Веселая мелодрама или овации для локомотива

koverley poezd600Конец XIX века в истории русского театра отмечается как период упадка. Доктор Чехов в своих письмах ставил диагноз: рутина и пошлость, равнодушие к духовным запросам современности. Преимущественно нерусские пьесы, драмы и мелодрамы с преувеличенными страстями, неестественными характерами и бульварными сюжетами. Чуковский с горечью писал о том, что на сцене царит застой и «пинкертоновщина» - жанр популярный у публики, но крайне невысокого литературного качества.

Изменения общественной атмосферы не находили адекватного сценического выражения, особенно в провинции, где почти не было места экспериментам – нужно было зарабатывать.

В репертуаре царила иностранная мелодрама, некоторые из этих пьес остались в истории театра. Какой бы замысловатый и напыщенный не был сюжет – это всегда был конфликт добра и зла и наказание порока. Самые популярные пьесы того времени: «Виктор, или Дитя леса» Пиксерекура, «Сорока-воровка» Кенье, «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа.

Псковичи интересовались театром – он стал важной частью культурной, светской и общественной жизни города. Особенную доброжелательность псковской публики отмечали многочисленные гастролеры и эта традиция сохранилась до наших дней; но даже самая благорасположенная публика порой не выдерживала.

Примером такого противоречия стала драма французских авторов Барбюса и Кризафули из английской жизни «Убийство Коверлей». Текст распространялся в рукописях - «играна, но не напечатана». На русский язык ее перевел актер Николай Петрович Киреев, оставивший военную службу ради театра. Пьеса несколько лет имела успех на провинциальных сценах.

koverley2

В ней было все: невероятные злодеи, роковые страсти, страшные тайны и преступления и мистические сцены. Отдельной «изюминкой» были сценические эффекты, поскольку в представлении участвовали поезд и пароход.

«Чего только не было в «Убийстве Коверлей»: и любовь, и соперничество, и разлука, и преступление негодяя. В финале невинная спасалась, убийца сходил с ума и умирал, а его сообщник попадал под поезд. Этот поезд, свистевший, изрыгавший пар, грохотавший за сценой сцеплениями колес, якобы наезжавший из глубины сцены на зрителя, слепя его фарами, и был в провинции, еще не знавшей железных дорог, современным чудом.

Посмотреть на него сбегался в театр весь город: и богатые, и неимущие, и знатные, образованные горожане, и неграмотные обыватели из нижних социальных слоев Таганрога», - читаем мы в воспоминаниях современников.

Кануть в небытие пьесе не дает сильное впечатление, произведенное на публику.

Русский писатель и православный публицист Иван Сергеевич Шмелёв видел ее на ярмарке в Москве, о чем упоминает в своем романе «Пути небесные», как о характерном развлечении москвичей.

Как «образцовую» ее поминали театровед Дмитрий Дмитриевич Коровяков и театральный и литературный критик журнала «Слово» Любовь Яковлевна Гуревич.

В Таганроге, еще гимназистом «Убийство Коверлей» видел Антон Павлович Чехов. Столь велика впечатлительность юности, что эта пьеса упоминается им в различных текстах семь раз.

«Утром короля Лира канифолишь, а вечером Коверлея раздракониваешь, да так, что театр трещит от аплодисментов» в рассказе «Критик». Эту фразу произносит, осуждая молодежь за новые непонятные идеи, сидя за рюмочкой театрального буфета старый актер в амплуа «благородного отца».

В «Чайке» - пьесе, ставшей символом нового русского театра, в первоначальном варианте был диалог с упоминанием нашумевшей пьесы. Из IV акта исключен диалог Шамраева с Аркадиной об ее успехе в «Убийстве Коверлей».

Видели эту постановку и псковичи. 13  ноября 1888 года труппа под руководством Новицкого показывала ее в доме Качёва.

koverley1

Вот как об этом рассказывал «Псковский городской листок».

«Драма «Убийство Коверлей» заключает в себе и гибель парохода в Тихом океане и железнодорожный поезд в Англии, который проходя по сцене, раздавливает, к ужасу зрителей, одного из преступников, впрочем, не самого главного, а его помощника и двоюродного брата.

Самый главный преступник нужен еще для последнего действия, где ему полагается потрясти зрителей предсмертными галлюцинациями, в которых является ему убитый им двойник во время гибели парохода. Особенный фурор произвело на сцене появление паровоза, раздавившего злодея. Паровоз настолько хорошо был сделан, что приведенная в восторг публика вызывала его несколько раз.

Относительно исполнения можно лишь сказать, что главные роли принадлежали г-же Милич-Андрияновой и г. Семибратову, которые справились с ними со своим обычным умением. В общем, воскресная публика осталась очень довольной и гибелью парохода, и убийством на пароходе Роджера Каверлей, и паровозом, и спором двух матерей о сыне, и предсмертными галлюцинациями. Водевиль так же прошел очень весело».

И еще одна заметка с подробностями:

«Весь рождественский пост г. Новицкий угощал публику французскими, итальянскими, английскими и другими фабрикациями мелодрам, и все самого скучного и нелепого содержания, так что дивишься, что подобные произведения не отбили совершенно публику от театра. Иногда как бы исключение мелькает русская пьеса, а потом опять мелодрама. В числе прочей иностранной дребедени поставлено было и пресловутое «Убийство Коверлей», имевшее еще летом такой успех в Петербурге.

Но в Пскове пьеса совсем не удалась, а сцена с поездом железной дороги, самая эффектная в пьесе, вызвала в публике смех: картонный локомотив только успел показаться, как занавес опустился, и для зрителей осталось неизвестным, что сталось с героями драмы. Кто-то крикнул: «Локомотив!». А за этим «кто-то» вся публика стала вызывать локомотив, который даже не успели разглядеть. Занавес поднялся, но вместо локомотива на сцену явился раскланиваться перед публикой г. Климов, игравший в пьесе не помню какую-то роль, что вызвало громкий хохот, так как вся почтенная фигура г. Климова напоминала собою добрый локомотив. Публике, очевидно, не нравились эти мелодрамы, но она ходила в театр, так как больше себя девать было некуда. Наконец, на святках г. Новицкий схватился за ум и стал ставить «Русские песни», «Горе от ума», «Ревизор».

Дополнительные материалы:

Театры Псковской области / Псков. обл. универс. науч. б-ка, Отд. лит. по искусству ; сост. С. В. Смирнова. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2013. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) . - Заглавие с этикетки контейнера. - Диск помещен в контейнер. - Режим доступа : http://pskoviana.ru/izdania/theater/index.html - Доступен также на CD-диске. 

Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. (Сборник статей и очерков) / [рук. проекта В.Ф. Павлов ; сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков : Стерх, 1999. - 345, [3] с. - Библиогр.: с. 343-344. -  Читать полный текст >>>

Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Читать полный текст >>> 

koverley4

 

Сего Дня

24 января 1867 года

24 января 1867 года

Учреждена стипендия в Санкт-Петербургском университете для одного из бедных граждан Пскова. По приго...

24 января 1905 года

24 января 1905 года

Предупреждение революционных выступлений. Псковский губернатор А. В. Адлерберг секретным предписание...

Псковские факты

Патриарх Тихон и Псковский край

Патриарх Тихон и Псковский край

5 (18) ноября 1917, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru