- 23 февраля 2019 года исполнилось 50 лет со дня открытия памятника в честь первых побед Красной Армии.
Статья архитектора Владимира Ивановича Васильева рассказывает об истории проектирования псковского памятника в честь первых боев Красной Армии.
Создание этого монумента, ставшего за прошедшие десятилетия одним из неизменных символов Пскова, началось ещё 20 февраля 1958 года, в самый канун 40-летия боевого крещения зарождающейся Красной Армии.
Во славу русского оружия
В. И. Васильев,
член Союза архитекторов и Союза реставраторов России
(город Псков)
В феврале 2018 г. исполнилось полвека с того памятного для многих псковичей вечера, когда стар и млад примкнули к чёрно-белым экранам своих телевизоров в ожидании редкостного события: в кои-то веки репортаж из нашего города должны были показывать по Центральному телевидению, да ещё и в программе «Время» ‑ главном телевизионном источнике новостей Советского Союза! Пусть не сбылись передаваемые вполголоса ожидания, что в Псков приедет Брежнев или хотя бы Косыгин, а приехал «всего лишь» министр обороны СССР Гречко, но те несколько секунд телерепортажа остались в нашей памяти. Сквозь лёгкую метель мы видели батальоны, проходящие парадным строем в честь открытия невиданно большого для Пскова памятника.
История создания этого монумента, ставшего за прошедшие десятилетия одним из неизменных символов Пскова, началась ещё 20 февраля 1958 г., в самый канун 40-летия боевого крещения зарождающейся Красной Армии. Именно этим днём датировано Постановление Совета Министров РСФСР[1] 20.02.1958, предписывающее «в ознаменование первой победы Советских Вооружённых Сил над врагами нашей Родины соорудить в 1958 году обелиск под Псковом, на месте боев Красной Армии в 1918 году. Обязать Министерство культуры РСФСР и Псковский облисполком обеспечить проектирование и строительство указанного обелиска». Как следует из данного Постановления СМ РСФСР, первоначально предполагалось соорудить обелиск именно на месте первых боёв Красной Армии (т. е., как мы хорошо понимаем, в Черёхе) и завершить строительство именно в 1958 г., в 40-ю годовщину создания Советской Армии.
ГАНИПО. Ф.9961. Оп.1. Д.26. Л.3.
Во исполнение указанного Постановления при Главном управлении по делам искусств, входившем в состав Министерства культуры РСФСР, была создана творческая группа по проектированию монумента. В её состав вошли архитектор И. Д. Билибин, инженер В. Л. Шулькин и скульптор Г. И. Мотовилов. Судя по всему, именно Билибин пришёл к идее создать обелиск в форме русского четырёхгранного штыка, увеличенного в сто раз, и расположить его на оси Крестовского шоссе. Это решение намного увеличило масштаб проектируемого сооружения и, соответственно, затраты на его возведение, а также сроки его проектирования и строительства. Естественно предположить, что потребовалось дополнительное согласование в столичных кабинетах. Однако проектные работы, давно вышедшие за рамки 1958 г., продолжались, хотя и несколько замедлились. Уже к июлю 1960 г.[2] был не только утверждён проект памятника, но и выполнены основные рабочие чертежи. Одновременно были проведены инженерно-геологические изыскания[3] и начаты подготовительные работы на площадке будущего строительства.
Архитектор Иван Дмитриевич Билибин (фото 1983 г. из архива семьи Билибиных).
Скульптор - Георгий Иванович Мотовилов.
Первоначальный генплан монумента (рабочий чертёж 1960 г.)[9] (Увеличить)
Ситуация кардинально изменилась уже через год, когда 28.09.1961 было опубликовано Постановление №905 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в расходовании государственных и общественных средств на сооружение памятников»[4]. Указанное Постановление, принятое «в целях наведения порядка в проектировании и сооружении памятников», имело три приложения. В Приложение №1 были включены памятники, «имеющие общегосударственное значение или подготовленные к открытию», работу по сооружению которых необходимо было продолжить. В отношении 38 памятников, перечисленных в Приложении №2, было указано «временно воздержаться от проектирования и сооружения». В Приложении №3 были перечислены 42 памятника, решения о возведении которых сочтены утратившими силу.
Проектируемого монумента в ознаменование первых побед Красной Армии не оказалось ни в одном из Приложений…
Можно предположить, что возникшая ситуация поставила в тупик руководителей Псковской области. Неизвестно, пытались ли они прояснить в начальственных московских кабинетах судьбу псковского памятника, однако ими было принято поистине соломоново решение. Работы по проектированию и сооружению монумента не были полностью прекращены, но их темпы резко замедлились. Авторы проекта ‑ архитектор И.Д. Билибин и скульптор Г.И. Мотовилов – переключились на другие работы.
Судьба будущего обелиска снова решительно переменилась после публикации очередного партийно-правительственного документа, касающегося монументальной пропаганды. Речь идёт о Постановлении №58 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967[5]. Согласно Приложению №1 к указанному Постановлению, «Памятник в ознаменование первых побед Красной Армии в 1918 году» был снова включён в список памятников, имеющих общегосударственное значение, работу по возведению которых требовалось завершить не позднее 1970 г. При этом указанная дата относилась, прежде всего, к памятникам, посвящённым В.И. Ленину (23 памятника из 54 позиций в Приложении) и сооружаемым к 100-летнему юбилею со дня рождения основателя Советского государства. Монумент в Пскове, естественно, необходимо было открыть в 1968 г. – в 50-летнюю годовщину первых боёв Красной Армии. А ещё лучше – не позднее февраля 1968 г., ибо даже для ЦК КПСС дорого было яичко в пасхальный день…
В течение всех последующих 367 дней после опубликования указанного выше Постановления №58 в Пскове шла напряжённейшая работа по возведению уникального сооружения. Разработка проектной документации была поручена институту «Псковгражданпроект», специалистам которого предстояло откорректировать некоторые принятые ранее проектные решения, а проект благоустройства прилегающей территории предстояло разработать «с нуля». Крайне сжатые сроки, а также недостаточное финансирование (по распоряжению Совета Министров, строительство монумента необходимо было осуществить за счёт средств областного бюджета) не позволили в полном объёме воплотить замысел архитекторов. Площадь благоустраиваемой территории была сокращена более чем вдвое. Пришлось отказаться и от некоторых архитектурных решений, касающихся внешнего вида памятника и прилегающей к нему территории.
Фрагмент генплана монумента (рабочий чертёж 1967 г.)[12](Увеличить)
В соответствии с замыслом автора проекта – архитектора И.Д. Билибина – монумент представляет собой четырёхгранный обелиск, формы которого в масштабе 100:1 в точности повторяют очертания четырёхгранного игольчатого штыка, стоявшего на вооружении российской армии с 1870 г. и вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Таким образом, четырёхгранный штык был выбран в качестве символа, объединяющего военные успехи Красной Армии с 1918 по 1945 гг.
Обелиск в форме штыка установлен на продолжении центральной оси Крестовского шоссе. Основанием для обелиска является квадратный в плане (51×51м) стилобат высотой около метра. Помимо обелиска, слегка «отодвинутого» от центра стилобата вглубь на несколько метров, на стилобате установлен горельеф[6], многофигурная композиция которого отражает героический путь Красной Армии с момента её первых сражений в 1918 г. до Победы над немецко-фашистскими войсками. Горельеф закреплён на бетонной стене, имеющей длину около 42м и высоту 3,9м, плавно изогнутой в плане (радиус 25,0м) и «приподнятой» над верхней площадкой стилобата на высоту 0,55м. Опорами для стены горельефа служат 9 прямоугольных в плане бетонных столбиков, которые, как и цоколь обелиска, облицованы чёрным полированным камнем.
Вся северо-западная (обращённая к шоссе) сторона стилобата, а также бóльшая часть (около 2/3) северо-восточной и юго-западной сторон выполнены в форме пяти сплошных гранитных ступеней. По краям юго-восточной стороны стилобата также предусмотрены две наружных пятиступенных лестницы, предназначенные для спуска в парковую зону.
Таким образом, в архитектурной композиции монумента использованы сразу несколько объёмно-пластических приёмов.
- Во-первых, контрастное сочетание вертикального и горизонтального элементов.
- Во-вторых, контрастное сочетание гладкой поверхности граней обелиска и глубокой пластики горельефа, подчёркнутой резкими светотенями и воспринимаемой в контражуре ‑ «против солнца».
- В-третьих, контрастное сочетание изогнутых и плоских поверхностей.
- В-четвёртых, благодаря приподнятости горельефа над стилобатом возникает эффект «парения» горельефа в воздухе, усиливаемый в тёплое время года колыханием листвы растущих за монументом деревьев и кустарников.
- В-пятых, прямые линии ступеней стилобата подчёркивают горизонтальность горельефа при фронтальном взгляде на монумент и подчёркивают изогнутость скульптурного панно при осмотре монумента в остром ракурсе.
По первоначальному замыслу И.Д. Билибина, стилобат монумента должен был располагаться на расстоянии около 25м от проезжей части Ленинградского шоссе.
Однако позднее, в 1967 г. первоначальный проект был откорректирован, и расстояние между стилобатом и проезжей частью увеличили вдвое (вероятно, с учётом дополнительных требований по организации торжественных мероприятий).
Следует отметить несколько важных проектных решений, зафиксированных в проектном задании и сохранившихся в последующих вариантах генплана, но в итоге не осуществлённых (или осуществлённых лишь частично):
- Открытую площадку между стилобатом памятника Ленинградским шоссе авторы проекта решали не как площадь для парадных построений (каковой она фактически является в настоящее время), а как партерный цветник, два ряда прямоугольных клумб которого организуют проход к монументу строго по его центральной оси.
Второй (окончательный) вариант рабочего генплана монумента[10](Увеличить)
- Важным элементом ансамбля являлась проектируемая Аллея Героев Советского Союза. Она должна была находиться на центральной продольной оси монумента с тыльной его стороны и представляла собой партерный цветник, по обеим продольным сторонам которого предполагалось установить бюсты Героев Советского Союза – псковичей и павших при освобождении Пскова от немецко-фашистских войск. Аллея должна была завершаться площадкой, в центре которой предполагалось устроить небольшой пруд с фонтаном.
- Во всех вариантах генплана было предусмотрено сохранение и благоустройство прудов, существовавших на данной территории предположительно с начала ХХ в. для аккумуляции избыточных грунтовых и поверхностных вод. Причём в первом варианте генплана предусматривалось сохранение и ближайшего к монументу пруда, которым пришлось в последующих вариантах пожертвовать ради устройства Аллеи Героев Советского Союза. Следует заметить, что проектом предполагалось в целом сохранить существующую форму прудов и включить их в состав ландшафтного парка, ограничившись благоустройством их берегов. Наибольшее развитие эта идея получила во втором варианте проекта генплана, в котором впервые был предусмотрено устройство нового искусственного пруда, намного превосходящего площадью своего водного зеркала все существовавшие пруды вместе взятые.
- Границы парка, примыкающего к монументу, авторы проекта расширили до старой Горневской дороги на юге и до Крестовского леса на востоке (точнее, до отделявшей его дороги – нынешней улицы Лесной).
- Границу парка на севере предполагалось распространить до кирпичных зданий сельскохозяйственного училища, включая участок, на котором с начала ХХ в. находились одноэтажные деревянные жилые дома для сотрудников училища. Сквер перед главным фасадом учебного корпуса предусмотрено было включить в состав парка практически без изменений, продлив его центральную аллею, ориентированную на главный вход в учебный корпус, до пересечения с Аллеей Героев Советского Союза.
- Проектом были предусмотрены боковые диагональные аллеи, ориентированные на обелиск и отходящие от него под углом 50° на север и на запад в сторону Ленинградского шоссе. Тем самым авторы проекта создали условия для обзора памятника в самых эффектных (по их мнению) ракурсах.
- К югу от монумента проектом была предусмотрена боковая аллея, проходящая параллельно центральной оси комплекса и Аллее Героев Советского Союза. С учётом того, что озеленение проектируемого парка предполагалось осуществлять одиночными деревьями и компактными группками, гуляющие по данной боковой аллее люди могли в просветах между деревьями любоваться величественным памятником.
- По замыслу архитектора И.Д. Билибина, грани обелиска предполагалось облицевать белой итальянской смальтой. Если бы это было осуществлено, обелиск сверкал бы отражёнными лучами солнца, ещё более напоминая свой прообраз – штык.
- Вариант генплана, близкий к окончательному (уже после многочисленных упрощений проектных решений), всё ещё содержал в себе несколько интересных приёмов, оставшихся, к сожалению, нереализованными. В частности, предполагалось не только сохранить существующие деревья на площади перед стилобатом, но и посадить несколько новых деревьев и кустарников (например, куст шиповника возле правого угла стилобата). Площадь перед стилобатом и обходные дорожки вокруг него предусмотрено было вымостить бетонными плитами, оставляя между ними швы шириной 10см, засеянные травой.
- Особое внимание архитекторами было уделено проекту благоустройства прилегающей территории, который эволюционировал от небольшой прямоугольной площади на нечётной стороне Ленинградского шоссе напротив монумента до проекта детальной планировки всего северного сектора перекрёстка Крестовского и Ленинградского шоссе. К 1967 г., когда разрабатывался рассматриваемый проект, предполагаемая изначально симметричность планировки стала невозможной вследствие строительства пятиэтажных жилых домов на территории военного городка «Кресты», никак не согласующихся с одиноким зданием кинотеатра «Молодёжный» на противоположной стороне Крестовского шоссе. Проект 1967 г. предусматривал возведение нескольких пятиэтажных зданий вдоль Сельского и Ленинградского переулков, чтобы не только «уравновесить» аналогичные дома, стоящие на территории военного городка, но и создать более благовидный фронт застройки, заслонив пятиэтажками хаос одноэтажных частных домиков. Здание кинотеатра «Молодёжный», которое неизбежно «потерялось» бы на проектируемом широком пространстве, предполагалось реконструировать и пристроить к нему предприятие общественного питания.
Проект застройки прилегающей территории[13] (Увеличить)
- Вследствие крайней сжатости сроков проектирования и строительства, установленных высшим руководством страны, и в условиях недостаточного финансирования (памятник союзного значения предстояло построить за счёт средств областного бюджета) почти ничто из перечисленного выше не было осуществлено. По объективной оценке благоустройство территории было выполнено в объёме, максимально близком к первоначальному варианту генплана 1960 г. Наибольшее сожаление вызывает вынужденный отказ от облицовки обелиска белой итальянской смальтой «в связи с невозможностью его [материала – В.В.] получения в требуемые сроки»[7]. И.Д. Билибин вынужденно согласовал замену облицовки плиткой на выполнение обелиска из монолитного железобетона «на белом цементе, с применением светлого песка, светло-серого гранитного щебня с добавлением мраморной крошки»[8], в надежде, что грани обелиска будут максимально светлыми. Однако монумент был отлит из обычного бетона…
Аллея Героев Советского Союза была устроена вместо боковой аллеи, и при входе на неё была установлена памятная доска с надписью соответствующего содержания, однако про доску и про аллею городские власти скоро забыли. Дорожка между двумя рядами дубов, обозначающих Аллею, давно заросла густой травой, как и вся прилегающая к памятнику территория.
Величественный монумент, приковывающий к себе взгляды всех проезжающих мимо него людей, зачастую специально останавливающихся и с любопытством осматривающих его, сегодня пребывает в удручающем запустении. Однако аргументы тех искателей правды, которые считают данное сооружение памятником мифической победе в несостоявшейся битве, опровергаются глубинным смыслом, заложенным его авторами и отражённым в его горельефе. Этот монумент – не памятник одному конкретному сражению, а дань памяти всем воинам Красной Армии, павшим во всех боях с врагом. Этот штык, взметнувшийся над псковской окраиной, ‑ символ стойкости и доблести советских солдат и непобедимости нашего оружия.
Помним ли мы об этом?
[1] См. Список использованных источников, [1].
[2] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1291, л.3.
[3] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1264.
[4] См. Список использованных источников, [3].
[5] См. Список использованных источников, [4].
[6] Автором горельефа является известный советский скульптор Г.И. Мотовилов (16.06.1882 ‑ 14.06.1963).
[7] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1265, л.10.
[8] Там же.
[9] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1291, л.1.
[10] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1265, л.27.
[11] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1265, л.19.
[12] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1292, л.8.
[13] ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1292, л.14.
Список использованных источников
- Постановление Совета Министров РСФСР № 171 от 20.02.1958 «О сооружении обелиска под г. Псковом в ознаменование первой победы Советских Вооружённых Сил над врагами нашей Родины» (Сборник Постановлений Правительства РСФСР за 1958 г., с.372).
- ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1291 «Монумент в ознаменование первых побед Красной Армии в 1918 году в г. Пскове. Чертежи».
- Постановление №905 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в расходовании государственных и общественных средств на сооружение памятников» от 28.09.1961.
- Постановление № 58 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967 «О плане сооружения в 1967‑1970 годах памятников, имеющих общегосударственное значение».
- ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1264 «Проект монумента в ознаменование первых побед Красной Армии в 1918 году в городе Пскове. Топографическая съёмка».
- ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1265 «Монумент в ознаменование первых побед Красной Армии в 1918 году в городе Пскове. Проектное задание».
- ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1264 «Строительство обелиска Советской Армии в г. Пскове».
- ГАПО, ф.Р-1924, оп.3П, д.1268 «Проект застройки прилегающей территории к монументу первых побед Красной Армии».
- Паспорт памятника истории и культуры «Памятник в ознаменование первых побед Красной Армии в 1918 году». Архив Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия.