(1864 - 1910)
Русская драматическая актриса, опередившая своё время. Неоцененной фигурой, перешедшей в Вечность, назвал ее Блок в некрологе. Комиссаржевская родилась в семье солиста оперы Мариинского театра и с детства существовала в творческой атмосфере.
Первый сценический опыт Вера Федоровна приобрела в Новочеркасске, успех пришёл в русском театре в Вильно, где она сыграла главную роль своей жизни - Рози в пьесе Зудермана «Бой бабочек».
Успех у публики способствовал приглашению молодой актрисы на императорскую сцену – Александринский театр.
В Петербурге репертуар Веры Федоровны был более ограничен, а соперничество с Марией Гавриловной Савиной, создавало напряженность, что постепенно привело Комиссаржевскую к мысли открыть собственный театр.
В 1902 году она уходит из Александринского театра и отправляется на два года на гастроли по провинции для того, чтобы собрать средства на новый театр.
Осенью 1904 в Петербурге, в помещении Пассажа Комиссаржевская открывает Драматический театр, который сразу оказывается в центре внимания публики. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» Максима Горького, «Кукольный дом» и «Строитель Сольнес» Ибсена стали свежим ветром в рутинной театральной жизни накануне первой русской революции.
Общественная жизнь, запросы публики менялись стремительно, Вера Федоровна готовит новые изменения, ищет новые пути. В 1906 году она приглашает в свой театр режиссера – экспериментатора Всеволода Эмильевича Мейерхольда, но сотрудничество не состоялось. Комиссаржевская разочарована, нуждается в перерыве и решается на большой гастрольный тур. За четыре месяца актриса должна посетить четырнадцать городов России, Беларуси, Польши, Украины.
В марте 1907 года с репертуаром из восьми пьес в которых были ее «коронные» роли «Бесприданница», «Бой бабочек» и «Кукольный дом», Комиссаржевская отправилась в турне.
Первым пунктом в программе гастролей значился Псков. Спектакли состоялись 12 и 13 марта 1907 года в недавно построенном Народном доме имени А. С. Пушкина.
Псковичи увидели лучшие роли прославленной актрисы: Нору из «Кукольного дома», Ларису из «Бесприданницы».
Газета «Псковитянин» писала: «Г- жа Комиссаржевская создает ослепительный яркий, глубокий и продуманный образ. Сам зритель, кажется, пережил все испытанное героиней. Будто он терпел с Норой все испытанные ею муки, до того силен в артистке дар перевоплощения и настолько художественно правдивы ее быстрые и внезапные превращения в совершенно другого человека. Как она ведет сцены с детьми, с мужем, должником! Это положительно шедевры драматического искусства.
Необычайно чарующее впечатление оставляют ее жесты, движения, мимика. А какой у нее голос - чистый, ласкающий ухо тембр, душевный, проникающий в глубину души.
В следующий вечер артистка воплотила в себе другой образ и с таким же тонким совершенством. В особенности прекрасно проходят у артистки лирические места. Там ее мягкая женственность, теплота тона, непосредственная искренность прямо неподражаемы. И вот эти два противоположные типа г. Комиссаржевская дает такими правдивыми, такими жизненными и такими не похожими один на другой, что невольно поражаешься талантливому созвучию такой разности этих, не имеющих ничего общего между собою типов. Довольно увидеть Комиссаржевскую - Ларису, чтобы почувствовать талантливость.
Бесконечное «браво» после каждого акта было безусловно заслуженным артисткой восторженным одобрением публики. К сожалению, зал тогда был наполовину заполнен зрителями - цены были высоки. В спектаклях «Нора», «Бесприданница» псковичи встретились и со своими старыми знакомыми: постоянным партнером В. Ф. Комиссаржевской по сцене - Казимиром Бравичем и давней любимицей псковских театралов Екатериной Павловной Корчагиной-Александровской».
Гастрольный тур был непростым и очень утомительным для Веры Федоровны. После его окончания она писала Федору Федоровичу Комиссаржевскому - брату, руководителю постановочной части и пайщику ее театра.
«…Смотреть на поездку будущего сезона как на неизбежное в материальном отношении я не хочу и не могу. Провинция была для меня до сих пор средством. В этой поездке она должна быть целью. Я ездила туда всегда лишь с желанием набрать денег для моих художественных целей. Незаметно образовалась какая-то связь. Родилось желание показать не только образы, созданные в различных стадиях работы, но и самое дорогое — работу последних лет, работу театра. Я разделяю свою пятнадцатилетнюю деятельность на три части: 1) работа в провинции, 2) на императорской сцене, 3) у себя в театре.
Два года скитания по провинции я считаю потерянными для той работы, которая кажется мне ценной».
Весной 1908 года актриса совершила успешную гастрольную поездку по Америке, но в России дела Драматического театра шли трудно, Вера Федоровна чувствовала потребность в создании новой театральной школы, но не чувствовала удовлетворения и поддержки. 8 февраля 1909 года Комиссаржевская, в последний раз выступив на петербургской сцене и снова отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своём уходе из театра. Там же заразилась чёрной оспой, ставшей причиной её смерти в феврале 1910 года.
Источник:
Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Читать полный текст >>>