В праздничные дни февраля псковичи понесли невосполнимую утрату – сгорел храм Архангела Михаила в д. Мельницы Псковского района Псковской области, памятник архитектуры сер. XIX века!
В праздничные дни февраля псковичи понесли невосполнимую утрату – сгорел храм Архангела Михаила в д. Мельницы Псковского района Псковской области, памятник архитектуры сер. XIX века!
В Мельницы, в храм Архистратига Божия Михаила, наша семья ездила не часто, т.к. основной наш маршрут: Псков – Пушкинские горы (навещаем маму). Отца Георгия мы считаем своим духовником и наставником, стараемся с ним видиться в Пскове. Последний наш приезд в Михайловский храм в Мельницах был в Рождественский сочельник. Мы помолились в храме на службе, которая закончилась в 11-м часу вечера, приложились к чудотворным иконам, коих было много в этой церкви: Архангел Михаил, св. преп. Никандр пустынножитель, образ Богородицы «Мирожская» и «Всех скорбящих Радость», св. Николай чудотворец, пр. минеи на весь год… У меня было по какой-то причине подспудное чувство, что я прощаюсь с этими иконами. Хотелось сфотографировать храм, но я это желание в себе подавила, хотелось просто благоговеть перед святыми образами.
И вот, в раннее утро 22 февраля мы узнаем о пожаре. В это поверить было просто невозможно! Выгорел весь храм! Как же это? Неужели весь Михайловский храм во главе с Небесным Архистратигом Михаилом перешел на Небо? Почему-то возникла параллель с Украиной, г. Киевом, в гербе которого стоит Архангел Михаил.
Киев пострадал от народных волнений и вторжения НАТОвцев в Украину, пострадала Одесса, Тернополь и др. города. Настоящая война! Родина княгини Ольги в Псковской земле, а Киев – её удел княжения. Все имеет некую духовную взаимосвязь.
В Мельницы, к о.Георгию Ушакову, мы смогли приехать только в воскресенье. Сделали необходимую фотосъемку после пожара, помогли только сочувствием и небольшим материальным участием в виде продуктов семье Андрея и Нины Проценко, которые много лет трудятся в этом храме и не представляют своей дальнейшей жизни вне церкви.
В прошедшие выходные приезжали дети 8-10 лет из школы им. Покрова Богородицы в д. Ветвеник в попечении о.Константина. Они расчистили центральную часть храма, убрали все испепеленные его части и чисто вымели. Батюшка Георгий умилялся, с каким прилежанием они все это сделали. Предстоит еще разбор конструкций боковых фронтонов и уцелевшей кровли, который необходимо сделать в ближайшие дни перед выходными. Привлекаем псковских спасателей во главе с Олегом Сапуновым. Выезд планируется в четверг, 6 марта, дополнительный – в пятницу, 7 марта.
Благодарим всех жертвователей и волонтеров, которые откликнулись на беду псковичей!
Татьяна Лединина
Расчетный счет храма в Псковском отделении
ЭКСИ-банка: номер 40703 810 7 00000000 135
[code]
Фото Бориса Степановича Скобельцына
Из домашнего архива Надежды Борисовны Грошевой (Скольбецыной)
Фонд помощи Михайловскому храму, волонтеры: http://vk.com/club66993490
Ответ на сайте A.Турчака:
Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее:
Церковь Михаила Архангела в селе Мельницы Псковского района в составе объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране в настоящее время не значится. Тем не менее, учитывая время строительства, архитектурные особенности постройки церкви она, несомненно, имеет определенную историческую и культурную ценность, что может быть достоверно установлено историко-культурной экспертизой. Действующее законодательство предусматривает специальные процедуры по включению объектов в состав охраняемых государством памятников, а также порядок проведения работ по их сохранению. И то и другое требует временных и финансовых затрат. К сожалению, на текущий момент, работы по выявлению и постановке на учет, а также по проведению противо аварийных мероприятий, возникших в результате форс-мажорных обстоятельств, имеют нулевое финансирование в подпрограмме «Наследие» государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 – 2020 годы». В результате пожара нанесен значительный моральный и физический ущерб храму. Требуются неотложные работы по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия и дальнейшего восстановления объекта. Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия готов оказать содействие восстановлению храма в пределах своей компетенции.
Церковь Михаила Архангела
Дата постройки: 1868 г.
Адрес: Псковский район/Мельницы д.
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: провинциальный классицизм
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30 января 1998 г. N 542 "Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения"
Обзор документа
В целях обеспечения учета и сохранности находящихся на территории Псковской области объектов, имеющих историческую и культурную ценность, утвержден государственный список недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения
ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/
Историческая справка:
Деревня Мельницы в XIX веке относилась к Середкинской волости Гдовского уезда С.-Петербургской губернии. Находилась в 80 верстах от Гдова и в 40 от Пскова. Рядом был так называемый " Сороковой бор" - местность, покрытая дремучими лесами и непроходимыми болотами, перерезанная реками -Желчею и Черною. Новая каменная церковь Михаила Архангела была построена вместо деревянной ветхой церкви на средства прихожан. Архитектор Салин, строил крестьянин Гдовского уезда деревни Борков Афанасий Степанов. В 1914 году с северной и южной сторон церкви пристроены апсиды для устройства двух придельных церквей, однако в 1916 г. они еще не были освящены. Эти работы проводились по проекту, выполненному губернским инженером Трифоновым и губернским архитектором Понамаревым.
Архитектурные особенности:Церковь Михаила расположена на возвышенном месте к юго-западу от села Мельницы. Вокруг Церкви многолетние деревья и кустарник, к юго-востоку - кладбище. Это - бесстолпный, крестовокупольный, трехапсидный храм, его основной объем вытянут по оси юг-север. Центральный объем - четверик, покрытый на четыре ската, завершается восьмигранным световым барабаном с восьмигранной главой луковичной формы, яблоком и крестом, повышен над объемами концов креста, перекрытыми на два ската. С востока к нему примыкают: чуть пониженный объем центральной апсиды и более низкие апсиды, пристроенные в 1914г. На западном конце креста, на притворе в его центральной части, ярус колокольни, завершенный восьмигранным шатром с главой луковичной Формы и металлическим крестом, о основании которого яблоко. Декор фасадов прост, но сух. Стену завершает антаблимент, состоящий из полочки и карниза несложного профиля. Северный и южный фасады концов креста завершается фронтонами, западный фасад притвора над порталом, оформленным двойным наличником, завершается щипцом. По бокам стен- лопатки, прорезанные по центру канелюрой. Спаренные оконные проемы с арочными перемычками декорированы тремя пилястрами, несущими прямые сандрики. По основанию окон на всю длину фасадов проходит тяга. Окна западного конца креста, притвора и апсиды декорированы простыми наличниками, выступающими на четверть кирпича и шириной в кирпич. Наличники повторяют форму арочной перемычки окон. Световой восьмигранный барабан имеет четыре окна, расположенных по странам света. Окна имеют арочные перемычки и двухстворчатые ставни. Грани барабана чуть выступая соединяются между собой выступающим и полосками, образуя рамки. Ярус, квадратной в плане, колокольни стоит на постаменте, отделенном полочкой. Арочные проемы звона декорированы пилястрами, несущими раскрепованную часть антаблимента. Карниз несложного профиля. Между барабаном и шатром отлив, повторяющий форму отлива главы. Центральная часть церкви перекрыта восьмигранным сомкнутым сводом /куполом/, покоящимся на четырех подпружных арках и парусных сводах. Южный и северный концы креста, пятигранная апсида главного алтаря с плоским перекрытием, а отдельные помещения жертвенника и дъяконника имеют коробовые своды. Западный конец креста перекрыт сомкнутым сводом. Ограненные апсиды придельных церквей, пристроенные в 1914г., перекрыты коробовыми сомкнутыми сводами. Все апсиды соединены между собой дверными арочными проемами. В главной и придельной апсидах по два окна, в жертвеннике дверь, ведущая наружу. Притвор имеет три помещения : центральное /тамбур/ с плоским перекрытием и малые боковые, перекрытые ползучими сводами. В северном помещении деревянная лестница, ведущая на ярус звена. В южном и северном концах креста по два /спаренных/ окна, в западных стенах -двери. В восточной стене центрального объема -большие арочные проёмы, ведущие В алтари и отделенные от основного объема и концов креста иконостасами. На своде, парусах, верхней части стен- масляная живопись на религи0зные сюжеты, грубо поновлевнная в 1970-ые годы. В церкви сохранилось внутреннее убранство, в основном, конца XIX- начала XX вв. 3-ярусный иконостас с постаментом привезен сюда из закрытой в 1900 -ые годы церкви Николы в дер. Крапивно Гдовского района /церковь конца XIX в./. Верхний его ярус- своеобразное завершение иконостаса, представляет ряд икон в "киотах", насыщенных архитектурными деталями, Иконостас - характерное выражение вкусов провинциального купечества этого времени. В малом двухъярусном иконостасе северной придельной церкви " Царские двери" - XVIII в. , выполнены сквозной резьбой закручивающейся стебель и лист аканта. Столбик состоит из вьющейся виноградной лозы. Динамичная резьба хорошего профессионального исполнения. В церкви сохранилось ряд, икон ХVIIIв., имеющих художественную ценность. Это "Христос Вседержитель /писал иконописец Ефим Русинов/, р. : 130х57см. " ,"О тебе радуется", р: 28х23 см. Церковь сложена из кирпича, имеет цоколь, выступающий на 8-10 см. Все фасады побелены /штукатурки нет/, Колокольня оштукатурена и побелена. Основные габариты: 29 х 22 м. С западной стороны церкви в наше время сооружены ворота с центральным большим проемом и палатками по бокам.
Общие сведения: Церковь представляет образец культовой сельской постройки, близкой по формам и декору к памятникам классицизма. По планировочной структуре она похожа на церковь Богоявленскую в дер. Подклинье Порховского района, построенную в 1861г.
Материалы: кирпич
Состояние объекта: среднее
Персоны: Степанов Афанасий построил церковь по проекту А. Салина
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, Вып., Х, СПБ, 1885, стр., 237РГИА, ф 266, оп 615, е.х. 55 - дело о построении каменной церкви в Мельницком погосте Гдовского уезда. 1862г; ф 256, оп.29, д. 417 - дело о расширении Мельницкой церкви Гдовского уезда. 1903-1915 гг.; ф 19, оп.113, е.х. 4321, л.153 - клировые ведомости за 1916 г.
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии [Электронный ресурс]. Вып. 10. - С.-Петербург : Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1885. - IV, 410, [3] л. табл. Полный текст
Михаило-Архангельская церковь в Мельницах
Село Мельницы находится вблизи Сорокового Бора, в 300 вер. от Петербурга, в 80 - от Гдова и в 40-от Пскова. Псковское озеро находится в 15-ти верстах от церкви, а Чудское - Пейпус — в 45 верстах.
Село Мельницы, как читаем на 1-й странице метрических книг за 1781 год, принадлежало к Кобыльскому или иногда Псковскому уезду Псковской епархии; с 1782 по 1787 год - к Гдовскому уезду той-же епархии; в 1788 году отнесено к епархии Петербургской. Название села объясняют или от ручья Меленки, или от бывших здесь мельниц, водяных или ветряных.
Церковь существует здесь издавна. В копии с указа Псковского епископа Гедеона, от 3го июня 1762 года, говорится: "священникам побуждать народ к хождению в храм Божий, для слушания молитвословий и литургий, господам не удерживать в домах народа, а побуждать к службе церковной и властям гражданским давать помощь к побуждению народа ходить в храм”. На цветной триоди написано: "Сия книга, глаголемая Триодь Цветная, Архангельския церкви, Мельницкого погоста, 1763 г.". Впрочем, церковь, вероятно, была здесь и ранее.
Прежняя церковь, как и одна из нынешних, была деревянная. Она перевезена сюда в 1770 году из деревни Княжиц (Луг. уезда), из упраздненного монастыря, на место прежней, сгоревшей. Антиминс ее освящен митрополитом Антонием 1845 г., мая 28.
Нынешний теплый каменный храм во имя Архангела Михаила начат в 1863 году прихожанами на сборную сумму и построен, при архитекторе Салине, крестьянином Гдовского уезда, дер. Борков, Афанасием Степановым. Храм освящен в 1868 г. благочинным, Гдовской Афанасиевской церкви священником Николаем Симеоновским. Антиминс его освящен Палладием, епископом Ладожским в 1868 году, февраля 25 и подписан митрополитом Исидором, Длина храма 15 сажень, ширина 6 ½ саж., высота с колокольнею - 14 саж.
В храме достопримечательны: 1) старинные Богослужебные книги, напр., Евангелие в лист м. 1711; Ирмологий М, 1697; два нотных октоиха М. 1712 г.; 2) некоторые старинные предметы церковной утвари, напр., 2 оловянных потира, жестяные брачные венцы, напрестольный деревянный крест в сребропозлащенном окладе 1781 года; 3) старинный образ Покрова Божией Матери в серебряном ободке; 4) праздничные колокол в 71 пуд весом, отлитый, как видно по надписи, в Валдае, на заводе Усачевой, в 1877 г.; на нем изображены: Спаситель, Арх. Михаил и Николай Чудотворец; 5) второй колокол в 32 пуда 32 фунта, с изображениями Воскресения Христова, Успения Божией Матери, Михаила Архангела и Николая Чудотворца, также вылит в Валдае, в 1850 году, на средства крестьянина дер. Суток Федора Михайлова.
В архиве находятся 2 плана и 2 межевые книги на 11 десятин земли; исповедные росписи имеются с 1811 года, метрические с 1781 Июля, клировые с 1848 г.
По штату 1764 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. По штату 1843 г. он состоит из священника, дьячка, пономаря и просвирни.
Из прежних священников известны: 1) Косьма Дмитриев, показанный в метрических книгах с 1781 по 1798 год; он был «десятоначальником» (т. е. в роде благочинного); 2) Анания Космин, служивший с 1798 г. по 18 апреля 1799, г. и утонувший в озерке, в деревне Дудине, на святой неделе; он был сперва дьячком и его имя значится в метриках с 1781 года; 3) Алексей Кириаков, с 1799 по 1828 г.; с 1829 по 1835 г. служили «входящие»; 4) Григорий Савин, с 1835 по 1841 год. О нем говорят, будто, возвращаясь от помещика в мызе Заречье, с молебна, он поссорился с диаконом Алексеем Алексеевым, который и утопил его в озерке; 5) Стефан Василев Дубинский, изокончивших курс в Санкт-Петербургской духовной семинарии. При нем устроена каменная церковь. Он умер 19 января 1876 г.; 6) Дмитрий Иоаннов Альбов, диаконский сын села Сомины, Устюжского уезда, Новгородской губернии, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии, а сюда перешедший в 1876 году от Бельского погоста (Гдов. уезда).
В сане диакона служили: 1) Елисей Иванов (1796-1818), Алексий Алексиев (1820-1843), Николай Василев Флоринский (1846-1869).
Земли при церкви 36 десятин; из них - треть неудобной. Капитала церковного 100 руб.
Священник живет в доме, купленном прихожанами у прежнего священника Дубянского; причетник живет в старом, совершенно негодном доме, пожертвованном прежней просвирней Евфросинией Григорьевой и переделанном усердием церковного старосты, крестьянина деревни Вязки Фомы Дмитриева. Дохода причт получает от 400 до 500 руб. в год, смотря по урожаю. Жалование причт получает 300 руб. с вычетом 2х процентов с рубля.
Соседние приходы: Бельский — в 15-ти верстах, Гвозднинский — в 25 верстах, Маслогостицкий — в 6-ти вер., Толвинский, (Псков. губ.) в 18 вер. и владения Спасо-Елеазарова монастыря.
Поместьев в приходе два: Заречье – 7-ми верстах и Марьино — в ¼ вер. Из деревень ближайшие к церкви (от 1 до 3-х верст): Шипулино, Полибино, Подмошье, Меленки, Конечек, Лутово, Володи, Лаптево, Подполозье, Вязки, Подъяблонье, Фаругино, Москва; более отдаленные (9-12 верст): Городня, Подлудвичье, Елехново, Гора, Гридино, Горка, Гверздонь, Сергжа, Дудино, Суток; от6 до 8 верст расположены: Люботже. Царевщина, Китины, Закрупичье, Мозгирино, Спасовщина, Смолище, Заборовье и Крюково.
Прихожан м. п. 1341; ж, 1427. Прихожане занимаются хлебопашеством, возделыванием льна, зимой - плетением корзин и деланием деревянной посуды; некоторые гонят смолу и деготь.
Школа в приходе одна - земская, содержимая при участии крестьян. В ней учится от 40 до 50 человек. Малое количество учеников объясняется тем, что школа помещается не в центре прихода, а в стороне, в 3х верстах от церкви. Закону Божию учит священник, а другим предметам - причетник. Ученики участвуют в церковном чтении и пении Есть по деревням и небольшие школы, в которых учат солдаты и разные перехожие учителя, получая за ученика от 15 до 20 копеек в месяц, с готовой квартирой и содержанием от родителей.
Часовен в приходе три: в Шипулине — во имя Параскевы, в деревне Москве — во имя Флора и Лавра, в Заборовке — в честь Воздвижения.
В приходе есть курганы, будто-бы со времен Батория в них иногда находятся монеты «крещатики».
Попечительство открыто в 1872 году Председатель его - священник, члены - крестьяне. Собранные за 12 лет 1020 р. 71 коп. истрачены на поддержание и украшение храма, на содержание просвирни, устройство ограды вокруг новой церкви и кладбища и на устройство дома для причетника.
Апреля 20 дня, 1884 г.
Священник Димитрий Альбов.
САЙТ «Деревенские святыни Северо-Запада России»: http://www.countrysite.spb.ru/index.htm
Источник: http://www.chirski-krynica.ru
Материал подготовлен Татьяной Ледининой