообразные и давно ставшие традицией музыкальные праздники, которые посвящены композитору.
Так, в усадьбе ежегодно, начиная с 1995 г., в марте проходит «Фестиваль русской музыки», посвященный дням рождения композиторов М.П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова.
Кроме богатейшей истории, усадьба привлекательна также природной красотой, поскольку расположена на возвышенной площадке небольшого пологого холма с красивым фруктовым садом, который плавно спускается к озеру. На территории усадьбы сохранился парк, в котором возраст деревьев достигает 150−200 лет. А неподалеку от усадьбы и рядом с парком, на небольшом возвышении, произрастает древний дуб, возраст которого достигает 300 лет. Усадьба имеет два пруда, на одном из них находится остров.
Отрадно, что именно Псковская земля, неброская, но обладающая неповторимой красотой природы, покорила сердце Модеста Петровича Мусоргского – этого талантливого гения музыки, и именно она, «эта древняя земля - с ее говором и поверьями, с ее языческими песнями, с колокольным звоном - стала колыбелью композитора, певца России» (Н. С. Новиков).
Мемориальный музей-усадьба имени С. В. Ковалевской
Единственный в мире музей первой в мире женщины – профессора математики Софьи Васильевны Ковалевской, благодатно расположился в исторически подлинном, сохранившемся усадебном доме в Полибино Великолукского района Псковской области. Тихое, нетронутое излишками цивилизации место, старинный дом на берегу озера, старинный парк, старинные вещи из той давней и загадочной для нас эпохи.
Здесь Софья Ковалевская провела свое детство, здесь же произошло ее знакомство с математикой. Стены её детской комнаты в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Тогда интерес девочки к математике поддержал ее домашний наставник, педагог Иосиф Игнатьевич Малевич.
К восемнадцати годам Софья уже твердо знала, что должна заниматься наукой. Однако поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Софья Васильевна могла продолжить обучение лишь за границей. Заграничный паспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери. И тогда Софья вступила в фиктивный брак с молодым учёным В. О. Ковалевским, который в будущем станет известным ученым-палеонтологом. В последствии этот брак перерос в настоящий, и у них родилась дочь Софья.
Софье Ковалевской пришлось нелегко: преподавать науку в то время могли только мужчины, и ни ее блестящее образование, ни научная степень и уже известность в качестве талантливого математика не давали ей права быть преподавателем. И лишь в 1883 г. Стокгольмский университет пригласил С. В. Ковалевскую на преподавательскую работу, что явилось настоящей сенсацией не только для Швеции, но и всего ученого мира. Здесь Ковалевская, наконец, смогла реализовать себя как ученый.
У нее было очень много творческих замыслов и в области математики, и в области литературы. Однако ранняя смерть в 1891 году оборвала ее жизнь. Простудившись в дороге, при возвращении из Франции в Швецию, 10 февраля 1891 года она внезапно скончалась. Похоронена в Стокгольме на Северном кладбище.
История и традиции Музея-усадьбы имени С. В. Ковалевской
Первые документальные сведения об имении Полибино относятся к XVIII веку, когда село входило в состав большого имения генерала И. И. Михельсона. В конце ХVШ века в Полибино имелся деревянный господский дом, и лишь в 1841 году, когда Полибино за долги было продано В. В. Круковскому, отцу С. В. Ковалевской, здесь началось строительство большого каменного дома с башней и флигелями.
Об этом доме в своих «Воспоминаниях детства» Софья Ковалевская пишет: «Среди этой дикой малонаселенной местности странно выступал Полибинский дом, с его террасами, окаймленными летом гирляндами роз, с его обширными оранжереями и парниками».
На сегодняшний день, от старинной усадьбы сохранились усадебный дом и флигель, а так же часть усадебного парка. В 1980 году усадебный дом был передан Псковскому музею-заповеднику, и было принято решение о создании в Полибино Мемориального музея С. В. Ковалевской.
Так, с 1982 года ведется реставрация усадьбы, которая продолжается и по сей день. За это время была проведена большая научно-исследовательская работа по истории имения, а также по родословным отцовской и материнской линиям. Фонд музея содержит уникальный личный фонд С. В. Ковалевской (ее личные вещи, документы, рукописи, книги из личной библиотеки, рукопись романа «Нигилистка», прижизненное издание повести «Воспоминания детства» с её автографом), а также интересные коллекции предметов прикладного искусства, графики, живописи, мебели.
Кроме того, в музее организованы экскурсии по усадебному дому конца XVIII - начала XIX века и по парку. В центре парка на возвышенном месте располагается большой каменный дом и флигель. Здесь же присутствуют отдельные 200-летние березы, тополя и дубы, обрамлявшие территорию парадного двора. Практически на всем протяжении парка сохранилась липовая аллея, отделявшая парк от плодового сада.
В январе 2000 года в Мемориальном флигеле открыта выставка, посвященная 150-летию со дня рождения С. В. Ковалевской. Музей давно является просветительским центром не только научных достижений С. В. Ковалевской, но и русской провинциальной усадебной культуры, дворянского провинциального быта середины XIX века.
Послесловие
Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить на землю старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт усадебного дома, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает светлая грусть. Ведь перед нами явственный след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом.
Псковщине очень повезло - она богата и удивительна историко-культурным пейзажем благодаря восстановлению усадеб великих людей России, среди которых - обозначенные нами - Н. А. Римский-Корсаков (Вечаша и Любенск), М. П. Мусоргский (Наумово) и С. В. Ковалевская (Полибино).
Каждое из этих имений – это не просто комплекс зданий, это целый мир – культурный пласт ушедшей эпохи, невозвратной и прекрасной. Это длинная повесть, рассказывающая историю ее владельцев, где хранится веками благодатная тишина и свежесть темных аллей усадебных садов, спокойная гладь озер и светлая грусть о былом, невоплощенном, несбывшемся…
Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!…
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль.
И слышен чей-то странный, грустный шепот.
Кому-то в этот час чего-то жаль.
(Константин Бальмонт, поэт)
*****
Все представленные материалы сформированы на основе статей и обзоров, опубликованных на сайте «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» в рубрике «Музеи». Там же указана использованная литература и интернет-ресурсы.
В третьей части коллекции Вы узнаете об интересных исторических музеях Псковщины - загадочной усадьбе Васильчковых-Строгановых, некогда самой богатейшей, графской усадьбе, имеющейся на Псковской земле, об учебно-историческом заповеднике «Усадьба князя Гагарина А. Г. «Холомки», расположенном в Порховском районе, и об уникальной дворянской усадьбе рода Философовых (ныне Бежаницкий историко-культурный центр Философовых).
Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть I (начало)
Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть III (окончание)
Голубева А.