Международный женский день – праздник с необычной судьбой. Как день борьбы женщин за свои права, день солидарности трудящихся женщин мог стать днем весны, любви и красоты?
Учрежденный по инициативе Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа 1910 года в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, этот праздник всегда имел особенное значение в СССР. Однако постепенно Международный женский день полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин за свои права.
Предлагаем вам проследить путь этих перемен на примере заметок в Псковской прессе советского периода. Итак, рассмотрим всё по порядку.
20-е годы
В это время молодой праздник в молодом государстве еще только набирает обороты и называется Днем работниц. Из Известий Псковского Губернского комитета РКП(б,) №4, 1925 года мы можем узнать, как отмечался праздник 8 Марта на Псковской земле в городах и деревнях. В городах состоялись 67 собраний по профсоюзам, партячейкам, ячейкам комсомола, среди пионеров, школьников и рабкоров, в которых участвовали 11.167 женщин. В докладах освещались вопросы внутреннего положения СССР, положения работниц и крестьянок в международном масштабе, а также достижения в области вовлечения их в советское строительство.
«Настроение среди работниц в день 8 марта было самое праздничное: приветствовали, подносили знамена отделам работниц, пионерам и партийным комитетам. Всюду ставились спектакли с участием делегаток, пионеров и комсомольцев. Происходила торжественная передача работниц в РКП и РЛКСМ. В РКП вступило 27 работниц, в РЛКСМ – 50 девушек и в отряды пионеров – 5 девочек.»
«По городам проводились сборы для увеличения средств общества по улучшению быта беспризорных детей; в городе Опочке расширен дом матери и ребенка; в ряде городов намечено открытие общественных столовых; кое-где организованы коллективы для безработных женщин (швейная мастерская в Великих Луках); в Порхове открыто родильное отделение; в Новоржеве и Пскове открыто двое детских яслей; […] в г. Пскове открыты – столовая для рабочих на заводе «Пролетарий», дом для беспризорных матерей и к празднику было приурочено открытие туберкулезного диспансера. Все безработные женщины получили к 8 марта пособие. К 35 женщинам, находящимся в исправительных домах, была применена амнистия.»
В деревнях «по всем избам-читальням и ликпунктам проводились беседы о международном празднике рабочих и крестьянок».
«Освещение в докладах вопросов внутреннего положения СССР и развития сельского хозяйства вызывало среди крестьянок большое оживление и желание обсуждать данные вопросы. Больше всего крестьянки интересовались вопросами о распределении сельскохозяйственного налога, о землеустройстве, школах, улучшении быта крестьянок в деревне.
Все ликпункты выпускали в этот день крестьянок, ликвидировавших свою неграмотность. За успешное окончание учебы выдавались премии. […] крестьянками Себежского уезда внесено было пожелание выслушать доклад на антирелигиозную тему. После доклада одна из крестьянок сняла крест с шеи и передала в «Уголок Безбожника».
Всюду проводились спектакли силами крестьянок, комсомола и пионеров. Было организовано двое детских яслей и один детский сад при совхозе и проведена подготовка к организации детских яслей на лето в 18 волостях».
30-е годы
В 30-е годы суть этого дня еще не меняется, но угроза фашизма и предчувствие возможной войны отражается и в праздничных заметках, гораздо ярче проявляется и его международный характер. В газете «Псковский колхозник» от 8 марта 1931 года в статье «Работницы и крестьянки под знаменем коммунизма» мы читаем такие строки:
«Капиталисты ищут выход из кризиса в войне против Советского Союза. Этим они хотят: во-первых, покончить с очагом мирового коммунизма, во-вторых, захватить обширные рынки СССР и превратить его в свою колонию.
Международный женский день должен укрепить единый революционный фронт рабочих и работниц, крестьян и крестьянок в борьбе против угрозы военного нападения на СССР, против наступления капиталистов на рабочий класс, против безработицы, против фашизма и социал-фашизма. На собраниях, митингах и демонстрациях 8 марта работницы и трудящиеся крестьянки предъявят капиталистам свой счет.»
В статье «Крестьянка в колхозах» видим:
«День 8 марта – день смотра участия женщин в строительстве социализма. Женщины-крестьянки должны стать застрельщицами коллективизации, которая освобождает их от домашнего рабства, дает им возможность наравне с мужчинами активно участвовать во всех отраслях работы, строить новую светлую жизнь.»
40-е годы
Важнейшее внимание уделяется Великой Отечественной войне, а после – Победе и восстановлению страны. Например, в «Псковской правде» от 8 марта 1946 года в Постановлении ЦК ВКП(б) читаем:
«Женщины СССР, идя в рядах героического советского народа, внесли неоценимый вклад в дело разгрома врага и освобождения народов Европы от фашистских поработителей. Своей беззаветной борьбой против фашизма советская женщина завоевала всеобщее уважение свободолюбивых народов мира. […] Велика и ответственна роль советских женщин в выполнении задач послевоенного мирного строительства. В течение ближайшего пятилетия советскому народу предстоит восстановить хозяйство и культурные учреждения в пострадавших от врага районах, превзойти довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства, добиться нового расцвета культуры, науки и искусства, значительно повысить материальное благосостояние трудящихся, еще более укрепить военно-экономическую мощь советского государства. Нет сомнения в том, что советские женщины будут в первых рядах борцов за осуществление этих великих задач».
Конечно же, поднимаются политические темы: «Советские женщины! Теснее сплачивайте свои ряды вокруг партии Ленина-Сталина!», а также освещаются специфические проблемы послевоенного времени: «Женщины Советского Союза! Проявляйте неослабное внимание семьям воинов, отдавших свою жизнь за Отечество! Окружайте материнской заботой и лаской детей-сирот! Усиливайте заботу об инвалидах Отечественной войны!»
50-е годы
О восстановлении страны больше не говорится, преувеличение роли партийного руководства потихоньку отступает. При этом в статьях чувствуется отпечаток холодной войны, появления атомного оружия.
В газете «Молодой ленинец» от 8 марта 1958 года в праздничной статье мы видим такие слова:
«Самая свободная, самая счастливая в мире, советская женщина познала радость труда, счастье быть в одном строю с мужчинами, участвовать в управлении могучим государством. Советской женщине по плечу всякий труд, нет профессии, которой бы она не овладела. Женщины плавят металл у доменных печей, работают на заводах и фабриках, выращивают высокие урожаи. […] С высоко поднятой головой, с чувством гордости за свои великие права на творческий труд, образование, отдых, на счастливое материнство встречают праздник наши советские женщины, верные дочери Родины.»
При этом не забыты и международные проблемы:
«С глубоким сочувствием следит освобожденная труженица мира, как миллионы женщин капиталистических, колониальных и зависимых стран с каждым днем все активнее вступают в борьбу за свою свободу, свое счастье. Они все активнее выступают за запрещение атомного и водородного оружия, за обеспечение международной безопасности, за мир во всем мире.»
60-е годы
Статьи, посвященные Международному женскому дню, становятся еще более официальными и менее информативными, но в остальном стиль остается похожим. В «Псковской правде» от 8 марта 1961 года в обращении ЦК КПСС читаем такие строки:
«В Советском Союзе женщины активно участвуют в государственной, политической, хозяйственной, научной и культурной жизни. Они сыграли выдающуюся роль в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции. Огромный труд вложили они в индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. Вместе со всем народом на фронте и в тылу они стойко и самоотверженно ковали победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны и деятельно участвовали в ликвидации ее тяжелых последствий. Ныне, когда наша страна идет в авангарде всего прогрессивного человечества по пути к коммунизму, советские женщины отдают все свои силы и знания делу дальнейшего укрепления могущества социалистической Родины, настойчиво борются за создание материально-технической базы коммунизма».
При этом проскакивают фразы вроде «Дорогие женщины нашей великой Родины, наши товарищи в борьбе и труде!», то есть женщины страны кажутся товарищами членов КПСС, а не полноправными участницами.
70-е годы
Определенная стабильность и одновременно застой накладывает свой отпечаток. Впрочем, обязательно отмечались женщины Псковской области с наилучшими трудовыми показателями. Например, в «Политической информации» номер №5, 1976 года пишут о доярке из колхоза «Знамя труда» Невельского района, «депутатке Верховного Совета РСФСР Валентине Ивановне Гончаровой. За 1975 год она надоила более пяти тысяч килограммов молока от каждой коровы».
«Трактористка совхоза «Порховский» Ефросинья Макеевна Катышева 22 года работала на тракторе. В истекшем году на тракторе МТЗ-50 выработала 730 эталонных гектаров при плане 700 га».
«В Пскове многие знают учительницу математики 12-й средней школы Соловьеву Марию Петровну. Своим трудом она заслужила большое уважение коллектива, учащихся и родителей. Её 23-летний труд высоко оценен. Мария Петровна награждена орденом Трудового Красного Знамени, ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Однако среди них уже появляются разговоры о материнстве и быте. В журнале «Политическая информация» №4, 1970 года читаем:
«Советское правительство постоянно заботится об улучшении бытового обслуживания населения, об освобождении женщин от домашних забот. Программа КПСС поставила задачу полностью устранить остатки неравного положения женщин в быту, создать «все социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщин в общественном труде и общественной деятельности, в занятиях наукой, искусством».
Но также упоминаются и более высокие темы:
«Равноправие женщин провозглашено в Основном Законе советского государства – Конституции СССР. Они принимают активное участие в управлении государством. В настоящее время в числе депутатов местных Советов около 45% женщин. В нашем высшем законодательном органе – Верховном Совете Союза ССР 425 депутатов-женщин. Некоторые из них избраны в состав Президиума Верховного Совета СССР, председателей Президиумов Верховных Советов автономных республик, заместителей председателей Советов Министров союзных республик, занимают посты министров.»
В «Политической информации» №4, 1978 года общий настрой сохраняется хотя бы официально, например:
«Советские женщины идут в первых рядах борцов за мир, состоят во многих международных женских организациях. Они снискали себе большой авторитет и глубокое уважение среди трудящихся женщин всего мира.»
Но при этом всё больше говорится о материнстве как важнейшей функции женщины:
«Признав материнство социальной функцией женщины, государство взяло не себя заботу о здоровье матери и ребенка. Оно обеспечивает оплачиваемые отпуска по беременности и родам, широкую сеть детских дошкольных учреждений, охрану труда женщин, бесплатную медицинскую помощь, социальное страхование».
80-е годы
О том, что когда-то 8 Марта назывался Днем работниц уже ничего не напоминает. О женских трудовых подвигах и революционной борьбе больше не пишут, вместо этого называя главным делом женщины воспитание детей и укрепление семьи. В той же «Политической информации» №4, 1989 года уже читаем:
«Воспитание детей, создание хорошей семейной атмосферы является важнейшей социальной функции женщины. […] наше общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. […] Велика роль женщины в укреплении семьи, что во многом зависит от присущих именно ей таких необходимых и замечательных качеств, как щедрость души, тонкость чувств, нежность, способность к сопереживанию. […] Женщина – носительница жизни».
90-е годы
В 90-е годы из статей, посвященных Международному женскому дню, исчезли последние напоминания о трудовых подвигах женщин и борьбе за равноправие. Теперь женщина – даже не товарищ, а представительница «прекрасного пола». Предполагается, что всю ответственность за детей, семью и собственную жизнь несет именно мать, особенно в непростое время. В «Псковской правде» от 7 марта 1992 года в обращении главы администрации области читаем:
«Обращаясь к прекрасной половине населения области, хочу поздравить всех женщин с праздником 8 Марта. Сейчас трудное время, и мы с тревогой осознаем, что появляются новые проблемы у наших женщин, новый груз забот ложится на их плечи. Вопросы питания, воспитания детей, трудовой занятости встают ежедневно перед многими псковитянками. И администрация области делает всё возможное, чтобы не оставить эти проблемы без решения.»
Если в статьях советского периода мы еще видим четкие установки на улучшение ситуации, то здесь – только призывы потерпеть, причем в довольно печальных формулировках:
«Надеемся, милые женщины, на ваше терпение, предприимчивость и мудрость». Заголовки остальных статей праздничного выпуска газеты говорят сами за себя: «Милосердие – не профессия, а суть женской души», «Женщина без тайны? Такого не бывает!»
Наши дни
Восприятие женщины как «прекрасного пола», матери и хранительницы домашнего очага, подруги и украшения мира – и не более, предпосылки для чего мы видим еще в 80-е, окончательно укрепилось в 90-е и во многом поддерживается до сих пор. От сути праздника не осталось никаких напоминаний. Достаточно в «Псковской правде» от 8 марта 2017 года прочитать поздравление с 8 Марта от губернатора:
«Дорогие женщины! Поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Всё самое лучшее и доброе в мире олицетворяется с вами: любовь, нежность, верность. Вы создаете семейный уют, болеете душой за детей и внуков, в трудную минуту поддерживаете нас терпением и мудрым советом. Своим упорством и талантами вы добиваетесь успехов на работе и при этом всегда остаетесь любящими, обаятельными и нежными.»
Поздравление от председателя Псковского областного Собрания депутатов похоже на предыдущее:
«Международный женский день – это замечательный повод признаться вам в искренней любви и глубоком уважении, еще раз осознать, какую важную роль вы играете в жизни каждого человека и всего общества! Женщина – начало всех начал. Вы наполняете жизнь истинным смыслом и украшаете наш мир, привнося в него тепло, добро, любовь, гармонию и созидание. Вы обладаете уникальным набором качеств: нежностью и легкостью, силой и терпением, мудростью и милосердием. Нам, мужчинам, сложно понять, как вам удается все успевать: окружить своих близких заботой, добиться профессиональных успехов, прекрасно выглядеть и постоянно самосовершенствоваться.»
Материал подготовила Мария Польская —
сотрудник Псковской областной универсальной научной библиотеки