18 мая 2024 года - 99 лет со дня рождения Петра Павловича Оссовского.
(1925-2015)
Народный художник СССР, член-корреспондент Академии Художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин города Пскова.
Родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украинской ССР. Очень рано у него проявились художественные способности. Дед Петра Оссовского, Дмитрий Вертепов и его жена Юлия Шестаковская были актерами, основали собственную труппу, актрисой была и мать художника Мария Дмитриевна.
Семья Оссовских вскоре после рождения Петра переехала в Россию, и начальное художественное образование будущий живописец получил в средней художественной школе в Москве.
О первых годах свое жизни Петр Павлович рассказывал в одном из интервью: «Я родился в 1925-м. Начал рисовать очень рано, еще когда жил на Украине. Отца обвинили, что он белый поляк, а он был простой счетовод. Когда он узнал, что кто-то на него донес, то в один день увез семью в Нижний Новгород. Тем самым спасся, а то бы я был сыном врага народа. Тогда никто не разбирался, давали разнарядки — нужно столько-то шпионов найти, столько-то расстрелять, сослать. Люди ничего не знали об этом — они строили новое государство. Моя семья в 30-е годы переехала в Москву, сначала художественная школа, потом поступил в Суриковский, окончил. В 50-х начал выставляться».
Обучение в Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова проходило в мастерской Сергея Васильевича Герасимова - художника, который пытался расширить рамки преобладающего в то время социалистического реализма.
Работы Петра Оссовского регулярно стали появляться на выставках с 1954 года. Важным этапам стала его работа «Три поколения», показанная на выставке «Советская Россия» в 1960 году. Картина вызвала много споров, тогда же прозвучала характеристика, которая впоследстии стала главной чертой творчества художника и названием художественного направления - «суровый стиль».
Три поколения, 1960
В 1956 году Оссовский стал членом союза художников и отправился в творческую командировку по стране, а с 1961 года посетил Мексику и Кубу. Оссовский перешел к более упрощенному стилю, отказавшись в своих картинах от проработкии мелких деталей. За кубинскую серию художник награжден Серебряной медалью Академии Художеств СССР. Потом были Чехословакия, Венгрия, Польша, Италия и Англия. Эти зарубежные поездки явлились чрезвычайно важным моментом жизни художника. Именно там он почувствовал, что нашел свой собственный стиль.
Серия его более поздних итальянских и чехословацких работ в высшей степени самобытна. В Италии, которую он полуюбил как вторую родину, Оссовский работал в разлиных городах — Неаполе, Пизе, Риме, Венеции и других. Каждая картина колоритна и передает атмосферу конкретного города. В чехословацкой серии отражено подмеченное им различие между жителями и пейзажами Чехии и Словакии. Сочными красками изображена самая суть увиденного. Оссовский перешел от генерального направления социалистического реализма к изображению лаконичиных и простых форм четкими линиями и ясным цветом.
Прага, 1974
В 1979 году Петр Павлович был награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», в 1985 году он получил Государственную премию за цикл картин о Московском Кремле. Последовательно Петр Оссовский был избран членом-корреспондентом Академии Художеств СССР, секретарем правления Союза Художников СССР.
Петр Павлович Оссовский впервые приехал в Псков в 1966 году и его жизнь и творчество с тех пор неразрывно связаны с Псковским краем.
«Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры» - писал художник. Особое место в творчестве Оссовского заняли жители Псковской земли, он подолгу жил в Пскове; посещал Изборск, Пушкинские горы, Талабские острова. Множество картин посвящено пейзажам, архитектуре и людям древной русской земли.
Псковщина стала любимым краем Оссовского, он часто называл ее своей духовной родиной.
Первая персональная выставка художника на Псковской земле состоялась в его 50-летие в 1975 году. За долгие годы художник более 80 картин подарил псковским музеям, часть работ вошли в авторский альбом «На земле древнего Пскова».
Псковские циклы картин среди которых «На земле древнего Пскова», «Пушкинская элегия», «Псковская Трилогия: Рыбаки, Сыновья, Кузнецы» - эпические произведения, выражающие размышления художника о самой сущности жизни и веры людей, предки которых жили в приграничье русской земли. В более позднем периоде творчества Оссовского обратился к стилистике псковской школы иконописи.
В честь 125-летия Псковского музея-заповедника, в апреле 2001 года художник подарил музею 45 своих произведений.
Изборск, 1982
В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник создал авторскую экспозицию «Росписи Изборской Палаты — Русской словесности и православной веры». В настоящее время она расположена во флигеле усадьбы купца Анисимова в музейном квартале Изборского музея-заповедника. В Пушкинском музее - заповеднике «Михайловское» находится постянная экспозиция «Пушкин и земля Псковская», в Псковском музее -заповеднике «зал Оссовского» экспонирует его цикл «Псковские мотивы».
11 июля 2008 года Петру Павловичу Оссовскому Псковской городской Думой присвоено звание «Почётный гражданин г. Пскова».
Персональные выставки Петра Оссовского проходили с успехом в Риме, Братиславе, в Москве, Праге, Банска-Быстрице, Пскове, Владимире, Муроме, Волгограде, Пензе, Чебоксарах, Ульяновске, Уфе, Владивостоке, Уссурийске, Красноярске, Томске и других городах.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее, многих региональных музеях, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.
Труд живописца был оценен и публикой и государством. В 1970 году он получает звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1975 году - «Народный художник РСФСР», августе 1989 года - «Народный художник СССР», в 2012 году «Заслуженный художник Украины».
Оссовский был награжден орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденами Дружбы и Почёта.
Автопортрет. Белый квадрат холста. 2003
Петр Оссовский написал книгу «На земле древнего Пскова: Записные книжки художника», которая вышла в Пскове в 2003 году. В ней он рассказывал о предыстории картин, озданных на Псковской земле. Художник пишет о встречах с людьми и историях, услышанных от жителей Талабских островов и Пскова. Петр Оссовский тепло вспоминает людей, с которыми его свела судьба на Псковщине: замечательная троица реставраторов Всеволод Смирнов, Борис Скобельцын и Михаил Семенов, кузнецы Кирилл Васильев и Петр Ефимов, рыбаки и пахари.
Петр Павлович.Оссовский ушёл из жизни в Пскове на 91 году жизни 1 августа 2015 года на 91-м году жизни. Похоронен в Изборске на древнем кладбище на высоком берегу над Городищенским озером.
Подводя итоги, художник писал: «Оглядываясь на пройденный мною путь я пришел к выводу, что несмотря на догмы и каноны социалистического реализма мое творчество и творчество моего поколения продолжало традиции неугасающего русского реализма.
Русский реализм, в отличии от социалистического всегда ставил своей главной целью служение России и ее народу, а не службе модным течениям, государственным структурам и политическим партиям».
С деятельностью художника знакомит виртуальная выставка "Творчество Петра Павловича Оссовского на Псковской земле".
Дополнительные материалы:
Левин, Н.Ф., Русанова, Л.Ф. В служении Пскову: Почётные граждане г. Пскова: (биобиблиографический сборник) /Н.Ф.Левин, Л.Ф. Русанова. - Псков: Издательство АНО ЛОГОС, 2008. – С. 116 - 117: фот. - (К 1105-летию первого упоминания Пскова в летописи).
Оссовский Петр Павлович. На земле древнего Пскова : [Альбом] / Оссовский Петр Павлович / Авт. вступ. ст. Н. Фомина. - М. : Советский художник, 1977. - 32 с.
Оссовский Петр Павлович. На земле древнего Пскова : записные книжки художника / Оссовский Петр Павлович - Псков : Псковская областная типография, 2003. - 130, [1] с. - Экземпляр с инвентарным номером 1788B с автографом автора.