Тамара Шулакова,
кандидат искусствоведения
В славную эпоху «Вольного Стольного Господина Пскова» его градостроение достигает вершин. Апофеозом псковского градостроительства становится окончательное осмысление и созидание Пскова не только как христианского города, а как единственной земной Обители Бога – «Дома Святой Троицы». Глубины богословских откровений явились здесь соборному народному вечевому духу и были воплощены гением зодчего Кирилла Псковского, возглавившего «каменосечной мудрости мастеров». (Мокеев Г. Я.)
Приближаясь к пониманию этого, - может быть, - главного итога всего духовного и художественного наследия древнего Пскова, надо иметь в виду следующее:
- До XIV века на Руси нигде, кроме Пскова, не было храмов во имя Святой Троицы. Псковичи величали так и кафедральный храм, и город, и всю свою землю (Из речи князя Довмонта: «Братье моужи псковичи, кто старъ, то отец, а кто млад, то ми брат. Слышал есми мужество ваше въ всех странах; се же вам надлежит живот и смерть; братия моя, потягнете за дом святые Троица!...» В 1348 году Псков добился признания своей независимости де-юре. Город становился стольным, и многообразные столичные функции (идеологические, управленческие, представительские, оборонные, мемориальные и прочие) следовало окончательно осмыслить и воплотить в ясных символах комплекса архитектурных сооружений. Русский православный город, столичный вечевой Псков должен был «найти» свой образ и зримо явить его в архитектуре и градостроении.
- Образ этот должен был дать Пскову покровительство и защиту и в превратностях бренной жизни, и – пред Вечностью, в ожидании Божьего Суда. Псковичи жили очень близко к границе жизни и смерти, - в этом источник особых богословских глубин всей псковской культуры (дошедшее до нас древнее присловье гласит: « что ни год - то мор, если не мор, то пожар, если не пожар, - то война»).
- «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна, 1:1). Ключ к решению этой сложнейшей задачи лежал в обращении к Слову. Прежде чем получить покровительство городу, земле и людям, надо было уяснить, что есть Дом Бога в Горнем (Небесном) Иерусалиме, - тогда можно было дерзнуть «воссоздать» Дом Бога уже на земле. – Задача столь же грандиозная, сколь и предерзкая!
Видение престола Божьего. Миниатюра Апокалипсиса. Чудовский перевод 1638 г.
- Редчайшее видение Страшного Суда перед Небесным Престолом есть в «Откровении» Иоанна Богослова: «…Я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда и покажу тебе, чему надлежит быть после сего….И вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;… И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардинису; и радуга вокруг престола... И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь огненных светильников горели пред престолом, которые суть семь духов Божьих…. И увидел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,… запечатанную семью печатями…. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откровение святого Иоанна Богослова, 4:1-5; 5:1; 20:12).
- Итак, Слово явилось, и Слово это псковичи положили в основу архитектурно-символического образа храмового Дома Святой Троицы. И все здесь было важным, в особенности, - священные Образы и священные цифры: Сидящий на Престоле, 24 старца в белых одеждах и золотых венцах, 7 горящих светильников.
«Дом Бога на земле» - столичный центр вечевой Псковской земли – был создан в результате великих прозрений и огромных трудов творческим гением Кирилла и всего народа псковского.
Структура этого гениального комплекса включала нескольких ансамблей:
- Собор Святой Троицы. Первый храм, как говорит легенда, на этом месте был воздвигнут по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской еще в середине 10 века. Второй собор возвел в камне в 12 веке князь Всеволод–Гавриил. Самым замечательным суждено было стать храмозданию мастера Кирилла Псковского. Третий Троицкий собор 1365-1367гг., поставленный на старом основании, сыграл важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции и в псковском градостроении. Этот грандиозно - прекрасный, возносящейся к небу храм, был одноглавым, пирамидальным по композиции и включал в себя 6 приделов, - то есть в целом был 7-ми престольным. Царствующий надо всем, он являл собой сакральную и архитектурную доминанту города и занимал 1-е, ни с чем не сравнимое место в иерархии ценностей псковского народа, утверждая приоритет православной духовности и олицетворяя Дом Самого Бога на земле, в Пскове.
- Ансамбль Персей - второй по значимости центр в составе «Дома Святой Троицы». Включал в себя 9 объектов, в первую очередь Вечевую площадь с трибуной - степенью перед собором, сами Перси – мощнейшую крепостную стенус колокольницей для вечевых и соборных колоколов. Эта гигантская стена стала воинским и вечевым символом Пскова, закрывшего дорогу на Русь католической экспансии. К XIV веку Перси давно перестали быть приступной стеной, оказались внутри города, за двумя новыми поясами каменных стен. «Функция обороны была с них почти снята, - зато возросла «функция Веча». Перси превратились в «здание» высшего органа власти Псковского «господарства.» Нигде на Руси, даже в вечевом Новгороде Великом, такого необычного каменного комплекса не существовало. Это было действительно уникальное «здание» (только что без крыши) высшего органа власти Псковской боярско-вечевой республики». (Мокеев Г.Я).
- Довмонтов город с его соборами и церквями, ориентированными к Кромской святыне, стал третьим ансамблем с функциями административно - церковного центра столицы. К концу XV века на этой территории в 1,5 га было возведено не менее 18 храмов, 6 из них были соборными (т.е. в них постоянно «горели светильники», совершались молитвы). Здесь же находилась соборная «поповская изба», где священники вершили свои дела. В застройке Довмонтова города нашли прямое отражение система управления и административного деления Пскова и Псковской земли: 6 соборов представляли 6 концов – районов города, а 12 церквей представляли 12 псковских пригородов. В Довмонтовом городе был также главный некрополь, где, на кладбищах у своих храмов, покоились славнейшие из граждан народной республики. Все это уникальное многообразное градостроительное единство предстательствовало перед Святой Троицей. Белые храмы были покрыты белым луженым железом, а венчавшие их кресты блистали золотом. Множественность ракурсов, дробность форм небольших храмов, разнообразие их ракурсов останавливалось контрастной едино-огромной мощью Персей с колокольницей (архитектурной доминантой второго значения) над ними и эффектно завершалось грандиозным Троицким собором. «Освещаемый солнцем с юга, со стороны города, белокаменный комплекс как величественный сказочный мираж, как чудесный «Небесный град» вздымался над низким пестроцветным торговищем и плотной деревянной жилой застройкой Пскова…. «Яко же Горний Иерусалим!» (Мокеев Г.Я.)
- Ансамбль Старого Торга начинался за Домантовой стеной в Среднем городе. Главный Торг Пскова составлял самостоятельную административную единицу города – Торговый конец. Двое старост возглавляли общины купцов (мясников, суконщиков, кожевенников и многих иных). Торг был ухожен, ряды его были застроены красивыми типовыми лавками, он регулярно мостился, чтобы было «всем людям добро». Вообще же в Пскове была целая система Торжищ, куда входили: Рыбники, запсковский и завелицкий Торжки, удобно и удачно - градостроительно «привязанные» к мостам. Весь этот особый градостроительный комплекс с однородной функцией, житейской суетой «живота ради», был «спрятан» за стены, не виден с внешних сторон города, и явственно отделен от сакрального центра «Кром – Довмонтов город». Домантова стена была границей иного мира - за ней было царство вечного покоя стеной. Архитектурно – художественный и богословский контраст форм и смыслов мастерски работал на идею иерархии жизненных ценностей во всем псковском градостроении.
- Княжий двор сначала, до получения вольностей псковских, был на территории Довмонтова города, но во второй половине XIV века был выведен в Средний город и располагался неподалеку от Торга, над рекой Великой. Положение князя в Пскове - это положение наемного воина, обязанность которого - защищать город и, - прежде всего, - служить народу. Князь был ответственен перед Вечем, и вечники не раз «спихивали со степени» тех, кто был «не люб до псковичей». По реконструкции Г.Я. Мокеева, самой примечательной постройкой княжеской резиденции была гридница, а к ней примыкали большие сени. (Г.Я. Мокеев, журнал)
Г. Я. Мокеев. Троицкий собор. Реконструкция
Г. Я. Мокеев. Перси с вечевой колокольницей. Реконструкция
Г. Я. Мокеев Рис. реконструкция Псков - Дом Святой Троицы
vv
Г. Я. Мокеев. Княжий двор. Реконструкция
Типологически можно предположить, что покрытие гридницы было «кубом» с геральдическим знаком наверху, а сеней - бочкой или высоким шатром. Все это было рублено в дереве, и выглядело чрезвычайно живописно. Дробность и разнообразие построек Княжьего двора выгодно оттеняло и мощную простоту стен крепости, и красоту белоснежных каменных храмов Довмонтова города. Весьма показательно, что ансамбль Княжьего двора занимал последнее место в иерархии ценностей «Господина Пскова»(!) - в соответствии с мнением древней демократии Пскова: власть должна служить народу.
С запада, со стороны Завеличья, на Псков открывался парадный вид: взгляд изумленно отмечал вершину Троицкого собора, переходил к Вечевой колокольнице на Персях, затем в панораме выступало из- за каменных стен немыслимое обилие малых и больших церковных глав Довмонтова города. Далее, на почтительном от них расстоянии весело «переговаривались» деревянные «верхи» Княжьего двора, а там уж раскинулся весь Псков со остальными городами в его стенах, с бесчисленными каменными (тоже примета столичности!) храмами и купеческими палатами и массовой деревянной застройкой, - и все устремлялось к Святой Троице, Она же царила надо всем.
Подведем итоги:
Псковичи выполнили свою грандиозную задачу. Город был превращен в столицу, со всеми ее функциями, явно выраженными в градостроительном ансамбле:
Функция управления городом (отразившая мировоззренческую иерархию ценностей Пскова - сначала духовная, затем вечевая и, наконец, княжеская власти) - нашла воплощение последовательно: в Троицком соборе, Персях, Довмонтовом городе и Княжьем дворе.
Функция представительства соотносилась с немецким, шведским дворами, - с одной стороны, монастырями и их подворьями, - с другой.
Функция торговли, в том числе международной, выразилась в построении продуманной системы Торгов, торжков, гостинных дворов улиц и площадей, связанных с ними.
Функция обороны столицы предстала всей 9-ти километровой линией мощных стен и башен первой крепости Европы.
Функция мемориала, - едва ли не главная в ансамбле города, архитектура которого стала каменной летописью народа, - очевидно в визуальной линии «Троицкой собор – Довмонтовом город».
Ядром градостроительного ансамбля Пскова стала уникальная, нигде более не встречающаяся, 2-х частная структура сакрального центра: «Кремль (Кром) + Довмонтов город». Цифровая схема и ее сакрально-образный смысл этой структуры могут быть представлены следующим образом:
Кремль (Кром). Собор Святой Троицы = Один главный престол + 6 придельных храмов = Всего 7 престолов
Довмонтов город = 6 соборных храмов (концов города) + 12 церквей (от псковских пригородов) = Всего 18 престолов
Сакрально-образный смысл
Итого: 25 храмов-престолов: 1 (Святая Троица) + 24
(Сидящий в вышине и 24 старца – судьи перед Ним)
Всего 7 соборов: Святая Троица + 6 соборов Домонтова города (7 горящих светильников пред Богом).
Г. Я. Мокеев. Символика Святой Троицы, воплотившаяся в храмоздании Пскова
Все, что было явлено в «Откровении» Иоанну Богослову как Небесный Престол Господа, нашло свое воплощение в архитектурно-градостроительном ансамбле Кирилла Псковского. И Псков уподобился Небесному Престолу, то есть стал «Домом Бога», «Домом Святой Троицы » на земле.
Эта удивительная идея была не только блестяще воплощена, но и обогатилась провидческим, эсхатологическим акцентом; она включила в себя не только градостроение, но и людей, как живых, так и пребывающих в лучшем мире. Именно с молитвы за живых, а затем за мертвых начиналось всегда псковское вече. «…Вече сидело на лавках, а частью стояло в амфитеатре Персей. Оно было обращено лицом к Святой Троице, ее Сеням и правее - к трибуне, Вечевой Степени. А позади вечников в низине Довмонтова города под Персями находилось общегородское буевище – кладбище с могилами их «праотец, отец и братии», заставленное крестами и храмами. Все псковичи сгрудились перед Святой Троицей: впереди живые, позади – мертвые. В этом предстоянии «как на Духу» перед Богом живых и мервых заключался главный символический смысл, и функциональная обоснованность градостроительного построения структуры и композиции…псковской цитадели…для будущего Страшного суда и был создан Довмонтов город мертвых перед Святой Троицей…
Таким образом, в градостроительной цепочке объектов: Троицкий собор – Вечевая площадь – Довмонтов город обнаруживается не просто мемориальный памятник градостроительного масштаба, соединявший каждый текущий день с днями ушедшими, но и содержавший в себе еще и перспективу грядущего «рокового дня» (прошлое – настоящее – будущее). В содержании градостроительной структуры и композиции…Крома и Довмонтова города была заложена эсхатологическая идея Конца Мира и Страшного Суда». (Мокеев Г.Я.)
Вся градостроительная структура «Дома Святой Троицы» идеально выразила символическую картину постоянного ожидания псковичами Судного Дня и молитвенную надежду на Спасение.
Это был грандиозный храмозданный ансамбль - памятник, обращенный не в Прошлое, но в Будущее!
Литература:
1. Евангелие от Иоанна.
2. Лагунин И.И. Историко-градостроительный ансамбль города Пскова. Вопросы истории, охраны и развития // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания) В 2-х тт. М., 2003. С.284-305.
3. Мокеев Г.Я. Дом Святой Троицы // Новая книга России. 1999. № 9. С.34-44.
4. Мокеев Г.Я. Дом Святой Троицы православной Руси. Проблема восстановления // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания). В 2-х тт. М., 2003. С. 394 - 404.
5. Мокеев Г.Я. Города Псковской земли // Русское градостроительное искусство. В 4-х тт. Т.2: Древнерусское градостроительство Х- ХV веков / Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993. С. 153-165.
6. Псковская летопись. М., 1837; Псковские летописи 1-я и 2-я. СПб., 1845.
7. Откровение святого Иоанна Богослова.