«Поэзия живописи Сергея Виноградова и Павла Мельникова»
Продолжаем публикацию краеведческих материалов для педагогов, руководителей детского и юношеского чтения, преподавателей мировой художественной культуры о художниках - уроженцах или гостях Псковской земли. И представляем Вашему вниманию вторую часть коллекции методических сценариев «Поэзия живописи Сергея Виноградова и Павла Мельникова», посвященную творчеству двух талантливых пейзажистов, которые воспели благословенную Псково-Печерскую землю: Сергея Арсентьевича Виноградова (1869-1938) и Павла Дмитриевича Мельникова (1907-1987).
Сергей Арсентьевич Виноградов (1869-1938)
Солнцем, светом и воздухом пронизаны полотна Сергея Арсентьевича Виноградова - русского живописца-реалиста, передвижника, одного из основателей Союза русских художников.
Родился художник в 1869 году в поселении Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. В 1885-1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Е С. Сорокин, В. Д. Поленов. В 1889 брал уроки в петербургской Академии художеств у Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига.
В 1898-1913 годах Виноградов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, кроме того он также занимался преподавательской деятельностью в Харькове и Риге. В 1912 году был удостоен звания академика, а в 1916 стал действительным членом Академии художеств. Картины художника демонстрировались на выставках в Дюссельдорфе, Париже, Берлине, Мюнхене, Праге, Нью-Йорке, Риге.
В 1928 году художник посетил Свято-Успенский мужской Псково-Печерский монастырь. Одухотворенный его атмосферой создает серию из пятнадцати полотен православного содержания под одноименным названием «Псково-Печерский монастырь», очень динамичных и красивых по колориту («Купола кафедрального собора», «Успенский собор», «Звонница Псково-Печерского монастыря» и других).
Все работы очень характерны: и по содержанию – они воссоздают быт и бытие монастырской жизни, и по технике исполнения – яркие, сочные краски, легкость, невесомость движения кисти художника и атмосфера старины, которую Виноградов уловил очень точно.
Утопающий в зелени величественный, главный храм монастырского ансамбля, Успенский собор с синими «лазуритовыми» куполами, крепкие монастырские стены, белые высокие звонницы с колоколами, стоявшая при входе древняя Никольская церковь, склонившаяся в поклоне перед иконой Богоматери крестьянка, нищие, «отвергнутые миром и принятые под свою защиту монастырем»– сюжеты и панорамы полотен, где гармонично, радостно, чудесно.
«Под Никольской церковью находятся старые ворота, и когда пройдешь их и спустишься под гору (монастырь лежит в котловине, окруженной горами), открывается общий вид монастыря. И какой же это чудесный вид! Точно из самоцветных камней он! Так разнообразно окрашены и так причудливы по форме некоторые здания. Вот действительно Божий городок»
(Художник С. А. Виноградов)
Окрыленный всеобщим признанием, полный энергии, творческих замыслов и сил, неукротимо влюбленный в природу, Виноградов приехал в Печоры и не просто изобразил жизнь монастыря, но и воспел на своих холстах гармоничный мир Божией благодати. Смотришь и понимаешь - благословенная земля! И хочется отправиться туда в поисках душевной гармонии и ответов на волнующие мятежную душу вопросы.
Практически на всех полотнах серии изображено солнце: оно играет своими бликами в куполах Успенского собора, на стенах храмов и листве деревьев, разливая свое благодатное тепло повсюду. Не случайно художника и по сей день именуют как «мастер солнечных сюжетов» - истинно так.
«У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом, с этим художником тепло <…> По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить…»
(Критик Петр Пильский)
Все полотна, изображающие жизнь древнего монастыря, вошли в альбом «Псково-Печерский монастырь», который в начале 1929 г. был издан профессором Латвийского университета В. И. Синайским в Риге. Чуть позже там же часть картин этой замечательной серии была представлена на персональной выставке С. А. Виноградова.
Свою сопричастность природе художник ощущал на протяжении всей жизни, и особенно – в ее последние годы. Незадолго до своей смерти, осенью 1937 г., он писал:
«Золотая осень в неописуемой красе! Вода в озерах стала темно-синяя, а небо глубокое, темно-голубое… В липовую старую аллею как войдешь — она полыхает золотом… Все время в восторженном волнении от этой несказанной красоты я. А в дом войдешь — пахнет яблоками, антоновкой. Яблоки повсюду: на подоконниках глубоких окон… на столах, на полу в нежилых сейчас комнатах… А в кухне маринуют боровики, солят рыжики, все впрок на зиму. А пахнет-то как хорошо этими солениями. Никуда не хотел бы ехать из деревни. По луговинам, по жнивьям стелется паутина. В поле копают картошку, и на фоне серой земли яркими пятнами горят платки и платья копающих баб. Кончаются последние деревенские работы на полях. Взошли уже изумрудные озими. Что за краски всюду сейчас… Как хочется жить и писать…»
(Сергей Виноградов)
Жизнь распорядилась иначе: в январе 1938 года, провожая в последний путь художника К. С. Высотского, Виноградов простудился, слег с воспалением легких. Пытался работать, но здоровье не восстановилось, и 5 февраля 1938 года художника не стало.
Всматриваясь в судьбу этого человека, понимаешь, она сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. Сегодня его живопись живет, русскому человеку очень близка его ностальгия по уходящей жизни, по деревенским корням, по провинциальной России, где томится и радуется русская душа.
Мельников Павел Дмитриевич (1907-1987)
Его картины «дышат» стариной и в полной мере раскрывают необыкновенную красоту заповедного Изборского края. В единое целое слились на полотнах художника небо, вода и земля, мир природы и мир человеческого бытия, и он сам — автор, Творец. Его художественный почерк узнаваем, и в каждой картине чувствуется его душа — человека истинно русского, славянского.
Всё родом из детства: будущий художник родился студеным январским днем 1907 года в в крестьянской семье в Изборске. С детства проявилась в характере мальчика тяга к искусству, но учиться живописи всерьез ему не довелось. Так сложилась судьба, жизнь и ее суетные обстоятельства. После 6-летнего школьного обучения работал в хозяйстве отца.
Первые шаги в живописи сделал под руководством школьного учителя рисования Николая Ивановича Макаровского (брата выдающегося Изборского учителя, краеведа, председателя Изборского культурно-просветительного общества). С благодарностью вспоминал Павел Мельников и добрые советы упомянутого выше Сергея Арсентьевича Виноградова.
В 1928 году Павел Мельников уехал в Таллинн, где поступил работать на целлюлозно — бумажную фабрику. Жил напряженной внутренней жизнью, занимался самообразованием: собирал и изучал книги по истории и искусству, посещал художественные выставки, занимался живописью.
В одной из таллинских школ летом 1941 г. художнику удалось организовать персональную выставку, и по роковой случайности ее открытие состоялось 20 июня 1941 года - за два дня до начала Великой Отечественной войны. Картины начинающего художника бесследно пропали, с войны он вернулся инвалидом.
В начале войны художник участвовал в обороне Таллина, в 1943 в битве под Великими Луками. Был дважды ранен, перенес несколько операций.
«Вернулся в родной Изборск в ноябре 1944 года. Проработал два года в местной библиотеке, но после случая на утиной охоте окончательно подорвал здоровье. (Подстрелив на озере утку, полез за добычей в ледяную воду и очень сильно простудился). К букету «боевых болячек» добавилось хроническое воспаление легких. От адских болей, которые испытывал постоянно, не всегда спасали лекарства. Спасение находил в творчестве, ставшем для него настоящим счастьем»
(Поэт, журналист Валентина Игнатьева).
Это был тяжелейший период в жизни Павла Дмитриевича, ведь ее в буквальном смысле пришлось начать почти с чистого листа: из раннего периода творчества сохранились только две картины, написанные еще робкой рукой, - «Труворово городище» (1921 г.) и «Иней» (1927 ?). Почти 20 лет выпало из творческой биографии художника, и почти столько же потребовалось, чтобы нагнать упущенное и приблизиться к творческой зрелости.
У художника всё получилось: с 1962 года его картины уже появлялись на выставках в Изборске, Печорах, Пскове, а занятия живописью для него стали душевной необходимостью, смыслом всей творческой жизни.
На его полотнах изображен родной Изборск: древний и прекрасный город — воин на Северо-Западе Руси, обладающий уникальным ландшафтом с его холмами, перелесками, маленькими речками, озерами, древней крепостью и старинными храмами.
«Если его картины объединить в одно цельное полотно, то получится потрясающее панно жизни Изборска древнего и современного - жизни, совпадающей в пространстве и во времени. Она - то застывшая, словно прикованная к вечности крепостных стен и башен, то по-деревенски размеренная и неторопливая, тихая до безмолвия. О присутствии в ней людей может напоминать разве что одинокий огонек, освещающий окно простой избенки. Оглянись - все узнаваемо, все так и есть, но срабатывает не эффект фотографической точности, а эффект заложенного в каждую мельниковскую картину духовного, эмоционального переживания. Писал он свои пейзажи не столько кистью, сколько сердцем. Оно ему подсказывало и художественные решения (специального художественного образования не имел). Композиция, колорит, декоративная трактовка пейзажа или расстановка в нем архитектурных акцентов выбирались им по наитию, но это и придавало его работам самобытность...».
(Поэт, журналист Валентина Игнатьева).
Он умел передать на холсте атмосферу старины, при этом - выразить и народную простоту изборских пейзажей, и их национальный характер. Глядя на его полотна, невольно в сознании рождаются мысли о бренности человеческой жизни и о вечной жизни природы.
Нина Ульянова, псковский экскурсовод, журналист, автор фильмов «Легенды Словенских ключей», «Сказ о том, как пчела мужика тамбовского к Храму привела», рассказывающий об истории Мальского Спасо-Рождественского монастыря, однажды сказала о заповедной красе Изборска: «Побывав здесь однажды, вы никогда не уйдете отсюда: все лучшее и доброе, что в вас есть, останется здесь и ваш незримый двойник, словно безгрешный ребенок, будет восхищенно смотреть в бездонную синеву изборского неба...».
Удивительно, но ее слова в полной мере отражают сущность живописи Павла Дмитриевича Мельникова — безграничная любовь и восхищение земной красотой Изборского края наполняли его душу, жизнь, творчество. Не случайно, среди изборян бытует мнение, что художник смотрел вглубь земли и знал ее тайны... С огромной любовью изображая на своих полотнах древние каменные стены и башни Изборской крепости, храмы, удивительную природу и тихие улочки древнего города в разное время года, и выбирая для своих пейзажей разные точки обзора.
«Повезло Изборску с певцом его красоты, мощи, несокрушимости и пронзительной нежности. Изборск на холстах Мельникова – теплый и до боли родной. Каждый изборянин, будь он художником, с удовольствием подписался бы под работами Павла Дмитриевича»
(Ольга Кошелькова)
Его наследие огромно: и по художественно-историческому масштабу, и по тому неоценимому вкладу, который он внес не только в искусство, но и в историю Изборской земли.
В последние годы Павел Дмитриевич приобрел много друзей-поклонников его таланта, и среди них были профессор МГУ Н.М. Чернышев, московский художник А.А. Коробов, известный архитектор В.В. Косточкин, историк Т.Н. Михельсон. Впрочем, и сегодня его имя на устах, а его работы вызывают восхищение и любовь современного ценителя искусства. Они хранятся в Изборском музее-заповеднике, Печорском и Псковском музеях. И не только: еще при жизни художника каждый изборянин, уезжая жить в другой город, старался взять на память его картину, в результате чего сегодня его живопись и графика украшают дома изборян не только в Изборске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Таллинне, а так же в Швеции, Франции, Германии, Италии, Англии, Америке и других государствах. Одна работа – в Третьяковской галерее.
Умер самобытный художник 13 апреля 1987 года. Оставив о себе добрую память как о человеке глубокой ответственности, порядочности и небывалой силы духа.
«Упорство, трудолюбие и мужество, достойное истинно русского человека и творца, ответственного перед людьми и Богом за свой дар. Таким он и запомнится нам навсегда - на все времена <…> Осознаем ли мы, какое наследие оставил нам сын Изборской земли Павел Дмитриевич Мельников? Если бы собрать воедино все им созданное, осевшее в частных коллекциях, наверное, составилась бы огромная галерея. Но такой галереи никто из нас не увидит. Сохранить хотя бы то, что имеем, приумножить и, наконец, всерьез подойти к изучению его творчества. Составить каталоги, написать монографию, выверенную биографию. Мельников того стоит – его пейзажная живопись возвращает нас в отошедшую эпоху, к тому, что всегда будет сердцу мило и что осталось жить лишь на его холстах»
(Поэт, журналист Валентина Игнатьева).
*****
Символично – художники были знакомы, а в их творческой манере присутствуют общие грани и мотивы. Они явили миру удивительный мир - мир поэтической живописи, где есть место исконно славянской жизни, по которой скучает сердце по-настоящему русского человека. Взгляните и убедитесь сами...
Смотреть презентацию в развернутом виде >> >>
Голубева А.