28 апреля (11 мая н.ст.) 1909 года Савина на сцене Народного дома имени Пушкина в роли Татьяны Репиной в одноименной пьесе Александра Сергеевича Суворина.
(1854 – 1915)
Русская драматическая актриса родилась 11 апреля (30 марта ст. ст.) 1854 года в городе Каменец-Подольск в семье провинциальных актеров. На сцене впервые оказалась в возрасте семи лет, в пятнадцать уже была профессиональной актрисой.
Долгие годы ее имя было связано со сценой Александринского театра, где она получила признание и славу. За удивительное мастерство, покорявшее публику многих российских городов, Савину называли «петербургской Сарой Бернар», но путь к этой вершине был очень трудным.
Молодость Марии Савиной прошла в семейных неурядицах и бесконечной работе. К девятнадцати годам она сыграла множество ролей - провинция стала серьезнейшей школой для молодой актрисы.
Провинциальные театры сменяли друг друга – Минск, Харьков, Калуга, Орел, Одесса, Смоленск, Бобруйск, Саратов, Казань. В своих мемуарах «Горести и скитания» Савина рассказывает об этом периоде без романтического флера. Стремясь быть правдивой и объективной в своем рассказе, Мария Гавриловна не идеализирует ни себя, ни своих товарищей, создавая картины повседневной жизни актеров, рисуя их отношения между собой. Савина с глубокой горечью вспоминает быт провинциального театра. В актерской среде распространены гражданские браки, измены. Ссоры, скандалы, сцены ревности становятся неотъемлемой частью бытовой жизни актеров. Мария Гавриловна почти не видит в этой жизни светлых моментов, кроме выступлений, сцены, работы.
В воспоминаниях она рассказывает о встречах, которые оказали огромное влияние на ее судьбу. В Нижнем Новгороде ее партнером на сцене был так же ставший потом знаменитым Владимир Николаевич Давыдов. Он позднее писал о ней: «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии… Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение». Такой увидел ее на сцене известный театральный антрепренер Петр Медведев, который искал молодых талантливых актеров по всей России и взял к себе в труппу.
После огромного успеха в Саратове в 1874 году Мария Гавриловна Савина приехала в Петербург, где дебютировала на сцене Александринского театра, в котором проработала до конца своих дней. Она сразу же покорила столицу, завоевав любовь публики, и добилась первенства на императорской сцене.
Именно на здесь Савина создала незабываемую галерею женских образов. Она играла в пьесах Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Островского и множество ролей в пьесах текущего репертуара.
С возрастом сменилось амплуа: инженю – роли неопытных и наивных девушек, сменили романтические и драматические героини - женственные, изящные и очень русские. Савина привнесла на сцену знание жизни и ощущение времени, свой собственный опыт, а потому ее работы были проникнуты правдой жизни.
Многие знаменитые современники Марии Гавриловны, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную энергию, чарующую женственность.
Долгая нежная дружба связывала ее с писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, она гостила у него в Спасском-Лутовинове. Среди ее поклонников, ставший другом и помощником, был знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони, сохранилась их переписка. К почитателям «подлинной русской актрисы» относил себя Федор Михайлович Достоевский.
В 1899 году на сцене восходила новая звезда – Комиссаржевская и не вступая в конкуренцию Савина отправилась на гастроли в Прагу и Берлин с небольшой труппой и репертуаром из пяти пьес, возбудившую там интерес к русскому сценическому искусству. В том же году она получила звание «Заслуженной артистки императорских театров».
Мария Гавриловна участвовала в столичной светской жизни, занималась благотворительностью и общественной деятельностью. С ее участием было создано Российское театральное общество, которое она со временем возглавила, став председателем совета. А в 1896 году Савина основала в Санкт-Петербурге «Убежище для престарелых сценических деятелей» («Дом ветеранов сцены»), получившее впоследствии ее имя. Умерла Мария Гавриловна 21 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге. Проститься с любимой актрисой пришел весь Петербург.
Фото: художник Константин Егорович Маковский. Портрет актрисы Савиной
Несколько раз Мария Гавриловна Савина с гастролями посещала Псков.
В 1901 году она выступала в зале Семейного кружка (дом Викенгейзера). Псковичи не увидели ее в прославленных ролях. Она играла в небольших легких пьесах, специально подготовленных для гастрольных поездок «Идеальная жена» и «Женская чепуха». Игра столичной актрисы впечатлила псковичей. «Публика, как следовало ожидать, переполнила театр (Зал семейного кружка) и горячо приветствовала талантливую артистку, не скупясь на вызовы и аплодисменты. Преподнесла М.Г. букет цветов и провожала ее аплодисментами до кареты».
Еще одну встречу псковичи ожидали в 1907 году, билеты были раскуплены, но спектакль был отменен из-за болезни артистки.
28 апреля 1909 года Савина на сцене Народного дома имени Пушкина в роли Татьяны Репиной в одноименной пьесе Александра Сергеевича Суворина. Актрисе было уже 55 лет и эта роль давно укрепилась в ее репертуаре и была одной из любимых: «Лучше играть старое, чем новую ерунду», - считала актриса.
Сохранились впечатления одного из зрителей, который писал после этого спектакля «Мне казалось, что Савина плакала над собой, своим талантом, волею судьбы и безжалостным временем обреченным на старческое увядание.. Плакала над тем, что время ее проходит и былой славы уже не будет… И было жутко и больно.. Больно от мысли, что время одинаково безжалостно ко всем, и его ледяного дыхания не избежат и те, кои, как маяк, светят во мраке ночи и своим ярким дарованием скрашивают нашу монотонную, скучную жизнь».
В следующий приезд, в 1911 году - псковичи увидели совсем другую Савину в короткой пьесе «Пациентка». Действие длилось около пятнадцати минут, но зритель хохотал с первой реплики и все громче и веселее. Ее провинциальная дама говорила с южным акцентом, а серьезность с которой ее героиня проявляла в беседе с врачом к глупейшим мелочам и деталям превращала нелепые реплики в философский фарс.
Источники:
Бойцова Я. В. Образ провинциального актера в мемуарах М. Г. Савиной «Горести и скитания» // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/26/2866/ (дата обращения: 01.04.2019).
Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Читать полный текст >>>