Масленица в Псковской губернии

maslenica slideВ Псковской губернии Масленица была одним из самых веселых и продолжительных праздников, сопровождающимся обрядами, связанными с культом плодородия (различные действия с молодоженами, а также катания на «долгий лен»), симильной магией (обильная еда), культом солнца и света (костры, огни), культом предков (родительская суббота, предшествующая Масленице, пища, оставляемая умершим родителям, ряжение).

Ритуальной пищей на Масленицы были блины. Что интересно, блины – достаточно новое явление на Руси, изначально их не было в числе обрядовых блюд. Однако они хорошо соотнеслись с обрядовой системой и прочно вошли в это число. Дело в том, что в традиционных народных верованиях блюда из зерна и муки, а также яйца соотносились с производящей, рождающей силой, силой плодородия и размножения. В эту символику вписываются и масленичные блины, а их неумеренное поедание, обжорство можно истолковать как типичный магический обряд плодородия, когда от количества съеденного зависит новый урожай. Это обряд симильной – имитационной – магии. Кроме того, блины – это традиционное поминальное блюдо, что хорошо соотносится с масленичным культом предков. Первый блин всегда оставался для предков – его клали на слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, или же отдавали нищим – поминать умерших родственников.

Мясо есть запрещалось согласно церковным установлениям, поэтому неделю перед постом называли «сырной». Зато каждый день готовили в большом количестве блины, которые если с самыми разными начинками и приправами: яйцами, сметаной, маслом, сыром (творогом), снетками, готовили разнообразные молочные, рыбные, овощные блюда. Варили каши из ячменной и гречневой круп, готовили овсяный или клюквенный кисель, который подавали с молоком, делали «сырницу» – творог, смешанный с маслом. Люди стремились наесться «на весь Великий пост». Пили алкогольные напитки – пиво, водку, вино. Масленичное ритуальное объедание накануне пробуждения природы должно было обеспечить общине подобное изобилие пищи в будущем.

В Псковской губернии Масленицу праздновали с размахом. Кое-где начинали отмечать еще с воскресенья – так называемая «Малая Маслена». В этот день подростки строили ледяные горы, заранее пеклись блины, дети бегали встречать Масленицу, произнося при этом приговоры, содержащие мотивы прощания с зимой и призыва весны. Поздно вечером на улицы выходила молодежь, распевая обрядовые масленичные песни.

3

Однако традиционно Масленица начинается в понедельник. Кстати, вся неделя делится на два основных периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкой называли первые три дня – в это время продолжали работать днём, вечера посвящая празднованию. В первые дни праздника шла активная подготовка к торжеству: привозили дрова для костра, украшали избы, строили горы. Широкая Масленица начинается с четверга – работы прекращались, и люди полностью отдавались празднику и веселью.

У каждого праздничного дня – своё название:

  1. Понедельник – встреча
  2. Вторник – заигрыши
  3. Среда – лакомка
  4. Четверг – широкий, перелом
  5. Пятница – посиделки
  6. Суббота – золовкины посиделки
  7. Воскресенье – проводы или прощеный день

Итак, в понедельник происходила встреча Масленицы. Утром дети собирались на снежных горах, катались на салазках и кричали «Приехала Масленица!» В этот день пели «Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько».

Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы блины и пели масленичные песни. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

Масленица – не только название праздника, но и в некотором роде человекоподобное существо, фигура, олицетворяющая уходящую зиму. В Северно-Псковских районах, как и во многих других регионах России, в понедельник из соломы делали куклу и наряжали в женское платье. Масленицу усаживали на сани и возили по всей деревне, подносили к окнам домой – пугать хозяев, а затем устанавливали на высоком месте.

Вторник прозвали «Заигрыши». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья, катались на санях.

Катание на лошадях было своеобразным смотром молодежи и новых супружеских пар, особенно молодых пар, поженившихся в традиционное для свадеб время – перед Масленицей. Появляясь в деревне, молодожены должны были показывать материальное благополучие семьи: разнообразие одежды, сани, лошадей. Кроме того, им нужно было публично целоваться, демонстрирую крепость брачных уз. В Порховском уезде молодых «примораживали» – во время катания им загораживали дорогу, требуя выкупа. Только откупившись гостинцем, молодые могли продолжить путь. Кроме того, в Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. К примеру, в том же Порховском уезде молодежь каталась по всей деревне, показывая себя, свои сани и лошадь. У кого не было лошади – смотрели на катающихся. Девушки в лучших одеждах становились в ряд вдоль дороги, и катающиеся парни предлагали им прокатиться. В Торопецком уезде празднично наряженные девушки стояли в очереди, чтобы прокатиться на санях с горы.

9

Все ритуалы, связанные с молодоженами, должны были воздействовать на силы плодородия. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Среда – «Лакомка». Каждый вечер на масленичной неделе люди собирались на «игрища». Исполнение обрядовых песен на Масленицу девушками и женщинами было широко распространено на Псковщине, особенно в южных районах. Женщины надевали на гуляния праздничную одежду: атласные платки, серебряные «цепки», шубы, выходили с пением «долгих» песен. Они пели, собираясь в центре села, на деревенских «крестах» (перекрестках дорог), шествуя вдоль деревни или на возвышенных местах, иногда на сугробах. Причем пели не обычно, а очень громко, «кричали» песни. Голос должен быть слышен далеко, раздаваться по округе эхом. Говорят, пели громко, «чтобы лён длинный рос». Песни, исполнявшиеся во время гулянья, получили названия «гулевых песен». К их числу относятся лирические и хороводные песни.

Общерусские обычаи, связанные с молодоженами, были широко распространены и в Псковской губернии. Одним из важных обычаев считался приезд зятя к тёще на блины. Чаще всего в России это происходило в среду, однако большинство источников сообщают, что на Псковщине этому событию был традиционно посвящен четверг.

Итак, четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица. В Южной части Псковской области четверг также называли «Коровьи заговены». К этому дню готовили блюдо «масленицу» – сыр с маслом, которые ели подогретыми. С блинами и сыром женщины ходили на гору петь песни. Там же – в районе Ловати и Себежаустраивали «брыксы» – женские посиделки, на которых женщины пели и танцевали, устраивали застолье вскладчину, причем туда категорически не допускались мужчины.

На масленичной неделе происходили традиционные гостевания. Среди них особое значение придавалось установлению отношений родства молодого мужа с родственниками жены – теща и тесть приезжали в гости к зятю и наоборот – молодожены приезжали к родителям жены. Особые действия в первую очередь были связаны с только вступившими в брак парами, с утверждением их социального статуса. В Псковском районе отец новобрачной в четверг ехал звать молодых в гости «к тёще на блины». «Старые» же зятья приезжали сами, без приглашения. Так как часто свадьбы играли непосредственно перед Масленицей, это было первое посещение молодоженами дома родителей жены.

Тёща ухаживала за зятем и кормила его очень хорошо. Каждая трапеза традиционно заканчивалась подачей ритуального блюда – яичницы. Обрядовость трапезы выражалась и в другом: по тому, как зять ест угощение, можно было определить, насколько он доволен молодой женой. На Псковщине тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, - это хороший знак, если же от края – значит, испытывает неудовлетворение. В Северно-псковских районах зять с помощью яичницы показывал, насколько «честной» оказалась молодая жена – если начинал есть с краю – всё хорошо, если с середины – то «девка порченая».

В Псковской губернии широко распространен был также обычай ритуального выкупа молодой жены. Когда молодые первый раз ехали «к теще на блины», парни из деревни перегораживали дорогу жердиной, девушки становились вдоль жерди, и молодой должен был откупиться, чтобы проехать. Также зять, впервые посетивший деревню, в которой выросла его жена, должен был привезти три литра водки, «расплатиться» с деревней за жену. Происходила эта ритульная «расплата» самыми разными способами. В Псковской и Новгородской губерниях распространенным был обычай выкупать «шелугу». Это небольшой мяч, который обычно изготавливала сама молодая жена из тряпок или мешка, с зашитыми в нем черепками от посуды, иногда украшенный цветными лоскутками. Мужчины из деревни играли этим мячом – трясли, бросали, рвали, после чего подгоняли шелугу к двери, где гостили молодые, или даже забрасывали в открытую дверь прямо к их кровати. Муж должен был выкупить этот мяч. В качестве выкупа – вино, водка, деньги, продукты (яйца, печенье). Считалось, что нового зятя нужно было «поднять на ура» – разными способами требовать выкуп, выпить с ним водки и «принять в зятья».

Молодые обычно гостили у родителей до конца недели.

Одним из основных масленичных ритуалов были катания. Катались все и на всём.

2

Катались в санях на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками. К саням прикрепляли красные флажки на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению с песнями и весельем. По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. На Псковщине катания были самыми разнообразными, но все имели обрядовое значение – катались «на долгий лён». Катались с естественных возвышенностей или строили большие деревянные горки: четыре столба с настеленными досками и залитым водой снегом составляли верх горы, скат делался тоже из досок, державшихся на подпорках с перекладинами, продолжалась горка длинным раскатом по залитому водой снегу – иногда это был лед реки или озера.

Катались на санках, больших санях, на «ледянках» («ледяшках», «леднях») и даже на прялках. Особенно много катались дети – ритуальная чистота ребенка символически переносилась на качества льна – так лён будет «чистым». Считалось, что хозяину нужно обязательно дать детям лошадь покататься, чтобы лён вырос. Чем больше ребятишек набивалось в сани, тем лучше будет урожай льна, причем обязательно нужно петь масленичные песни и кричать «Лён-лёнок, уродись золотист, шелковист!», иначе лен не вырастет. Как вспоминают жители деревень Псковщины, в сани сажают детей всех возрастов, каждый поёт, как может, кое-кто из малышей даже еще не говорит – но и тот что-нибудь по-своему поёт. Во время катаний подкидывали вверх пригоршни снега – чем выше подкинут, тем выше будет лён. Возможно, масленичное катание является одним из вариантов древнего магического обряда катания по земле с целью воздействовать на её плодородие или приобщиться её продуцирующей силе.

Широко распространенными были ритуальные озорства, бесчинства – «шутки», смысл которых, во многих случаях, уже забыт. Молодежь подпирала старикам двери, тащили соху или лодку на двор, закидывали бороны на крыши домов, парни валяли девушек в снегу, обливали их водой из колодцев, кидались снежками в молодоженов, мазались сажей.

В Псковской губернии начиная с четверга по воскресенье в городах и больших селах проходили ярмарки. Не только торговлей занимались там люди: туда съезжались девушки на выданье, парни присматривали невест, катали их на лошадях. Сохранились сведения, что иногда с масленичных ярмарок даже воровали невест. Повсеместно на ярмарках устраивались драки. Ходили рядами – навстречу друг другу, кругами, сходились «к драке», пели частушки под гармонь, балалайку («озорные» песни). Дрались на кулаках, кучей (без правил), ножом, палками и т.д.

5

Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. В этот день топили баню, убирали дом, мыли полы.

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

Среди девушек распространенным был обычай масленичных гаданий. Например, так гадали на замужество: клали на голову блин и подходили соседям под дверь, слушали, что там говорят. Если в разговоре услышат «иди» – значит выйдет замуж, если «сядь, сиди» – не выйдет на этот год. Девушки пекли блины и ходили с ними, предлагая взять. У взявшего спрашивали фамилию – такой будет и фамилия будущего мужа.

Наиболее насыщен ритуальными действиями был последний масленичный день – воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В этот день прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. Его делали еще в начале недели из соломенного снопа или набитого сеном мешка, наряжали в женскую одежду. Однако не везде чучело было в виде человеческой фигуры – этим больше отличались Северно-Псковские районы. В остальных случаях это было не чучело в прямом смысле слова, а просто пук соломы, привязанный к палке, колесо, смоляная бочка либо же просто большой костёр. В течение всей недели дети и подростки собирали по дворам ненужную солому, дрова, старые вещи, нерабочий сельскохозяйственный инвентарь, позже - даже резиновые сапоги и солярку, кричали возле дворов: «Дай, дяденька, соломки!», «Дров, солома, пара веников», «Что дадите на масло?» или «Давайте соломы, а не дадите – крыса в молоко ввалится!».  Для масленичного костра хозяева специально оставляли солому, разное старье, хлам, толстые дрова, пни, которые невозможно разрубить – «это ребятам на огнище». Дети собирали всё это и складывали на специально отведенном месте – на берегу реки, на льду озера, за околицей в поле, на горке, на перекрестках дорог. Иногда костер складывали на местах древних культовых погребений – на могильниках. Складывали костер в виде стога или столба. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение. Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели:

«Мы Масленицу первые повстречали,

Мы широкую первые сожигали».

Пели припевки:

«На масленой неделе

Со стола блины летели,

Сметана да творог –

Всё летело под порог».

Вместе с Масленицей в огне сгорали нерабочий хозяйственный инвентарь, оставшаяся с прошлого года солома, очесы льна, то есть остатки старого, ушедшего года. При догорании костров подмечали, как стелется дым: столбом вверх – к хорошему урожаю, по земле – к неурожаю.

99

Традиции масленичных костров тесно связаны с аграрной магией. Уничтожение мифического существа, которое изображало чучело Масленицы, происходило с целью способствовать плодородию земли и всего живого. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, сгорая, возвращало эту силу земле, это обряд уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть ради будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Также в нем видят олицетворение зимы, которая уступает место весне. Кроме того, сожжение несло очистительную символику, и было остатком языческого погребального обряда, производимого над умирающим мифологическим персонажем.

Традиционно делали также факелы – длинные жерди, палки, обмотанные соломой или льном, а иногда и с резиновым сапогом сверху. На них могли водружать соломенные снопы, привязывать веники, вешать корзины. В Струго-Красненском районе делали маленьких соломенных «куколок».

В заключение веселья, когда дрова начнут догорать, кричат все несколько раз: «Прощай, дорогая масленица!» или «Прощай Масленица, обманщица!»

Культ плодородия, сопровождающий всю Масленицу, проявляется порой в очень причудливых формах. В течение всей недели наравне с чествованиями молодых пар существовал обычай дразнить девушек и парней, оставшихся после свадебного сезона холостыми. Жители Палкинского района говорили, что тех, «кто замуж не вышел, сожгут в Маслену». Действительно, в некоторых районах ритуальное возжигание костров было связано с брачной тематикой – жгли костры для того, чтобы «девок коптить» или «сжигать сидух» (незамужних). Собиралась только молодежь, незамужним девушкам пели припевки:

«Лучше б баенка сгорела,

Что я у тятьки заговела,

Лучше б у залётки конь пропал,

Зачем меня замуж не взял».

«Лучше б баенка сгорела,

Чем я в тятьки заговела,

Лучше б тятька с печки вбился,

Чем мой милый оженился».

Холостым девушкам и парням кричали: «Посадим под корзину на саночки и повезем вас в другую деревню продавать! Раз замуж не вышли – вы не надо никому!» или «Чего не женились? Невест по вам не было? Девок по вам нет?» Им в ответ звучало: «Не по совести жених, мы из-за того не вышли!» и др. Перечисляли всех, кто не женился, бегали с пучками соломы на палке, кричали: «Это Настя замуж не вышла, Настя горит» или «Евгений не женился, мы его жжем!»

С костра возвращались торжественно, шли поздно вечером артелью, пели песни. Расходясь по домам, прощались на Великий пост. Традиционно просили прощения друг у друга – сначала внутри семьи, младшие кланялись в ноги старшим и просили прощения, затем старшие у младших. Обходили дворы, прося прощения друг у друга, чтобы «зла не держать», целовались. При этом приговаривали: «Прощайте, простите нас», «Прощай! Простите грешную!» или «Хозяин с хозяюшкой, прощайте, простите меня, грешницу», а в ответ звучало: «Бог вас простит».

4

Есть разные мнения насчет того, с чем связан такой обычай. Это были очистительные обряды, совершавшиеся после масленичного разгула, это было очищение от обид и грехов перед Великим постом, старики думали о смерти, кроме того когда-то на Масленицу начинался новый год, в который нужно было входить без обид и ссор. Есть мнение, что по народным эсхатологическим представлениям на Масленицу наступает конец света, что тоже может быть причиной помириться и попрощаться. Что интересно, с этими эсхатологическими представлениями связан обычай смотреть на молодой месяц. Считалось, что на масленой неделе должен родиться месяц. У тех, кто приходил просить прощения этим воскресным вечером, спрашивали: «Месячок-то видели?» – «Видели». – «Ну слава тебе, Господи, будем живы». А если нет, то старики говорили: «Ой, в старом месяце-то нам смерть всем!» По молодому месяцу и погоду примечали: если рога крутые – это к морозу, а если пологие – тепло будет.

Традиционно в Масленицу входил поминальный комплекс. Сюда входит посещение кладбища в субботу или воскресенье. Кроме того, первый блин всегда оставляли для умерших родственников или отдавали нищим – поминать. На вечерней трапезе тоже поминали умерших. Ужин заканчивался ритуальным блюдом – яичницей (или сковородой, как её называли на Псковщине), которую, по обычаю, оставляли на столе для предков. Кое-где – например, в деревнях близ Талабского озера – ужин завершался так называемым «заколупыванием Масленицы» – на палец брали немного масла из чашки и съедали без хлеба. Со стола не убирали остатки ужина и посуду, оставляли на ночь, «родителям поесть» – чтобы умершие родственники пришли ночью поужинать.

Материал подготовила Мария Польская.

При подготовке был использован цикл картин художника Игоря Шаймарданова «Псковская Масленица».

Более подробно узнать о масленичных традициях Псковской области, найти тексты обрядовых песен и ноты вы можете в источниках:

   Историко-этнографические очерки Псковского края : монография / Борисова В. И. , Верняев И. И.; Гадло А. В. / Псков: ПОИПКРО, 1998. - 315 с. - Читать полный текст>>>

   Народная традиционная культура Псковской области : Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. – Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 1. – 688 с., илл., нот.  - Читать полный текст>>>

   Народная традиционная культура Псковской области : Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. – Псков: Псковский государственный областной Центр народного творчества, 2002. Т. 2. - 816 с., нот.  - Читать полный текст>>>

Сего Дня

3 декабря 1800 года

3 декабря 1800 года

Указы Павла I о Никандровой пустыни. Указом императора Павла I численность монашествующей братии в С...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Легенды ^ Предания

Ларионов, И. Н. Труворова могила

Ларионов, И. Н. Труворова могила

Предание На древнем пути с Востока на Запад, на высокой скале возвышаются крепостные стены и грозные...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru