14 ноября в народном календаре Кузьминки - отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 — начале 4 веков.
На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы, ковали счастье молодых. Святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел - главным образом, кузнечного искусства.
У наших соседей в Беларуси 14 ноября отмечается как народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником — Днем кузнеца. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.
Положение кузнецов в средневековом обществе определялось, прежде всего, спецификой их работы: только кузнецы нуждались в наличии специального производственного помещения, отделённого от жилища, снабжённого довольно сложным оборудованием и инструментарием. Обработка железа требовала от мастера особых знаний, владения специальными навыками и приемами. Кузнецы были элитой ремесленного сообщества древности. В средневековых городах, как правило, они селились обособленно.
В XV–XVI веках в Пскове существовало три района, население которых было связано с кузнечным делом. Районы эти известны по письменным источникам как «Кузнецы», или «Большие кузнецы». Они располагались компактно в различных частях Окольного города, вдали от центра и там, где не было плотной деревянной застройки, что определялось, в том числе, и крайней пожароопасностью кузнечного дела.
Археологическое изучение Пскова позволило проследить историю формирования специализированных ремесленных районов, которое происходило в XIV–XV веках.
Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Кузнецы древнего Пскова>>>
Современная подвеска с изображением кузнеца, выполненная в литейной форме XIV века.
Изучение технологии обработки черного металла Древней.Руси с использованием методов металлографии в последние десятилетия позволило выявить существование различных производственных традиций в кузнечном деле. В настоящее время стало очевидным, что кузнечное дело Северной и Южной Руси развивалось на основе разных традиций. Если для южнорусской традиции (Киевской, Чернигово-Северской земель, Рязани) было характерно преобладание в применении традиционных для раннеславянского периода способов обработки -изготовление цельножелезных и цельностальных изделий, то для северно-русской традиции (Новгород, Суздаль, Гнездово) — напротив, преобладание прогрессивных сварных технологий
Металлографическое исследование кузнечной продукции X -XIII вв. различных древнерусских памятников и земель показало следующую картину. Соотношение сложных сварных технологий и простых технологических схем: в Новгороде — 79 - 21%, в Полоцке - 81 - 19%, в Суздале - 57 - 43%, в Изборске - 67 - 33%. Данные показатели свидетельствуют о значительном преобладании в технологии кузнечного дела этих памятников сложных сварных технологий. В Киеве, Рязани, Изяславле этого периода соотношение в использовании технологических схем обратное — сварные технологии здесь составили 30 - 38%.
Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Производственные традиции Пскова X - XIII вв. в обработке черного металла>>>
Интересно продолжали традиции кузнечного дела в Пскове мастера Псковского кузнечного двора>>>
У входа в Кузнечный двор, на кольчужной сетке размещалось знамя псковского Кузнечного двора. Кованый прапор объединял в себе все символические атрибуты кузнечного ремесла:
- ключ от древнего замка «с секретом»;
- засапожный нож – использовался скобарями в мирных целях и на случай – «… кто на нас с мечом пойдет…»
- печать Господарства Псковского, на которой «красуется зверь лютый, да неведомый»
- скоба – результат труда кузнеца
- подкова – символ удачи и счастья, если она висит «рожками» вверх, подобно чаше. На кузнечном дворе подкова обращена вниз, как символ победы кузнеца, не испугавшегося черта и подковавшего его.
Дополнительно:
Кузнечное ремесло Изборска конца XIX - XX века>>>