XIX век стал периодом расцвета русского классицизма в архитектуре. Совершенствовалось и упорядочивалось градостроительство.
Планы городов «высочайше» утверждались с XVIII века, в 1770-х годах впервые увидели свет «Типовые проекты фасадов», рекомендованные к строительству в губернских городах.
В начале XIX века социально-экономическая ситуация для строительства была благоприятной, государство поощряло каменное строительство, поскольку деревянные города подвергались дополнительному риску при пожарах. Для того, чтобы ускорить процесс благоустройства городов, правительство запретило ремонтировать деревянные дома. Оставляя старый дом, владелец сообразно достатку выбирал новый участок для строительства, которое тоже регламентировалось.
С 1809-го по 1812-й год было выпущено несколько альбомов с «Высочайше утвержденными фасадами», отходить от которых, было запрещено.
Проекты фасадов разрабатывались лучшими столичными архитекторами, что позволяло решить несколько задач: восполнить недостаток специалистов в провинции, сформировать целостную городскую застройку, контролировать качество материалов и расходы при строительстве казенных зданий. Индивидуальные проекты были разрешены только для соборов, гостиных дворов и дворцов.
Предлагаемый «государственный» стиль был торжественным и выражал классическую патриотическую идею. Типовое строительство регламентировало не только административное, хозяйственное и жилое строительство, но и мосты, набережные, элементы городского благоустройства (оград, ворот, афишных тумб), дорог и придорожных станций.
Типовое проектирование ограничивалось только фасадами, весь проект будущей постройки носил рекомендательный характер. Внутреннюю планировку застройщик мог выбирать по собственному усмотрению. Жестко проводился только один принцип: сохранить неизменное стилевое единство всех зданий, включенных в состав альбомов.
Это же относилось и к окраске фасадов. В 1817 году вышел отдельный указ, запрещавший применение ярких красок, рекомендовавший бледные тона, к которому прилагались образцы. Для стен рекомендовался преимущественно желтый цвет различных оттенков, иногда допускались светлые оттенки зеленого, серого или синего цвета. Цоколи красили в природный серый, крыши – зеленый или красный.
«Собрание фасадов» было введено в действие 31 декабря 1809 г. Всего было выпущено пять альбомов гравюр. Указаний на авторство в официальном издании не имелось, но есть свидетельства о том, что авторами проектов были: Андреян Захаров, Алоизий Руска, Вильям Гесте, Василий Стасов.
Альбомы распространялись «от Министерства внутренних дел» и «об успехе строительства по новым фасадам» предписывалось докладывать по особо утвержденной форме с обязательной ссылкой на номер «образца».
Этот способ выбора проектов быстро стал популярен и использовался в строительстве широко, в каждой губернии были и свои предпочтения. Использование типовых фасадов продолжалось и после того, как 1858 году оно перестало быть обязательным: многообразие предлагаемых вариантов позволяло найти соответствующих интересам и вкусу заказчика.
Типовые фасады использовались и при строительстве деревянных домов, поэтому стилевое однообразие сохранялось. Деревянное зодчество имело одну особенность: поскольку утвержденные фасады изображали дома на фундаменте, то фундамент становится обязательным элементом для деревянного дома.
«Собрание фасадов его императорским величеством опробованных для частных строений в городах Российской империи» было выпущено в 1809 - 1812 годах.
Всего было издано пять альбомов
В два первых альбома (50 листов каждый) были включены городские обывательские дома разного размера и этажности.
Третий альбом (50 листов) - дома с лавками, флигели, различные хозяйственные строения и садовые постройки
Четвертый и (74 листа) - деревянные и каменные жилые дома (в том числе доходные и загородные), хозяйственные постройки и фабричные строения
Пятый, дополнительный (62 листа) содержал проекты для заборов и ворот к частным строениям в городах.