Методическое пособие: часть 3. «Они родня по вдохновенью…»

«Они родня по вдохновенью…»:
Пушкин в творчестве современных художников Дмитрия Белюкина и Игоря Шаймарданова

Представляем Вашему вниманию третью часть коллекции методических сценариев по краеведению для педагогов, руководителей детского и юношеского чтения, преподавателей мировой художественной культуры о художниках - уроженцах или гостях  Псковской земли. Сегодня в центре внимания – имена  современных  художников – Дмитрия Белюкина и Игоря Шаймарданова. Совершенно разных - по манере и стилю, мировоззрению и художественному видению, но единых в выражении своей любви к заповедным Пушкинским горам и творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)Дмитрий Анатольевич Белюкин – современный художник, известный миру многогранностью своего таланта: автор исторических и жанровых композиций, пейзажист, живописец, график, книжный иллюстратор. Своим творчеством продолжает реалистические традиции русского искусства, следуя традициям русской классического искусства.

 

 «Классическое искусство всегда будет нужно людям, воспринимающим мир в гармонии, созданной Божьим промыслом. Приблизиться к этой гармонии - главная для меня задача»

(Дмитрий Белюкин)

Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, Член Союза Художников России и Московского Союза художников, член Творческого союза художников России и член Студии военных художников имени М.Б. Грекова – далеко не весь перечень званий и регалий, которые связаны с его именем.

Истоки таланта - заложены в детстве: будущий художник родился в Москве в 1962 году, в семье известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. В Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова получил блестящее образование, окончив факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов).

В 1986 году художник  с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.

«Всем, кто увидел в 1986 году дипломную работу студента Белюкина «Смерть Пушкина», было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру».

(Светлана Галаганова)

Его работы поражают своей красотой и тонким проникновением в историю России. Есть у него и циклы, посвященные русскому православию и трагическому прошлому России. В них можно увидеть храмы и монастыри России, а также пейзажи Святой Земли, Афона, Патмоса: «Рассвет на Синае», «Панорама Афона с вершины Святой горы», «Дорога к Храму». Но особенно известны его произведения, связанные с именем А. С. Пушкина. Это виды Михайловского, Тригорского и окрестностей. Лиричные, яркие и по-пушкински гармоничные.

«Поражает разнообразие мотивов: открытых пространств и замкнутых уютных уголков, задичавших лесистых зарослей и ухоженных аллей, крестьянских изб и колоннад барского дома, заболоченных луговин и обихоженных полей. Неповторимы виды Пушкиногорья и в разное время года…»

(Виктор Калашников)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)

«В Михайловском», «Осень. Аллея Керн», «Михайловское. Ссылка», «Михайловское. Первый снег»», «Пушкин и Языков в Михайловском», «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском», «П.А. Осипова с детьми в Тригорском весной 1813 года», «Пушкин в Михайловском» - каждое из полотен говорит о чуткости кисти художника, он с удивительной точностью уловил атмосферу пушкинской эпохи, ее дух, ее поэтическое содержание.

 «Пушкинская эпоха — самая любимая мною. Жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема…».

(Дмитрий Белюкин)

Свою неисчерпаемую любовь к Пушкинскому гению автор воплотил в серии иллюстраций  к одному из самых совершенных поэтических романов в русской литературе «Евгений Онегин». Каждую из работ исследователи называют уникальной, поскольку Дмитрий Анатольевич изобразил детали, нюансы моды и атмосферу того времени с энциклопедической точностью. Так, например, он обращает внимание зрителя на то, что «Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках. Кюлоты – это коротенькие штанишки по моде придворной XVIII века. Но Онегин, как Денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819-м году белые панталоны на выпуск. И вот это такой нюанс, который должен знать или исследователь этого времени, или обязан знать художник».

Кроме внимания к деталям, все работы этой серии характерны по точности изображения главных героев и по своему идейному содержанию. Как отмечает сам художник, роман «Евгений Онегин» является не только признанной «энциклопедией русской жизни», но и глубоко религиозной книгой, где удивительно тонко раскрыта русская душа, душа, в первую очередь, Татьяны.

 «Пушкин был влюблен в Татьяну, русскою душою». Эта книга – книга мудрости должна быть настольной для каждого русского человека и хороша для всех поколений. А для юных душ будет учебником православной жизни»

(Дмитрий Белюкин)

Дмитрий Анатольевич Белюкин (1962 г.р.)Работы художника – любимы и почитаемы публикой, ведь они возвращают нам нашу национальную живописную классику, основанную на традиционных ценностях, одна из которых – степенность и осмысленность жизненного бытия. «Нам всем стоит научиться останавливаться в безумном беге, суете, в которые мы погружены, - отмечает художник, - Время сегодня ускорилось, это факт – оно буквально утекает как песок сквозь пальцы. Знаменитую чудотворную лампаду в Иверском монастыре на Афоне подливали раньше раз в полгода, а сегодня это надо делать чаще, хотя состав масла не поменялся. Ныне час уже не прежний час, и сутки – не сутки. Но мне кажется, нам надо в ответ не ускоряться самим, усиливая тем самым общую суету, а чуть-чуть притормаживать – для молитвенного обращения в Богу, взгляда себе внутрь. Может быть, таким образом удастся немного замедлить этот процесс…».

Каждое полотно художника обращает наш взор в сокровенные уголки нашей души, напоминая о вечных  ценностях нашей жизни. Художник выбрал нелегкий путь, но он не встретит на нем конкурентов, ибо путь этот тернист и труден, и он – только для сильных духом и талантом.

 «Народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин стал на трудный, но бесконечно счастливый путь художнического служения. Его произведения ложатся в общую картину мира, создаваемую бессчётными поколениями художников. Его же трудами, как и трудами всякого честного художника, мир может стать хоть немного совершенней…».

(Виктор Калашников)


Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)Еще один современный художник, хорошо известный на Псковской земле – Игорь Дмитриевич Шаймарданов. Удивительный и талантливый человек,  картины которого полны жизнелюбия и душевности, свежести и пушкинской мудрости.

По профессии Игорь Шаймарданов — художник театральный, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России.  Он окончил Нефтекамскую художественную школу (1976-1979), художественное училище в г. Йошка-Ола (1979-1983). В 1985-1991 годах учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности художник-постановщик на курсе Дмитрия Владимировича Афанасьева и Геннадия Петровича Сотникова. Работал художником-постановщиком в Академическом драматическом театре им. А.С. Пушкина г. Пскова, в театрах Нефтекамска и Ижевска.

Художник провел множество персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Ижевске, в Пушкинских Горах.

Поэту посвящены десятки произведений и целые серии: 

  • 2001 г. - «Ситцевый Пушкин» (живопись) 
  • 2005 г. - «Михайловские царапки» (графика) 
  • 2006 г. - «Пушкинский календарь» (графика) 
  • 2010 г. - «Александру Сергеевичу хорошо!» (графика), «Пушкин и Арина Р» (живопись) 
  • 2012 г. - «Азбука Пушкиногорья» (графика) 
  • 2013 г. - «Новый старый Пушкин» (живопись) 
  • 2014 г. - «Мультпушкин» (графика) 
  • 2016 г. - «Повести Белкина» (графика) 
  • 2017 г. - «Пушкин, друг зайцев» (графика)

Почему же Пушкин? Да еще столь необычный...

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего....». 

(Игорь Шаймарданов)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)Художник уже много чего успел: оформил собственную «пушкиниану», собранную под одной обложкой в альбоме «Александру Сергеевичу хорошо!», составил «Азбуку Пушкиногорья», проиллюстрировал «Заповедник» Сергея Довлатова, проиллюстрировал пушкинские «Повести Белкина», создал серию картин к дню рождения няни поэта, Арины Родионовны, которую назвал незатейливо «День рождения Арины Р.», работал художником-постановщиком на праздниках поэзии в Михайловском, и, конечно, продолжал фиксировать деревенскую повседневность, где быт густо перемешан с чудесами.

Дебютной серией работ, посвященных Пушкину, стал покоривший сердца зрителей «Ситцевый Пушкин» (живопись). Это одна из самых необычных серий картин о жизни поэта в русской живописи. Она рассказывает нам о жизни Пушкина в сельце Михайловское. Но не совсем привычно. Здесь мы видим деревенского Пушкина, отдыхающего среди цветущих лугов Михайловского, или Пушкина, бредущего по окрестным полям или коротающего длинные ночи с горячо любимой няней… Такой живой, настоящий Пушкин...

«Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»

(Игорь Шаймарданов)

Вслед за «Ситцевым Пушкиным» появились «Михайловские царапки» - серия работ, выполненная особой техникой. Наметив общую композицию, автор «процарапывает» контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего втирает в лист масляную краску, выявляя сделанный ранее рисунок. 

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

В результате мы видим яркие, насыщенные картины, полные жизнелюбия и радушия. Здесь сквозит легкая ирония, но чувствуется дух времени. И вот мы уже вместе с великим поэтом и его друзьями Николем Языковым и Алексеем Вульфом летним вечером отправляемся в Михайловское, где няня Пушкина, Арина Родионовна, угощает гостей наливками и вареньями, а затем с рассветом идем назад, в Тригорское... Или видим Пушкина, слушающего нянины сказки, или Пушкина, катающегося на коньках... Или Пушкина, ловящего рыбу и любующегося звездами в тишине Михайловского... Обстановка пушкинского времени воссоздана с удивительной точностью, но поэт показан добродушным, простым, народным... Каким, он и был на самом деле! Это мир традиционного уклада, покоя, гармонии и единения с природой. Все то, что восхищало и привлекало Александра Сергеевича Пушкина в русской усадебной и деревенской жизни.

 «Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, в прохладу, и не только когда было тихо и жарко. он видел, что в природе все безгранично и почти ничто в ней не меняется. Она - вечность. Это только мы меняемся, люди»

(Музеевед С. С.  Гейченко)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Живую  пушкинскую хронику, воплощение времени, которое поэт провел в Михайловском, воссоздает «Пушкинский календарь» (графика)  Игоря Шаймарданова -  серия работ, где художник продолжает шутливую летопись жизни поэта в деревне, начало которой было положено в цикле «Михайловские царапки». Роднят новый цикл с «Царапками» и общий лирический тон, и техника, которую художник изобрел сам (бумага, игла, масло). Но особенно близок «календарь» «Царапкам» темой — деревни, природы, детства. Это воспоминания о самом хорошем, светлом и добром. Это извечное стремление возвратиться в тот счастливый мир звуков деревни: говор людей и лай собак, шорох полозьев на снегу и переливы гармошки, скрип колодезного «журавля» и пение птиц.

«У Пушкина на любое время года, на любой месяц и даже день есть поэтические строки.  Как этим не воспользоваться и не сделать пушкинский календарь! Вневременной календарь без обозначения дат, чисел и цифр. Перевернул страницу, посмотрел в окно, а там, «Уж небо осенью дышало...».

(Игорь Шаймарданов)

В 2011 году силами Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»  увидела свет и книга-альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» Игоря Шаймарданова, объединившая пять его «пушкинских циклов»:  это репродукции живописных и графических работ художника на пушкинскую тему, каждая из которых, по большому счёту, написана о бесконечном одиночестве поэта, художника, да любого человека думающего и творческого. 

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Каждая «картинка», как называет свои работы сам художник, имеет цитату-комментарий: иногда это несколько фраз из письма А. С. Пушкина или А. С. Пушкину, иногда – строфа из его стихотворения или небольшой фрагмент прозы, а иногда – и какие-либо анекдоты об Александре Сергеевиче из многочисленных мемуаров, оставленных его современниками…

Как отмечает автор альбома, самое ценное в нем - «не мои рисунки, но именно эти «комментарии» к ним из Пушкина». Потому что так каждый зритель открывает для себя имя и творчество великого поэта.

Кроме этого альбома, есть у Игоря Шаймарданова и своя «Азбука Пушкиногорья» (графика).

«Это витало в воздухе. Сейчас модно делать азбуки. Азбука Изборска, азбука Иерусалима, азбука дошкольника. И я сделал свою азбуку...». 

(Игорь Шаймарданов)

В эту книгу включены 33 листа авторской графики с комментариями и пояснениями относительно букв русского алфавита, снабженные известными стихотворными строчками поэтов Александра Сергеевича Пушкина и Николая Михайловича Языкова, выдержками из писем, воспоминаний, дневниковых записей. Каждая буква отражает понятия и определения, касающиеся преимущественно названий и заповедных мест Пушкиногорья и близлежащих окрестностей, а также отдельных имен и предметов, связанных с жизнью и творчеством поэта, и историей и современной жизнью Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Миихайловское». 

Например:

  • буква «Е» - еловая аллея в Михайловском парке посажена в 1780-х годах дедом А.С.Пушкина О.А.Ганнибалом. Старых ганнибаловских елей сохранилось всего пять; 
  • буква «К» - Кучане, или Петровское озеро... На берегу расположены деревни Михайловское, Петровское. Озеро находится на територии музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское».. и т.д.

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Все перечисленные работы и серии - это личностное видение самого художника, а вот непосредственно к пушкинскому Слову он впервые обратился в своей серии иллюстраций «Повести Белкина», которая полна внимания к деталям. Художник ведет зрителя по страницам пушкинского текста. Одна встреча сменяет другую: Сильвио, Марья Гавриловна и Бурмин, Адриан Прохоров и Шульц, Дуня и Самсон Вырины, Минский, Иван Петрович Берестов и его сын Алексей, Григорий Иванович Муромский и его дочь Лиза… Работы расположены в соответствии с пушкинским замыслом: от «Выстрела» до «Барышни-крестьянки». 

Совсем недавно, в 2016 году, благодаря Государственному музею-заповеднику А.С. Пушкина «Михайловское» была издана книга «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» с данными иллюстрациями.

Подводя итог, хочется порадоваться – несмотря на то, что художник живёт и работает в Санкт-Петербурге,  его жизнь и творчество неразрывно связаны с Псковской землей. Здесь он ищет вдохновения, здесь его знают и любят:.

«Меня знают в Пскове и как художника, который Пушкина рисует, и как театрального. Питер, конечно, не мой город, хоть я там почти тридцать два года. А вот Псков мой: мой масштаб, мой размер, мне уютно здесь. Я бы хотел посвятить остаток творческой жизни Пскову...». 

(Игорь Шаймарданов)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов (1964 г.р.)

Сегодня картины Игоря Шаймарданова находятся в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург), Музее-квартире Владимира Набокова (Санкт-Петербург), «Фонде современного искусства», Пушкиногорском музее-заповеднике, а также в других государственных и частных собраниях.

* * * * *

Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью…

(А. С. Пушкин)

Обращая пристальный взор в творчество этих удивительных художников, понимаешь, насколько гармоничны они в своей индивидуальной манере. Каждый из них явил миру свой индивидуальный голос, но они связаны воедино именем великого русского поэта, гения, объединяющего поколения, эпохи, сердца – А. С. Пушкина. И именно благодаря этой преемственности и верности истинно русским традициям живет, развивается и процветает наша культура. 

Смотреть презентацию в развернутом виде >> >>

Часть 1. >> >> Часть 2.

Голубева А.

Сего Дня

3 декабря 1800 года

3 декабря 1800 года

Указы Павла I о Никандровой пустыни. Указом императора Павла I численность монашествующей братии в С...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru