Мой город милый, голову склоняю
Перед твоей неброской красотой.
Дыхание Отчизны ощущаю
В душе твоей, надёжной и простой
Добро и зло чередовали строки Истории.
Нам не забыть о ней.
И память бережно хранит дороги
Судьбы твоей, созвучною с моей.
Цветут сады, и с радостным волнением
Жизнь обновляет вечная весна.
С её животворительным стремленьем
Живи и хорошей, родная сторона.
/Евгений Шеметовский/
Слово "дно" в русском языке имеет много значений, в том числе и такие: самая низменная часть долины; основание стога; остатки большого костра углежогов; слои почвы, который лежит под пахотным слоем и т.д. В древнерусском языке, по-видимому, слово имело и некоторые другие значения. Конкретизировать происхождение названия селения уже практически невозможно.
Начинался город с нескольких десятков дворов, но постепенно рос, крепчал. Не миновали город частые в те времена несчастья: голод, эпидемии, мор. Тогда город почти угасал, люди уходили из этих мест, но ни разу Дно не исчезал с карты России. Удачное местоположение города способствовало созданию дорог, так нужных крепнущему Российскому государству. Сначала здесь пролегли дороги со станциями, лошадьми, ямщиками, затем - железные дороги, идущие в разных направлениях через Дно. Это диктовало развитие города, состав населения,промышленность и к началу XX века Дно стал одной из важнейших железнодорожных станций северо-запада России. Впервые деревни Дно Большое и Донце Меньшое упоминаются в новгородских писцовых книгах в начале XV века (XI век).
Историческое прошлое Дновского района - Библиотечный портал Псковской области.
Расположенный на перекрёстке железных дорог, город Дно и в гербе своём соединил воедино схематически пересекающиеся железнодорожные пути и здание красавца-вокзала. А вокзал в Дно действительно красив — двухэтажное здание, построенное в стиле сталинского ампира с огромными арочными окнами, украшенная лепниной башня, из многозубчатой короны которой высоко в небо взметнулся шпиль, увенчанный гербом.
Здание железнодорожного вокзала за период своего существования четырежды меняло свой облик - от первого, чисто "декоративного", но привлекательного вокзальчика, до более внушительного и комфортабельного, настоящего монолита из красного кирпича с тремя башенками и вокзальными часами, который был разрушен в годы войны.
Современный вокзал построен в стиле сталинского ампира в 1952 году и имеет симметричную форму с 8-метровым шпилем, венчающим центральную башню здания. Эта башня является символом города Дно. Фасады прорезаны с двух сторон широкими арочными окнами.
Дновский район расположен в северо-восточной части Псковской области. Был основан в существующих границах в 1935 году, в 1944 году вошел в состав образованной Псковской области из состава Ленинградской области. Площадь территории - 1,2 тыс. кв. км (2,3% территории Псковской области).
Археологических раскопок в Дновском районе не проводили, поэтому о каменном веке или веке бронзы в этих местах пока ничего не известно. Но древние захоронения-курганы свидетельствуют о том, что, по крайней мере, тысячу с лишним лет назад здесь жили люди.
Территория нынешнего Дновского района прилегала к важным водным и сухопутным дорогам и была заселена уже в начале нашего тысячелетия. По реке Шелонь проходила часть водного пути из Новгорода в Псков. Из Шелони суда входили в ее левый приток - Узу, волоком перетаскивались в Череху, из Черехи выходили в Великую и прибывали в Псков. Через Шелонь проходил и другой водный путь - от Новгорода к Чудскому озеру.
Во времена феодальной раздробленности земель земли Шелони принадлежали Господину Великому Новгороду - вечевой республике. Сейчас это территории Дновского района.
Многие деревни погостов были монастырскими. Деревни Дно и Дно Малое (или Донце Меньшое) принадлежали Козьмодемьянскому монастырю.
В описи 1552-1553 годов Донце Меньшое уже не упомнается. Оно или запустело после эпидемии чумы в 1550 году, или слилось с Дно Большим.
В 16 веке Московское правительство большое значение придавало ямской гоньбе. Для этого на дорогах устраивались "ямы" - специальные станции с лошадьми и ямщиками. Крупный ям был основан в Опоках - центр погоста, в который входили современные дновские деревни Юрково, Тресно, Нива, Костыжицы и др. Во время Ливонской войны здесь проходили войска Ивана Грозного. В конце 17 начале 18 века по ней шли в Прибалтику войска Петра I, чтобы окончательно утвердиться на берегах Балтийского моря.
В описи Дно 1576 года записано, что Дно принадлежало крупному помещику, родственнику первого царского опричника Малюты Скуратова Афанасию Васильевичу Бельскому. По-видимому, Дно и многие близлежащие деревни попали в опричнину - особое владение царя и его телохранителей - опричников.
Во второй половине 19 века помещиками в Дно были Абадуров и Ноинский. В 1893 году началось строительство железной дороги Бологое-Псков. Дно стало одной из шестнадцати станций Московско-Виндавской железной дороги.
С 1894 по 1897 год построено паровозное депо станции Дно. Станция росла. К 1911 году насчитывалось 1750 жителей. В 1917 году на станции Дно был задержан поезд с последним русским императором Николаем II перед отречением его от престола.
В 1925 году железнодорожный поселок Дно получил статус города. В 1927 году город принял на себя заботы о районе площадью в 1170 кв. км.
До Великой Отечественной войны в городе Дно было почти 15 тыс. жителей. В первые дни после освобождения их насчитывалось всего несколько сот. В конце апреля - начале мая 1944 года в Дно прибыл строительно-восстановительный отряд управления железной дороги. В 1949 году местная промышленность превзошла довоенный уровень производства. К 1953 году в городе работали одиннадцать промышленных предприятий, две больницы, две средние школы, детский дом и детский сад, два клуба и кинотеатр.
Железнодорожное хозяйство Дно в постоянном развитии. Изменился облик самого города. К югу и к северу от железной дороги поднялись два микрорайона четырех- и пятиэтажных домов. Изменяется и облик села.
В локомотивном депо имеется музей, в котором собраны ценные материалы по истории железнодорожного узла.
Численность постоянного населения района на 1.01.15 года составила 11,840 тыс. человек .(8089- городское, 3751 - сельское). В состав Дновского района входит 1 городское и 5 сельских поселений.
Территория района расположена на Шелонской низменности. Основу экономики района составляет железнодорожный транспорт, сельское хозяйство.
История Дновского района хранит немало воспоминаний. В начале XX века в деревне Полосы Дновского района располагалось имение Карамышевых. Здесь стоял двухэтажный барский дом, была конюшня, до сих пор сохранилась система искусственных прудов. Но время не пощадило усадьбу. Барский дом был разрушен полностью, о нем сейчас напоминают лишь остатки каменной стены, ограждавшей когда-то усадьбу.
Мы приглашаем Вас, дорогой читатель, познакомиться поближе с историей, культурой Дновского края! В начале данной статьи Вы найдете имена людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие региона: литераторы, художники, архитекторы и, конечно, исторические имена... Добро пожаловать на культурную карту Дновского района!
Знаменитые люди на карте Дновского района:
- Ладинский Антонин Петрович - поэт, прозаик