Первое появление самолета на Псковской земле произошло самым неожиданным образом и явилось следствием аварийной посадки 24 сентября 1914 г. первого в мире многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец», конструктором которого являлся русский инженер Игорь Иванович Сикорский (1889-1972 гг.)
Игорь Иванович Сикорский в 1912-1914 гг. создал самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации в России, а позже и за рубежом, в далекой Америке. 27 марта 1914 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолетов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г.
В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения - С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника.
Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/sikorskiy/?q=5348
Исторический момент аварийной посадки описан в книге Сергея и Михаила Никольских «Муромцы в бою».
Шла Первая Мировая война. Под Петроградом создается звено из трех самолетов. Первым экипажем командовал штабс-капитан В.Ф. Руднев (один из первых русских летчиков, умер в Париже в 1945 г.), вторым – поручик А.Панкратьев, третьим – штабс-капитан Бродович. Из Петрограда перелет на фронт начался 24 сентября 1914 г. Авторы книги пишут: «Дошли до города Пскова, совершили первую посадку в районе реки Великой. Через 2 дня взлетели, дошли до Острова, но произошла поломка стяжек управления рулей самолета. Вынуждены были пойти на аварийную посадку. Медлить было нельзя.
Местные жители окрестных сел приняли нас за немцев. Сели на поле у глухой деревни Заборовье, что в 13 верстах от Острова. Появление «Змея Горыныча» - так прозвали самолет «Илья Муромец» местные жители – произвело сенсацию у местного населения окрестных деревень и Острова. Многие стали прятаться в скирдах и в сараях.
Вынужденную посадку совершил экипаж в составе: А.Панкратьев, С.Никольский, А.Кулешов (механик), Ушаков (старший моторист). Пока произвели ремонт прошло более суток. На следующий день, 27 сентября 1914 г.самолет благополучно вылетел на фронт». Командиром экипажа был Алексей Васильевич Панкратьев (1888 – 1923гг.), поручик, потомственный дворянин, выпускник Николаевского инженерного училища. В 1923 г. погиб при аварии пассажирского «Юнкерса».
Так, аварийная посадка «Ильи Муромца» положила начало авиационной истории г.Острова. Вскоре здесь был оборудован первый грунтовый аэродром на случай экстренных посадок самолетов. После революции о запасном аэродром забыли до 1930-х гг.
Военные аэропланы являлись новым видом боевой техники.
В августе-начале сентября 1914 года над Псковской землей пролег путь самолетов «Илья Муромец», которые правительство стремилось поскорее отправть на фронт. Это были необыкновенные мощные для своего времени бипланы. К сожалению, к июлю 1914 г. страна располагала всего двумя такими самолетами. С началом боевых действий было принято решение построить несколько новых «Муромцев», а имеющиеся незамедлительно пустить в дело. «Илья Муромец – I», находившийся под командованием Е.В. Руднева, был приписан к армии Северо-Западного фронта и направлен в Белосток. Ему предписывалось следовать на большой высоте вдоль линии железных дорог с одной остановкой, в Двинске.
Самолет Руднева отправился в полет 31 августа. В районе станции Плюсса из-за сильного встречного ветра он был вынужден совершить посадку и получил при этом небольшие повреждения. Руднев отправил телеграмму о происшедшем, и к месту аварии срочно выехали начальник Авиационной школы в Гатчине полковник С.А. Ульянин и механик В.С. Панасюк. После устранения повреждений 11 сентября «Илья Муромец – I» вылетел со станции Плюсса и благополучно приземлился в Двинске.
Вскоре после отлета первого «Муромца» Медем получил из столицы сообщение, что над территории губернии пролетит «Илья Муромец – II», направленный в Двинск (ныне Даугавпилс) в распоряжение штаба 7-й армии. Губернатору было приказано обеспечить аэроплану место для промежуточной посадки.
15 сентября командир 345-й пешей псковской дружины полковник Ярошевский сообщил Медему, что прибывший для выбора «места спуска» поручик Н.А. Звонников (он служил на «Илье Муромце» вторым артиллеристом) осмотрел поле возле казарм Енисеевского полка. Звонников нашел поле подходящим для приземления самолета, но просил отдать распоряжение о том, «чтобы намеченное для спуска место не запахивалось крестьянами в течение семи дней, считая с 16 сентября». Сделав это указание он отбыл в Двинск.
18 сентября в Псков пришла телеграмма от начальника штаба ДВО на ТВД Н.А.Обручева, в которой говорилось: «В скором времени из Петрограда будет лететь аэроплан «Илья Муромец» направлением на Брест. … Штаб верховного главнокомандующего просит дать распоряжения, чтобы его не обстреливали свои войска». Последнее замечание выглядит очень симпатично: солдаты, многие из которых вообще никогда в жизни не видели самолета, могли открыть огонь по летательному аппарату, не вникая в вопрос о его принадлежности.
Самолет, пилотируемый штабс-капитаном А.В. Панкратьевым, вылетел из Петрограда утром 24 сентября и, как сообщал псковский уездный исправник Э.И. Кампар, около 12 часов дня приземлился « близ деревни Романово Псковоградской волости в двух с половиной верстах от Пскова». 26 сентября в 8 часов 15 минут аэроплан отправился в направлении Острова, но этот перелет также оказался неудачен. По сообщению островского исправника Соболевского, «Мурамец» был вынужден совершить аварийную посадку в 15 верстах от Острова, у с.Заборовье, и при этом получил повреждения. Продолжить путь удалось 27 сентября, однако дальнейшие события приняли драматический оборот. Уже за пределами Псковской губернии, возле станции Режица, случилось именно то, чего так опасалось командование: самолет был обстрелян солдатами из охраны железной дороги Двинского военного округа и совершил посадку, в ходе которой был сильно поврежден.
В 1915 г. «Муромцев» командование свело в единую Эскадру воздушных кораблей, разместившуюся впоследствии на Псковской земле.
В годы Первой мировой войны, в 1915 г., в Пскове, на Завеличье, близ часовни «Владычний крест» был оборудован грунтовый аэродром, построены ангары для стоянки и ремонта аэропланов. В летние месяцы производилась аэрофотосъемка города и его окрестностей. Фотографии хранятся в фонде ЦГАКФД г. Санкт-Петербурга.
Библиография:
- Ильин, Борис Тимофеевич. Романтика моря и неба / Б. Ильин, А. Уланов. - Ейск : [б. и.], 2013. - 95 с. : ил., портр. - Библиография в тексте: с. 94.
- Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1914-1915 гг. / Андрей Михайлов. – Псков, 2012. – 344 с., ил. - Читать полный текст>>>
- ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132.
Погрузка бомб на "Форман". Январь 1916 г.