(17 (29) марта 1835, Петербург - 28 ноября (11 декабря) 1904, Петербург), художник
С 1852 года учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. Был участником "Бунта четырнадцати", возглавленного И. Н. Крамским. В 1863 году покинул Академию художеств, стал одним из членов-учредителей артели художников. С Товариществом Передвижных Художественных выставок отношения у Александра Ивановича не сложились. Вероятно, потому, что его больше привлекали природа в гармоническом состоянии и человек в полном единении с природой, нежели социально-обличительное направление искусства передвижников.
Писал поэтические жанровые сцены на темы быта русской деревни и пейзажи. А. И. Морозов, ученик К. П. Брюллова унаследовал от своего учителя любовь к пленерному решению жанровых работ. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным продолжателем венециановской традиции во второй половине ХIX века. Оттого критики А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь и назвали его "запоздалым венециановцем".
Наиболее значительной в творчестве Морозова является работа "Выход из церкви в Пскове"(1864). Картину купил П. М. Третьяков.
Художник писал картину непосредственно с натуры. Целое лето он работал в Пскове. На ней изображена сцена, представляющая выход горожан из Варлаамовской церкви (на Запсковье) в Пскове. Вместе с тем это типичная сцена жизни русского провинциального города.
Здесь все социальные слои городского населения - барыни и купчихи, купцы, крестьяне, нищие. В изображении каждого персонажа живописец добивается острохарактерных черт. Очень убедительно социально-критическое начало в картине.
Действие происходит в солнечный день. В картине необычайно много света и воздуха. Колорит отличается чистыми и прозрачными красками. Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света.
А. И. Морозов оставил немного картин, поскольку вынужден был зарабатывать на жизнь нетворческой работой : давал частные уроки, делал заказные портреты, писал иконы, преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге. Все картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших российских музеях.
Литература:
- Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII-начала XX (до 1917 года). - М.: Изобраз. искусство, 1984. - 720 с.: ил.
- А.И. Морозов [электронный ресурс]. -Режим доступа :URL:http://www.artsait.ru/art/m/morozov/main.htm (дата обращения 30.04.2015).