Василий Филиппович Маргелов (27 декабря 1908, г. Екатеринослав – 4 марта 1990, Москва), Герой Советского Союза.
У нас в России, было немало военачальников-победителей, про которых солдаты говорили: если он будет с нами, то и победа будет за нами. К таким победителям принадлежал и Василий Филиппович Маргелов – один из основателей современных ВДВ и уж точно – воспитатель воинского духа и традиций десантников, сохранившихся до сего времени. Того самого духа, когда и в плен не сдаются, и за други своя костьми готовы лечь, и поражений не знают. Да и сама судьба Маргелова удивительна и легендарна.
«Мы Войска Дяди Васи» - говорили и говорят десантники. И это доверие – высшая заслуга, которую может иметь военачальник.
Еще на первом курсе курсанты должны знать боевую биографию Маргелова. Знать, что он прошел финскую войну, где отличился тем, что взял в плен офицеров шведского Генерального штаба. Перед Великой Отечественной войной, в звании майора, командовал дисциплинарным батальоном, а в самом начале войны – уже полком морских пехотинцев, которых даже фашисты прозвали «черной смертью»..
В 1944 году, в должности командира стрелковой дивизии, был удостоен звания Героя Советского Союза, стал генерал-майором, участвовал в освобождении Украины, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Имел девять ранений. Участник знаменитого Парада Победы в Москве.
После войны Маргелов два года командовал в Пскове 76-й Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, потом воздушно-десантным корпусом, а в 1954 году был назначен командующим ВДВ, пробыл в этой должности более двадцати лет и дослужился до звания генерала армии.
В войсках о Василии Филипповиче ходило немало легенд – тоже верный признак солдатской любви. Мало сказать о его суворовской заботе о простом солдате, питании и здоровье воинов. Он, не будучи по военному опыту десантником, совершил первый в жизни прыжок с парашютом в возрасте сорока лет и в звании генерала. Мог бы не делать этого, а сделал.
Он же, спустя много лет, добился, чтобы десантники, как и морские пехотинцы, получили право носить тельняшки, тем самым узаконивая принадлежность десантников к высшей армейской элите.
Строг, но справедлив, говорили о нем. Когда родилась идея десантировать экипаж БМД внутри машины, чтобы техника сразу же после приземления могла вступить в бой, Маргелов доверил это смертельно-опасное дело не стороннему офицеру, пускай и «отличнику боевой и политической подготовки», а своему сыну Александру, тогда еще майору и, говорят, лично закрыл за ним люк БМД. Приземление вышло удачным. Отец обнял сына и сказал по-военному сухо: «Не посрамил, молодец», хотя можно представить, что пережило отцовское сердце, когда из появившегося над площадкой самолета, отделившись, начала падать боевая машина.
Мне пришлось принимать участие в Афганской войне, и я, тогда молодой офицер, сам убедился в стойкости и мужестве десантников. Не могу сказать, чтобы мы часто вспоминали Василия Филипповича, не до того было. Но десантные традиции соблюдали и всегда гордились, что служим в десантных войсках.
К этому времени Василий Филиппович уже не был командующим ВДВ, ему перевалило за восьмой десяток и незадолго до начала военных действий в Афганистане, он был назначен генеральным инспектором при министре обороны СССР, курирующим Воздушно-десантный войска. Но и в этой должности он как бы незримо оставался с нами – и в бою, и в быту. Таким он и остался – легендарным военачальником – в памяти десантников и в истории русской армии.
А. С. Артёменко,
гвардии подполковник запаса
Читать в ЭБ: