(2 июня 1911, Воронеж — 17 октября 1975, Псков)
Памятная доска на доме № 15 по Октябрьскому проспекту сообщает: «В этом доме жил Николай Степанович Крицкий, артист Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина, заслуженный артист РСФСР».
Можно полагать, что многие горожане никогда не обращали на нее внимание и не помнят, по какому поводу она размещена.
Чести установки памятной таблички удостоился Николай Степанович Крицкий, актер Псковского областного театра драмы имени Пушкина, ставший в 60-е годы псковским Карлом Марксом и первым исполнителем этой роли основателя научного коммунизма на советской сцене.
Произошло это в спектакле «Дочь России», который создал режиссер Леонид Викторович Луккер; для постановки была переработана пьеса великолукского писателя, журналиста Петра Евстафьевича Чередниченко. Произведение уникально тем, что в рассказе о русской революционерке Елизавете Дмитриевой-Томановской впервые выведены образы Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Постановка имела огромный успех, в частности, в 1964 году она была дважды представлена на сцене Кремлевского театра в Москве. Репетициями руководила лично министр культуры РСФСР Екатерина Алексеевна Фурцева.
Позже, в 1965 году, на основании Приказа министерства культуры Николаю Степановичу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
О «Дочери России» и образе Маркса писали не только советские газеты и журналы, о нём упоминали журналы Лондона, ГДР. Во Франции о русском образе Маркса написала главная газета коммунистов - «Юманите».
«В пьесе и спектакле исторически достоверно и художественно выразительно воспроизведены образы основателей научного коммунизма и вождей мирового пролетариата Карла Маркса и Фридриха Энгельса», - говорится в Приказе.
Документом предписывается «продолжить работу над совершенствованием спектакля, принять меры к его длительному сохранению, распространить текст пьесы и рекомендовать другим театрам к постановке».
В Псков Николай Крицкий приехал в 1959 году состоявшимся артистом. С режиссером Луккером они встречались и работали и раньше.
Именно Леонид Викторович утвердил Крицкого на роль Маркса. Роль, безусловно, налагала на исполнителя огромную ответственность.
Крицкий проштудировал огромное количество литературы для подготовки к роли, провел много дней в работе над ней.
Визуальный образ создала гример Вера Константиновна Мурская, выдающийся профессионал.
В результате роль и облик были готовы: «Густая курчавая борода, седые вьющиеся волосы, искрящийся взор, потертый костюм - все это столь знакомо по бесчисленным фотографиям, портретам, плакатам, виденным-перевиденным, что рождалось ощущение ожившего портрета. И даже голос с первой реплики - мягкий, глубокий, немного строгий бас – казался удивительно знакомым, хотя, конечно, голоса Маркса никто из зрителей не слышал... Высокий, непомерно тучный, с расплывшимся лицом и тяжелой походкой, он, тем не менее, легко добивался необычайной выразительности игры. Он замечательно владел мимикой, жестом, интонацией».
Николай Степанович был замечательным, глубоким актером, настоящим мастером сцены. Им сыграны множество ролей, создано множество сложных образов. Но славы, звания заслуженного артиста и памятной таблички на доме он достиг потому, что вошел в историю советского русского театра как псковский Карл Маркс!
Источники:
Виртуальная выставка к 110-летию со дня рождения Петра Евстафьевича Чередниченко Государственного архива Псковской области. - Режим доступа: URL https://archive.pskov.ru/node/1946
Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. (Сборник статей и очерков) / [рук. проекта В.Ф. Павлов ; сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков : Стерх, 1999. - 345, [3] с. - Библиогр.: с. 343-344. - Читать полный текст>>>.
Музейная экспозиция Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина - Режим доступа : URL https://drampush.ru/about/museum
Театральная жизнь. - 1965. - №2 . - С. 4
Памяти артиста // Псковская правда. - 1991. - 9 февраля
Чередниченко П. Е. Дочь России : Документальная драма в 3 д., Сцен. вариант Псковского обл. драм. театра им. А.С. Пушкина / Отд. распространения драм. произведений ВУОАП. — Москва : Б. и., 1964. — 80 л.; 28.