Дата неизвестна - 1588
Иван Петрович Шуйский - русский князь, боярин, воевода и псковский наместник, руководитель обороны Пскова от войск Стефана Батория.
Потомок суздальских нижегородских князей, ведущих род от Александра Невского. Дед Ивана Петровича, князь Иван Васильевич Шуйский в малолетство великого князя Ивана IV - будущего Ивана Грозного был фактическим правителем государства. После венчания на царство семнадцатилетнего Ивана IV в 1547 году началась опала семейства Шуйских.
Только в 1570 году Иван Шуйский получил первое самостоятельное воеводское назначение. В 1572 году он возглавил сторожевой полк в Коломне, затем в Кашире, отличился в войне с крымским ханом Девлет-Гиреем.
В 1573 году Иван Шуйский возглавлял сторожевой полк во время похода в Ливонию, и тогда же он впервые стал псковским наместником и воеводой. Это назначение с перерывами он получал неоднократно: в 1573, 1577, 1580, 1584, 1585 до 1586 года. Иначе говоря, город Псков был пожалован Шуйскому «в кормление» и отлучался наместник только для походов по государевым делам.
В 1574 году за доблесть, талант полководца и отличие в службе царю он получил чин боярина. Как знак особого доверия к вельможе, которого Иван Грозный оценил «по уму» Шуйским имел «письменный наказ» с чрезвычайными полномочиями.
С 18 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года Иван Петрович возглавил оборону Пскова от войск Стефана Батория.
Карамзин в своей «Истории государства Российского» рассказывает, что руководство обороной было поручено князьям Василию Федоровичу Скопину - Шуйскому и Ивану Петровичу Шуйскому. Грозный опасался измены и поэтому боялся посылать от себя войско. Псков должен был в основном полагаться на свои силы. Страх, посеянный в народе опричниной и жестокостью Грозного, приносил свои плоды: русские легко сдавались неприятелю и переходили на службу к Стефану Баторию; один Псков представлял счастливое исключение, благодаря тому, что там находился умный и деятельный Иван Петрович Шуйский.
Отойти от Пскова, не взяв его, было для Батория потерей бы воинской чести и влияния, поэтому осада была упорной. Воеводе удалось не только разумно распределить ресурсы и воинские силы, но и сплотить псковичей. Для защиты родного города трудились все от мала до велика.
Шуйский так мешал врагу, что на его жизнь было предпринято покушение. В расположение русских войск пробрался человек, принесший в подарок ларец. Иван Петрович предусмотрительно отказался его открывать сам и вызвал мастера. Внутри ящика были обнаружено 24 самопала, которые должны были выстрелить при открытии и воспламенить порох.
8 сентября 1581 года произошел решающий штурм, когда войска Батория сделали пролом в стене, захватили две башни (Свинузскую и Покровскую). Войска уже прорывались за стены, но псковичи, управляемые князем Шуйским, взорвали, сделав подкоп, Свинузскую башню. Противник понес огромные потери, а моральный дух объединенного польского войска упал.
Неудача Батория под Псковом, позволила Грозному начать переговоры о мире. Ям-Запольский мирный договор 1582 года на 10 лет обеспечил перемирие и сохранение прежних русских границ.
В 1584 году умирает Иван Грозный, и Иван Петрович Шуйский вошел в регентский совет бояр при царе Федоре Ивановиче. Он участвовал в заговоре, целью которого было воспрепятствовать возвышению Бориса Годунова. В союзе с митрополитом Дионисием заговорщики пытались добиться развода царя Федора с Ириной Годуновой. Борис Годунов сумел удержаться у власти, добился отстранения митрополита, а Шуйскому поручил судить сомнительное дело и обвинил потворстве.
Боярина князя Шуйского осуждают на ссылку и насильственное пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре, где он умирает от угарного газа при неясных обстоятельствах.
Английский торговый агент в Москве Джером Горсей так описывал эти события: «Шуйский, первый князь царской крови, пользовавшийся большим уважением, властью и силой, был главным соперником Бориса (Годунова) в правительстве, его недовольство и величие пугали. Нашли предлог для его обвинения. Ему объявили царскую опалу приказали немедленно выехать из Москвы на покой. Он был захвачен стражей под началом полковника, недалеко от Москвы, и удушен в избе дымом от сырого сена и жнива. Его смерть была всеми оплакана».
По этим воспоминаниям уточнена дата смерти Ивана Петровича – 16 ноября 1588 года.
Читать в ЭБ: