Пархоменко, Владимир А.
Древне-русская княгиня святая равноапостольная Ольга (вопрос о крещении ее). - Киев : Б. и., 1911. - 26 с.: ил. Читать полный текст
Копия документа сделана с подлинника, хранящегося в Казани, в одном из старейших книгохранилищ России - научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского Приволжского Федерального Университета.
Для читателя предлагается в связи с 1110 - летием упоминания Пскова в летописях.
Документ был любезно предоставлен краеведом и уроженцем Пскова, профессором КФУ Г.С.Егоровым в 2002-м году.
Автор монографии, Владимир Александрович Пархоменко, историк, профессор, специалист в области истории Киевской Руси. Родился в семье провинциального полтавского священника. Долгие годы проживал на Полтавщине. Работал в Киеве.
Известны его труды:
Фонд РГБ:
Пархоменко, Владимир Александрович (1880-1942).
Древнерусская княгиня святая равноапостольная Ольга (вопрос о крещении ее)/ [Владимир Пархоменко] .- Киев : тип. "С.В. Кульженко" , [1911] .- 26 с., 1 л. ил. ; 34 см .- Авт. указан в конце текста Без тит. л.
http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=7942
Пархоменко, Владимир Александрович (1880-1942) Церковная политика Ярослава Мудрого / [Владимир Пархоменко] Харьков : Епарх. тип., 1913
W 74/676
(Электронный ресурс) http://www.rsl.ru/ru
http://dlib.rsl.ru/01003807688
Пархоменко, Владимир Александрович (1880-1942) Конец старой Малороссии : (1733-1788 годы в истории левобереж. Украины) / Вл. П-ко
A 219/1316 Киев : типо-лит. Н.А. Гирича, 1906.
Пархоменко В. А. и «Слово о полку Игореве»
Источник: http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-0151.htm
ПАРХОМЕНКО Владимир Александрович — историк, автор работ по истории восточнославянских племен и Киевской Руси.
Статьи Пархоменко В.А. содержат некоторый материал для комментариев к памятнику «Слово о полку Игореве» В частности, разыскания историка помогают реконструировать судьбу Тмутаракани, упоминаемой в «Слове…»
В статье «Три центра древнейшей Руси» П. доказывает, опираясь на вост., рус. и визант. источники, что в IX—X вв. на Руси было три гл. племенных центра — Киев, Новгород и Тмутаракань, и выясняет причины их разъединения. Дальнейшая история слав. населения Прикавказья представляется исследователю так: в кон. X — нач. XI в. Тмутараканское княжество достигает своего расцвета, однако постепенно, под напором кочевников — печенегов и половцев, начинается миграция славян в приокскую обл. — это были вятичи, часть их двинулась дальше на запад, где, смешавшись с радимичами, они оказались предками нынешних белорусов. Поэтому уже в XII в., пишет П. в др. заметке, для автора С. Тмутаракань — «земля незнаема».
В заметке, рассматривающей отражение половецкого эпоса в рус. источниках, П. высказал предположение, что к половецким песням восходят в летописи, кроме известной истории Оря (Ипат. лет. под 1201), сообщения о спорах в половецком стане в 1103 (читается в Лавр. и Ипат. лет.) и похвальба Севенча Боняковича (Ипат. лет. под 1151). П. считает, что находящийся в С. разговор Гзака и Кончака также заимствован из половецкого эпоса.
Соч.: Три центра древнейшей Руси // ИОРЯС. 1913. Т. 18, кн. 2. С. 79—87; Вопрос о времени существования и месте нахождения Тмутаракани: Тез. докл. // Бюллетень № 4 Конференции археологов СССР в Керчи. Четвертый день — 8 сент. 1926 г. С. 4; К вопросу о Тмуторокани [отклик на статью: Мавродин В. В. Славяно-русское население нижнего Дона и Северного Кавказа в X—XIV вв. // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1938. Т. 11. С. 231—273] // Историк-марксист. М., 1939. № 1 (71). С. 195—197; Следы половецкого эпоса в летописях // Проблемы источниковедения. М.; Л., 1940. Сб. 3. С. 391—393.
Лит.: Головенченко — 1955. С. 256, 349.
Борис Дмитриевич ГРЕКОВ
B. А. Пархоменко одним заголовком своей книги «У истоков русской государственности» (1924 г.) говорит о своем понимании Киевской Руси. Содержание книги в этом отношении дает гораздо больше. Сам автор в предисловии так излагает свою задачу: «Данная работа представляет собою попытку рассмотреть вопрос о начале государственности у восточных славян с сосредоточением внимания на факторах, действовавших на образование нашей государственности раньше норманизма и помимо него». Подходы автора к решению задачи кажутся заслуживающими признания потому, что он представляет себе Киевское государство не выходящим в готовом виде из пены морской, а рождающимся в результате длительного процесса, изучать который нужно с того момента, когда какие бы то ни было намеки источников (письменных и неписьменных) позволяют о нем говорить. Автору действительно удается разыскать такие источники, и свою задачу проследить древнейшие судьбы восточного славянства до «призвания варягов» он в значительной мере выполнил.