«Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели....»
(Антон Чехов)
Есть в истории псковской культуры две особые женщины, самой судьбой повенчанные с Псковом. Настолько переплетены истории их жизни, столько в них удивительных и, наверное, неслучайных совпадений. Ольга Константиновна Аршакуни (1908-1991) и Елена Николаевна Морозкина (1922-1999)... Не псковички по рождению, но псковички по сердцу, по ощущению жизни и мироздания. Псков для них стал родным городом, городом их судьбы. Счастливой судьбы. Обе прошли войну, обе потеряли любимых на войне, но обрели на Псковщине самое главное — любовь и смысл жизни.
Ольга Константиновна Аршакуни — художник, жена исследователя зодчества древнего Пскова, псковского архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского... Родилась в селе Рождествено Петербургской губернии 13 июня 1908 года в семье мастера кузнечного дела Константина Ивановича Крылова. С раннего возраста интересовалась рисунком и живописью. В 1939 г. закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств СССР по специальности архитектор-художник. С 1940 года стала членом Союза архитекторов страны, и в том же году вышла замуж за скульптора П. А. Аршакуни.
Но счастье их длилось недолго, и виной тому — война. Уже в первые дни войны муж погибает на фронте, а в дни блокады умирает ее единственная дочь. Страшные, рвущую душу события... Чудом она осталась жива. От физического и морального истощения ее в буквальном смысле спас Юрий Павлович Спегальский... В то время он находился в Ленинграде, всеми силами стремился сохранить памятники зодчества, снимал колокола с храмов, залезая на крутые крыши – он укрывал убранство города, чтоб в конце войны поднять все на прежние места. Он нашел Ольгу Константиновну на улице и принес в архитектурные мастерские, не дав ей погибнуть... И это была самая настоящая любовь, которая со временем переросла в творческий и гармоничный союз. Стремления, замыслы, падения и успехи — все было общим.
Юрий Павлович и познакомил ее с родным и горячо любимым Псковом, и благодаря ему она всем сердцем полюбила этот древний город. «Моя первая встреча с Псковом произошла в 1944 году, вскоре после изгнания фашистов, - писала она, - До этого я знала Псков только по фотографиям и рассказам о нем Юрия Павловича, глубоко любившего свой родной город. Из рассказов Юрия Павловича в моем воображении возникал необычайно светлый и радостный образ этого города. Юрий Павлович говорил, что над Псковом небо бывает только синее, синее c легкими прозрачной белизны облаками, и что такого неба, как в Пскове, никогда не бывает над Ленинградом. И вот передо мной Псков, израненный, опаленный огнем пожарищ войны. Над городом тяжелое серое небо. Идет дождь. Вокруг обгоревших, обуглившихся до черноты деревьев с беспокойными криками мечутся стаи черных птиц. Мы с Юрием Павловичем бродим по городу весь день. Неоднократно возвращаемся на те же места и к тем же памятникам, возле которых он останавливается и долго и пристально всматривается в их израненные стены. Вернулись и в Кремль. Отсюда, с высокого холма, открывался взору весь город, окутанный пеленой дождя, серый от копоти и пепла и ... прекрасный в своем суровом и торжественном величии...».
Приехав в Псков, она создает целый ряд серий рисунков и автолитографий на общую тему: «Памятники архитектуры города Пскова, разрушенные немецкими фашистами» (1944). Одна из этих серий рисунков опубликована в начале 1946 года в черно-белых открытках, что, безусловно, способствовало решению проблем восстановления памятников архитектуры Пскова по реконструкциям, выполненным на основе научных исследований Ю. П. Спегальского. Две другие – приобретены и хранятся в Государственном Русском музее в городе Ленинграде.
О замысле работы Ольга Константиновна писала: «В задуманной мной серии рисунков памятников псковского зодчества, разрушенных врагами, мне хотелось передать свое ощущение боли, которую я испытывала перед жестокостью и поруганием над великой духовной культурой русского народа. Мне казалось, что и сами памятники, и природа, окружая их, кричат от боли. Обуглившиеся, искореженные сучья деревьев напоминали человеческие руки с обрубками обожженных, изуродованных пальцев, заломленных, словно в муках, и распростертых к небу. А небо было тусклое, серое, сплошь укутанное темной слезной пеленой дождя. Но на этом мрачном фоне Псков - этот прекрасный русский средневековый город, раскрылся для меня как-то по-особенному глубоко и сильно. Я невольно повторяла слова Юрия Павловича, сказанные им сразу после того, как он вступил на родную землю: «Велики значение Пскова и заслуги его перед Русской землей. Древний город Псков и в годы Великой Отечественной войны, переносивший страшное порабощение и не согнувшийся, разграбленный и не потерявший своей красоты - должен быть для нас одним из символов нашей несокрушимости».
После было много интересных трудов... Ольга Константиновна принимала деятельное участие во всем, чем занимался супруг. Помогала ему графически оформлять проекты реставрации, полностью разделяя его научную концепцию архитектурных заповедных зон города и проблем реставрации отдельных памятников древнего псковского зодчества. Она детально разбиралась в научно-исследовательской и практической реставрационной работе мужа, что помогло ей подготовить для публикации многие труды Юрия Павловича. Талантливо и профессионально интерпретировала материалы исследований Ю. П. Спегальского, издав в 1975 году книгу «Гражданская архитектура Пскова», подготовила и издала в 1976 году статьи мужа под общим названием «Народное зодчество Пскова». Одна из ее последних работ - книга-воспоминание о муже «Предчувствие».
17 января 1969 г. Юрий Павлович Спегальский скоропостижно, неожиданно скончался... Для Ольги Константиновны это был удар. И пережить боль утраты ей помогли те, кто знал и любил Спегальского, и, в первую очередь, Дмитрий Сергеевич Лихачев, а также коллеги из Института археологии и псковские писатели.
В одном из писем Д. С. Лихачев писал Ольге Константиновне: «Все мы рано или поздно умрем. Ю.П. не мог умереть дряхлым стариком, он из тех, что умирают на работе, на своем посту. Он умер, борясь. И эта смерть — славная и красивая — была ему на роду написана... Он всегда хотел вашей радости. Да всем он хотел радости — поэтому и красоту старую любил, сам-то он о былой псковской красоте не горевал, а радовался тому, что такая была, и всем хотел открыть эту красоту. Поэтому не нарушайте его завещание... Старый Псков и в своих произведениях он изображал не разрушенным, а живым, воскресшим. Переборите, пожалуйста, себя. Ваше положение худо тем, что Вы остались одна. Но ведь так и должно было быть: либо он должен был остаться один, либо Вы. Остались Вы. Для Вас хуже, но ведь для Юрия Павловича лучше? Несите свое горе легко...».
И тогда Ольга Константиновна будто воскресла: «Несите свое горе легко...!». Я познала значение этой глубокой мудрости и нашла высокую цель в жизни. Я нашла ее в стремлении продлить духовную жизнь любимого человека, чтобы был слышен его живой голос, чтобы продолжали жить мысли и чувства в его трудах, которые должны увидеть свет. Чтобы умные, добрые люди услышали в них биение его живого сердца! С этого я и начала свою третью жизнь. Жизнь без него, но с ним».
Она создала Мемориальный музей-квартиру им. Ю. П. Спегальского в Пскове и посвятила свою жизнь служению делу и памяти мужа. В этом, несомненно, и проявляется ее подвижничество. Днями и ночами она разбирала его архив и одаривала близких ей людей его фотографиями, литографиями, пока не получила от Д.С. Лихачева письмо, в котором тот писал: «Зачем Вы так щедры? Вам надо все это сохранить для Псковского музея»… И уже 3 марта 1970 г. О.К. Аршакуни заверяет у нотариуса щедрый подарок для Псковского музея - «Завещание на библиотеку Ю.П. Спегальского, печь и предметы прикладного искусства Псковскому музею».
Три долгих года, полных упорного труда, понадобилось Ольге Константиновне, чтобы, наконец, открыть музей. Открытие состоялось 2 декабря 1986 года. Она была счастлива! Кропотливый труд над обработкой трудов Юрия Павловича, экскурсии в музей, написание очередных книг и статей давали ей силы ещё почти пять лет служить делу своего мужа.
Своей жизнью она сумела сохранить самое главное — память о Юрии Павловиче Спегальском, как человеке высоких духовных целей и помыслов, творческого видения, человеке, отдавшем себя идее служения своему Отечеству, служения людям. И как ни удивительно, жизнь Ольги Константиновны явилась не менее ярким примером такого же подвижнического труда.
Несомненно, чуткий, внимательный человек узрит ту самую нить, которой безмолвно связана судьбы Аршакуни с судьбой Елены Морозкиной. Их связал не только Псков, их связало нечто большее - стремление единой целью служить не временному и суетному, а высшему смыслу бытия, и никакие тернии судьбы, лишения и испытания не могли заставить их свернуть со своей стези... Истинные подвижницы прекрасного, удивительные созидательницы, хранительницы вечного...
Город жемчужных храмов и святынь, «с кипучей жизнью, с горячим приветливым народом...» - это Псков Елены Николаевны Морозкиной — ученого, историка отечественного зодчества, архитектора, реставратора, художника и необычайно талантливой поэтессы. Красивый, первозданный, святой город, которому Елена Николаевна посвятила множество своих строк:
Я влезу на твои пригорки,
Где ждут лысеющие камни,
Нарву пучок полыни горькой –
В залог разлуки, что горька мне,
В залог твоей судьбы суровой,
В залог печали затаенной,
В залог того, что ветер сова
Рассыплет золото по склонам.
Она также пережила Великую Отечественную войну. В девятнадцать лет ушла добровольцем на фронт, служила рядовым в зенитной части. Через всю жизнь пронесла в душе горечь, боль и страдания войны, которую назвала «солдатчиной», отрицающей человеческую личность.
Осознавая неимоверную ответственность за судьбу Родины и близких, друзей, знакомых, и вместе с тем, ощущая пронзающую сердце боль, Елена Николаевна сохранила радость жизни в своей душе, добрым юмором поднимала дух товарищей, в стихи выливала самое наболевшее и сокровенное:
Услышь меня, Господь!
Дай бодрости и силы.
Чтоб видеть земь и водь.
И дальние огни.
Услышь меня, Господь!
Спаси мою Россию!
И стать её, и плоть,
И душу сохрани.
Мало кто знает, какой ценой удавалось ей сохранить трепет сердца в те страшные фронтовые будни! Чуть позднее, уже после войны она писала: «Осталась в душе ледяная сожигающая пустыня – на многие годы». Погиб под Сталинградом ее друг, ее первая, сильная, искренняя любовь – Константин Ковцуняк. Болью отозвалась эта потеря в ее душе:
Прости за отчаянье,
За тоску.
За вечно-безумное:
«Милый!...»
За то, что слез пролить не могу,
Не знаю твоей могилы.
Прости за скитания,
За разлад,
За эту жизнь вполовину...
За то, что осыпался снежный сад.
За все,
В чем была безвинна!
В Псков Елена Морозкина приехала в 1977 году. И всецело посвятила себя псковскому зодчеству, архитектуре и поэзии. И хоть родилась Елена Николаевна в Смоленске, все же свою жизнь оценивала так: «Я часто шучу, что влипла в историю ... архитектуры. Будучи поборником искусства, мечтая стать писателем, я волею обстоятельств окончила строительный институт, а потом «выруливала», пробиваясь к себе через все препоны. Судьба прочно повенчала меня со Псковом, зодчество которого стало моей темой».
...И с высоты многовековой
Собор в сияньи облаков,
И эту пыльную подкову
На счастье подарил мне Псков...
«Летописью тревог» называла судьбу Псковского края Елена Николаевна, сопрягая свои мысли с болью за всю Россию: «Судьба Родины, - говорила она, - самая большая моя тревога. Ее красота, душа ее природы самое большое мое утешение. Ее трагическая, полная героизма биография – это ведь наша биография, мы – часть ее. И мы должны творить ее достойно».
Достойную уважения сотворила себе Елена Николаевна судьбу. «Первые стихи я написала в 7 лет, - вспоминала Елена Николаевна в одном из интервью, - Это была поэма о хлебе. В школе я писала стихи в подражание «Евгению Онегину». Потом писала их на войне. Как и многим, мне война тоже планы разрушила. Мечтала я о Литинституте, а попала в болота Белоруссии, в артиллерийскую часть. И никакого литературного образования у меня не вышло. Но специальность всё равно нужно было получать, и я пошла на архитектурный факультет. Получила направление в реставрационную мастерскую. Работала и бегала в МГУ слушать курс лекций по теории литературы, окончила аспирантуру на кафедре истории архитектуры. Диссертация у меня была посвящена зодчеству древнего Пскова. За 10 лет я исходила и изъездила всю Псковщину, обследовала памятники архитектуры. Нашла Крыпецкий монастырь, замечательный архитектурный ансамбль...».
С легкой руки псковского поэта Станислава Золотцева Елену Морозкину стали называть «подвижницей». И неслучайно, ведь именно благодаря этой хрупкой женщине, вынесшей на плечах и тяготы войны, и тяготы мирной жизни, мы сейчас можем любоваться замечательным архитектурным ансамблем Крыпецкого монастыря, Покровской башней, храмом Богоявления с Запсковья, собором Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и другими сакральными памятниками Пскова и Псковской области.
Псков подарил Елене Николаевну судьбоносную встречу и любовь: Игоря Николаевича Григорьева, талантливого поэта. Их союз был достойным примером стойкости, мужества и любви. Станислав Золотцев, хорошо знавший Морозкину, писал: «На счастье... Трудно сказать (да и можно ли давать определения в таких случаях), счастьем ли в полном смысле этого слова обернулись для Елены Морозкиной встреча, а затем и житейский союз с Игорем Григорьевым, поэтом большой природной силы, фронтовиком с трагической судьбой, человеком непростого, а порой и тяжёлого характера... Одно очевидно: эти два поэта, каждый из которых к моменту их встречи был уже немолод и имел за плечами свой немалый груз «сердца горестных замет», очень многое дали друг другу. Двадцать лет их совместной жизни стали ещё одной гранью подвижничества Елены Морозкиной. Без преувеличения можно сказать: Игорь Николаевич просто не прожил бы этих двух десятилетий, не будь с ним рядом Елена Николаевна...».
А она в ответ признавалась Станиславу Александровичу: «Не будь Игоря – не было бы у меня в жизни моего Пскова. Не будь рядом Игоря – не написала б я ни одной книги о Пскове». Они были очень непритязательны в жизни. «Не хлебом единым» – это об Игоре Николаевиче и Елене Николаевне... «Они во многом были «ростом вровень», – писал об этом союзе Золотцев. Морозкина, «высочайшего класса учёный-искусствовед, воспитавшая целую школу реставраторов церковного зодчества, настенных росписей и иконописи. Следы её деятельности – и в Смоленске, и в Новгороде Великом, и в других градах и весях». «Бывшая девушка-артеллеристка», любимый человек которой погиб на войне, – и русский «горемаятный» Поэт. Одиночество ушло, растаяло… Счастье их продлилось без малого двадцать лет.
Как и Ольга Константиновна, Елена Николаевна простилась со своим любимым. 16 января 1996 года Игорь Николаевич умер, оставив нам, более двух десятков книг стихотворений и поэм. Морозкина вылила свое горе в стихи, посвятив супругу десятки стихотворений, которые вошли в сборник «Распутица» (Псков, Отчина, 1996). Вот одно из стихотворений, хранящее светлую память об Игоре Николаевиче:
Памяти Игоря Григорьева
А по земле прошёл поэт
Перекрестив, оставил землю.
Оставил Боль, и долгий Свет,
И я стихам, как птицам, внемлю.
А озеро опять блестит,
И яблоня окрай деревни
Устами тихо шелестит,
Как будто видит образ древний.
А у воды – цветы и мхи,
И дальний холм – как старец в схиме.
Но чёрные стволы ольхи
Среди берёз и перед ними.
(Май 1996. Деревня Губино, где живал Игорь, и о которой написал поэму «Вьюга»)
Псковское наследие Морозкиной уникально, бесценно. Кроме стихов она написала массу статей в газеты с рассказами и очерками о памятниках древнего зодчества, неоднократно выходил её альбом «Достопримечательности Пскова», несколько лет подряд в газете «Молодой ленинец» публиковался цикл рассказов под названием «Прогулки по Пскову». В последние годы она писала большой исследовательский труд «Псков – крепость», рассказы о псковском Кремле и его истории.
Ее строки, посвященные городу и людям, с которыми она была знакома – это завет всем нам: чутко и бережно относиться к городу, дарить друг другу добро и свет, не растрачивая себя на суетные дела. И, конечно, помнить о ветеранах Войны, тех, кто даровал нам возможность видеть голубое мирное небо над головой:
И душа замирает
У единственной цели:
Быть достойными павших,
Глядеть им в лицо.
Много пройдет еще лет, и долго будут звучать отголоски страшной войны. Но не сотрет время священную память о таких прекрасных и сильных духом людях, сохранивших и пронесших через всю жизнь живительный свет Творчества, Подвижничества и Любви к родной России, как эти две семьи...
Горит рябина, как лампада,
Пред образом всея Руси.
Господь! Россию воскреси!
Мне больше ничего не надо...
(Елена Морозкина, сб. «Осенняя песня»)
И пусть непритязательна наша Псковщина, не бросается в глаза спокойная, неяркая её краса. Но врезаются в сердце судьбы таких прекрасных людей, благодаря которым Псковский край становится богаче и достойней.
До искринки сердце вверяешь,
Окунаешь в солнечный дождь.
И не знаешь, что потеряешь,
И не ведаешь, где найдёшь.
Ну, так что же с того, так что же:
Для чего тебе знать о том?
Дышишь, бед и лет не итожа,
И дыши. Сочтёшься потом.
\
Понимай: ни пера ни пуха!
Набирай глубину в глаза,
А итог не сдашь – не поруха,
Он – последняя наша слеза.
Не горюй – пустое занятье,
До итога пока далеко.
День-то, видишь, в самом зачатье –
Пей парное его молоко.
Балагурь с плакучею ивой,
Нацелуйся с прохладой всласть!
Ты сегодня опять счастливая –
Дорогому поклоны класть.
(Игорь Григорьев)
Любите родную Псковщину, как любили ее эти поистине счастливые люди. И пусть судьбы этих хрупких женщин станут примером мужественности и стойкости для каждого из нас.
Литература:
О. К. Аршакуни:
- Аршакуни Ольга Константиновна. Народное зодчество Пскова : архитектурное наследие Ю. П. Спегальского / Аршакуни Ольга Константиновна / [предисл. Ю. С. Ушакова]. - Москва : Стройиздат, 1987. - 197, [1] с.
- Аршакуни Ольга Константиновна. Предчувствие: Воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском / Аршакуни Ольга Константиновна - Л. : Лениздат, 1987. - 206с.,1л.портр .
- Аршакуни Ольга Константиновна. Гражданская архитектура Пскова : по материалам исслед. Ю.П. Спегальского ["Пск. кам. жилые здания ХVII в."] / Аршакуни Ольга Константиновна - Л. : Лениздат, 1975. - 128 с. - Список лит.: с. 127 (15 назв.). - Список лит. в примеч.: с. 126 (11 назв.) .
- Аршакуни Ольга Константиновна. "Псков притягивает меня..." : письма О. К. Аршакуни - С. А. Цвылёву (1951-1958 гг.) / Аршакуни Ольга Константиновна , Цвылев Сергей Александрович; Киселева Елена Григорьевна / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка", Отд. краевед. лит. ; [сост. Е. Г. Киселева ; гл. ред. В. И. Павлова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2017. - 75 с. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
- Кузьменко М. А. К истории создания и деятельности Мемориального музея-квартиры Ю. П. Спегальского. - Псков.- 2012.- № 36. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ind.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps36/ps_36_25.pdf (Дата обращения: 16.10. 2017).
- Кузьменко М. Безграничная любовь. Слово ленинградских реставраторов о Юрии Павловиче Спегальском и Ольге Константиновне Аршакуни // Псковская губерния : [сайт] / № 34 (656) от 4 сентября — 10 сентября 2013 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_656/05.php (Дата обращения: 18.10. 2017).
- Кузьменко М. А. Биографическая справка о жизни и творчестве Аршакуни Ольги Константиновны // Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://museum.pskov.ru/pskovoldmodern/kusmenko_m/kuz7 (Дата обращения: 17.10. 2017).
- Матвеев Евгений. Земной поклон // Псковская губерния : [сайт] / № 22 (391) от 4 июня — 10 июня 2008 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_391/08.php (Дата обращения: 17.10. 2017).
Е. Н. Морозкина:
- Морозкина Елена Николаевна. Псковская земля / Елена Морозкина. - [4-е изд.] . - Москва : Маросейка, 2009. - 221 с. - Библиогр.: с. 219-220. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
- Хранительница псковской старины / Киселева Елена Григорьевна; Павлова Вера Ивановна; Морозкина Елена Николаевна : к 90-летию со дня рождения Е. Н. Морозкиной : биобиблиографический указатель литературы / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка" ; [сост.: Е. Г. Киселева; отв. ред.: В. И. Павлова]. - Псков : Логос Плюс, 2012. - 35 с. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
- Морозкина Елена Николаевна. Щит и зодчий : Путеводитель по древнему Пскову / Морозкина Елена Николаевна - Псков : Отчина, 1994. - 132 с. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
- Морозкина Елена Николаевна. Осенняя песня : стихи / Морозкина Елена Николаевна / Елена Морозкина. - Москва : [б. и.], 1998. - 670 с.
- Морозкина Елена Николаевна. Церковное зодчество древнего Пскова. Зодчество Пскова как наследие : [в 2 томах]. Т. 1 : [Храмы] / Морозкина Елена Николаевна - Москва : Северный паломник, 2007. - 403, [5] с.
- Советная Наталья. Горевой цветок России. К 90-летию со дня рождения русского поэта Игоря Григорьева // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alt.dompisatel.ru/node/1377 (Дата обращения: 18.10. 2017).
Материал подготовила:
Голубева А., специалист пресс-службы Псковской областной универсальной научной библиотеки