14 октября 1948 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах улучшения охраны памятников культуры» и утвердил одноименное «Положение» об охране памятников. В соответствии с этими документами ответственность за охрану и надзор за содержанием исторических, архитектурных, археологических памятников, братских захоронений и памятников Великой Отечественной войны возлагался на исполкомы областных и краевых Советов депутатов трудящихся. Во исполнение Постановления повсеместно следовало приступить и в течение года - до 1 октября 1949 г. - закончить паспортизацию всех видов памятников, расположенных на территориях областей и республик страны. Списки памятников общесоюзного и республиканского значения не позднее первой декады ноября 1949 г. надлежало рассмотреть и утвердить исполкомами областных Советов, а затем представить их в Совет Министров РСФСР (ГАПО, ф. 903, оп.1, д. 663, л. 272).
После получения Постановления Правительства на местах следовало ожидать аналогичных решений областных органов Советской власти. В ряде областей так и произошло: Постановление союзного Правительства было подкреплено соответствующими решениями облисполкомов. В Псковской же области, богато насыщенной разнообразными памятниками, с самого начала была допущена неоправданная недооценка вопроса, акцентированного в Постановлении Совета Министров СССР. Решения облисполкома на этот счет не последовало, и работу по учету и паспортизации памятников проводил лишь областной отдел культпросветработы. Ему оказывал содействие областной краеведческий музей, но поскольку районные Советы соответствующих указаний облисполкома не получили, то в проводимой работе участия почти не принимали. Поэтому в установленные Правительством сроки сделать удалось немногое, а начатая работа была далека от завершения.
«В области проделана некоторая работа по учету и паспортизации памятников...», - отмечалось в отчете областного отдела культпросветработы за 1949 г. На 1 января 1950 г. в Пскове и области произведена паспортизация 153 исторических и 25 археологических памятников. Полностью закончили паспортизацию памятников, согласно списков первичного учета, только в г. Пскове, Палкинском, Островском и Плюсском районах.
Крайне медленный темп паспортизации исторических и археологических памятников объясняется тем, что областной отдел культпросветработы своевременно не придал должного значения работе по учету, паспортизации и охране памятников, которые должен был утвердить облисполком.
Составление списков первичного учета памятников было поручено Псковскому областному краеведческому музею, который к выполнению этой работы отнесся безответственно. Списки первичного учета, в которые были включены 589 исторических и 327 археологических памятников, были составлены неточно и неправиль-но.,. . Кроме того, эти списки не были представлены на рассмотрение облисполкома. Работа по паспортизации в летний период в основном проводилась лишь директором музея Ларионовым, без привлечения научных сотрудников, учителей, студентов и другого актива, способного проводить эту работу.
Отдав распоряжение о проведении паспортизации и выслав бланки паспортов в районные отделы, областной отдел культпросветработы не обеспечил должной консультации и пустил эту работу на самотек, в результате большая часть паспортов была заполнена неправильно, небрежно и неграмотно. Неудовлетворительно проводили работу. По паспортизации в 1949 г. Псковский, Печорский, Дедовичский, Полновский, Пушкиногорский, Пожеревицкий районные отделы культпросветработы. Таким образом, паспортизация памятников в сроки, установленные Комитетом в 1949 г., выполнена не была. Средства, отпущенные на паспортизацию в сумме 35 тыс. руб., были освоены только частично: израсходовано всего 8612 руб. 93 коп...» (ГАНИПО, ф. 1219, on. 1, д. 844, л. 53).
Отчет составлялся в начале 1950 г. уже новым руководителем областного отдела культпросветработы Е.Я. Давыдовым, т.к. прежняя заведующая Е.М. Петрова была освобождена в связи с кадровой «чисткой» по «Ленинградскому делу». Кадровые перестановки в конце 1949-1950 гг. коснулись всех звеньев партийного и советского аппарата, общественных организаций и учреждений Псковской области, что тоже не могло не сказаться на работе по учету и паспортизации памятников. К тому же в сильно пострадавшей в годы войны и возрождавшейся к жизни области трудно было выделить какие-то приоритетные направления: восстанавливать приходилось буквально все. Руководители области, городов и районов в этих условиях главным неизбежно видели обеспечение населения продовольствием и жильем, элементарными коммунальными удобствами. Важен был подъем сельского хозяйства, а до учета и паспортизации памятников у них порой «не доходили руки». Новым же руководителям оказалось весьма удобным свалить всю вину за срыв выполнения Постановления Правительства на своих предшественников (с которых она, естественно, полностью не снимается).
Только 28 марта 1950 г. Псковский облисполком принял, наконец, решение «Об итогах паспортизации исторических и археологических памятников в 1949 г. и мерах по улучшению их содержания и охраны». Повторив основные положения Постановления союзного Правительства от 14 октября 1948 г. и акцентировав внимание на установленных им сроках, облисполком подчеркнул, что «в силу преступной беспечности прежних руководителей Псковского облисполкома (Перегуд, Яковлев) и бывшего руководителя отдела культпросветработы Петровой это мероприятие в 1949 г. осуществлено не было, и Постановление Совета Министров СССР, так же, как и другие правительственные документы, по вопросу охраны памятников культуры осталось без движения».
«Придавая особое значение улучшению охраны и содержания исторических и археологических памятников союзного и республиканского значения», Псковский облисполком возложил охрану и надзор за ними на отделы благоустройства, предприятия, учреждения, организации и исполкомы сельских советов, на территории которых находились памятники, с обязательным соблюдением установленных охранных зон. Площадь охранных зон устанавливалась «в зависимости от размеров и значения памятника», а завершить работу по их определению надлежало в срок до 1 июня 1950 г. До 1 мая 1950 г. предстояло привести в порядок все братские захоронения времен Великой Отечественной войны, в первом полугодии 1950 г. на исторических памятниках (прежде всего архитектурных) установить мемориальные доски.
Как в Постановлении Правительства, так и в решении Псковского облисполкома речь о памятниках археологии специально не шла, эти документы касались всей совокупности памятников культуры. Но в отношении памятников археологии облисполком предписал: «Запретить на территории области производить раскопку или разрытие археологических памятников в хозяйственных или других целях, а также производить археологические разведки и раскопки без специального разрешения».
Контроль за охраной и содержанием исторических и археологических памятников возлагался на областной отдел культпросветработы и его местные органы, с целью популяризации памятников рекомендовалось разработать и организовать чтение цикла лекций, связанных с прошлым Пскова и области, разработать маршруты экскурсий по историческим местам, освещать эти вопросы в периодической печати и через радиовещание.
Облисполком обязал областной отдел культпросветработы закончить всю работу по паспортизации памятников в срок до 1 сентября 1950 г. и утвердил для этого состав специального совета: Е.Я. Давыдов (заведующий областным отделом культпросветработы, председатель совета), директор областного краеведческого музея И.Н. Ларионов, научный сотрудник музея М. Г. Властелица, сотрудник комитета по радиовещанию А.К. Семенова, инспекторы отдела культпросветработы В. К. Синявский и А. А. Разумовский. После завершения работы списки учтенных и паспортизированных памятников требовалось представить на утверждение облисполкома (ГАПО, ф. 903, оп.1, д. 663, лл. 272-273).
Тогда же, 28 марта 1950 г. облисполком утвердил первый список исторических и археологических памятников, на которые уже имелись паспорта. Список был составлен по схеме:
памятники общесоюзного значения; памятники республиканского значения:
а) исторические памятники (здания),
б) исторические памятники (не здания),
в) памятники археологии,
г) братские могилы.
Всего в список было занесено 240 различных памятников, среди которых памятники археологии занимали небольшую долю: их значилось всего 34. В списке указывались их названия и местонахождение, приводилось краткое описание. Среди памятников были как известные по летописным данным, так и открытые позднее - Псковским археологическим обществом в дореволюционные годы и совсем недавно: городища, курганы, могильники. Из городищ в списке значились: Труворово городище и Городок в Печорском районе, Камно - в Псковском, Савкина горка, Воронич и Велье - в Пушкиногорском, Полякова мыза - в Порховском, Городок - в Плюсском, Вышгородок - в Пыталовском, Вышегород - в Пожеревицком, Кобылье городище — в Середкинском, Врев - в Сошихинском и др. Обозначен был и ряд курганных групп: в деревне Подолешье Гдовского района, Ведрилово - Новосельского (5 курганов), Ямищи - Новоржевского (15 курганов), Пустое Воскресенье - Островского (2 кургана), «Богатырские могилы» у д.Тайлово (3 кургана) и д. Лезги (33 кургана) - Печорского района и др., а также единичные курганы (ГАПО, ф. 1853, оп. 1,д.48, лл. 12-16).
Утвержденный облисполкомом первый список вобрал в себя лишь небольшую часть имевшихся в области памятников, которых по .данным первичного учета числилось более 1 тыс. (в том числе 323 археологических) (ГАПО, ф. 2271, on. 1, д. 24, лл. 5-7). Работу по учету и паспортизации памятников предстояло продолжить и завершить в установленный облисполкомом сравнительно сжатый срок. Решение же облисполкома от 28 марта 1950 г. сказалось на ней самым положительным образом, т.к. приковало внимание к вопросу не только учреждений культуры, но и районных и сельских Советов. "Прежде всего, в штате областного отдела культпросветработы была введена должность инспектора по охране исторических и археологических памятников (ГАНИПО, ф. 1219, on. 1, д. 945, л. 87). Первоначально ее занимал В.К. Синявский, а позднее М. Игнатьев. Вслед за облисполкомом вопросы о ходе и итогах паспортизации исторических и археологических памятников стали обсуждать и райисполкомы. 17 мая 1950 г., например, вопрос «Об итогах паспортизации исторических и археологических памятников в 1949 г. и мерах по улучшению их содержания и охраны» рассмотрел Псковский райисполком. Основные пункты принятого им решения в основном повторяли решение облисполкома, но райисполком возложил ответственность за охрану и надзор за памятниками на исполкомы сельсоветов, постановил до 15 июня все памятники привести в порядок, вокруг них установить охранные зоны в размере от 2 до 5 погонных метров, в срок до 15 июля 1950 г. поставить охранные знаки. В течение 1949 т. на территории Псковского района было выявлено 22 археологических и 4 исторических памятника, но 18 из них еще не были паспортизированы, поэтому райисполком предписал закончить паспортизацию всех памятников в срок до 1 августа 1950 г. (ГАПО, ф. 1853, оп. 1,д.49,лл. 1-2).
Аналогичные решения принимались и другими райисполкомами области - в основном в течение мая-июня 1950 г., хотя отдельные из них затянули рассмотрение вопроса до августа. Райисполкомы утверждали и списки выявленных и паспортизированных памятников. Почти всюду отмечалось, что эта работа проводилась очень медленно и даже недооценивалась. Новоржевский райисполком, например, 20 июня 1950 г. признал ее неудовлетворительной, т.к. на 15 июня было «взято на учет и паспортизировано всего 5 исторических и 1 археологический памятник», а «содержание паспортов крайне плохое». Середкинский райисполком 8 августа 1950 г. подчеркнул, что «в сельсоветах допущены серьезные недостатки в деле выявления, учета и охраны исторических курганов и братских могил» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 49, лл. 9, 13).
Форма бланков паспортов на исторические памятники и памятники археологии (они имели различия) была утверждена 24 июня 1949 г. Статуправлением РСФСР и содержала несколько пунктов: наименование памятника, его местонахождение, краткое описание, библиография, фотофиксация (или зарисовка), фамилия составившего паспорт, на кого возложена охрана памятника. Помимо паспорта оформлялись также акты технического осмотра памятника и охранные обязательства колхозов, сельсоветсс, предприятий и учреждений Вот отдельные примеры содержания паспортов на памятники археологии.
«Печорский район, Гнилкинский сельсовет, в центре деревни Гнилкино: каменный крест XVI в., охранная зона - 2 погонных метра вокруг памятника. Крест, по-видимому, - могильник периода Ливонских войн. Охрана возложена на председателя Гнилкинского сельсовета. Библиография памятника: Труды ПАО 1913-1914 гг., с. 229. Паспорт составил Вильниц М.Ш., директор Печорского краеведческого музея».
«Дновский район, Панкратовский сельсовет, д. Егольское: курганы, охранная зона - 2 погонных метра вокруг памятника. Открыт ПАО в 1912г. Краткое описание: природная гора, в которой находятся погребения. Песчаная, 12 м высоты, площадь 0,3 га, продолговатая. Материалы, найденные при разведках и раскопках: человеческие кости, глиняные черепки и иконки. Паспорт составил Синявский В.К., инспектор отдела культпросветработы, 24 декабря 1949 г.» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 33, лл. 5, 13).
Как правило, в вопросах учета, паспортизации и охраны археологические памятники специально не отделялись от всех остальных. Наоборот, они чаще всего являлись объектом внимания в последнюю очередь, т.к. первоочередной задачей было приведение в порядок, благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии братских и одиночных захоронений периода Великой Отечественной войны. В течение 1949-1951 гг. в районах области были проведены большие работы по перезахоронению воинов и партизан, переносу одиночных захоронений из отдаленных и труднодоступных мест в более крупные селения и на центральные усадьбы колхозов. На братских захоронениях устанавливались памятники и обелиски, ограждения, производились насаждения деревьев и кустарников, устраивались цветники и т.п. На это, главным образом, и были направлены усилия сельсоветов и колхозов, проводивших работы при содействии райвоенкоматов, школ и комсомольских организаций (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 85, лл. 26, 140, 186).
Объектами «второй очереди» являлись «видимые» памятники - здания, постройки, обелиски героям революции и гражданской войны и др., и только после них - памятники археологии, особенно находившиеся в земле и плохо различимые на местности: могильники, курганы, селища. Не случайно они чаще всего подвергались разрушениям. «Памятники археологии (городища, селища, курганы, могильники) в большинстве своем не охраняются, распахиваются, раскапываются и постепенно стираются с лица земли, - писал в мае 1950 г. инспектор по охране памятников В.К. Синявский. ...Примеров бездушного отношения к памятникам археологии мы находим множество. Поэтому важнейший долг каждого учителя, краеведа и культпросветработника - рассказать населению о памятниках археологии, их значении для науки, не допускать раскопок без специального на это разрешения -Открытого листа АН СССР» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д.50, л. 12).
Трудности в проведении учета и паспортизации памятников, особенно археологических, объяснялись не только отсутствием в районах области специалистов-археологов, но и краеведческих музеев. Их в Псковской области на рубеже 1940-х - начале 1950-х гг. было крайне мало: кроме Псковского областного, они открылись лишь в Печорах и Порхове. В этих условиях особая роль принадлежала сотрудникам областного музея. В 1952 г. для сотрудников музея, выезжавших в командировки в районы области, была разработана специальная «Памятка по вопросам состояния памятников культуры», в соответствии с которой они одновременно с выполнением основного задания обязаны были выяснить: имеется в районном отделе культпросветработы учет исторических и археологических памятников, состоялось ли решение райисполкома о перезахоронении и благоустройстве одиночных могил Великой Отечественной войны, сколько в районе имеется одиночных и братских могил, выявляются ли новые памятники и как ведется их паспортизация. Сотрудники областного музея доставляли в районы и выпущенный областным отделом культпросветработы плакаты «Памятники культуры - неприкосновенное всенародное достояние» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 109, лл. 24-25).
Наиболее организованно и успешно была проведена работа по учету и паспортизации археологических памятников сотрудниками Печорского районного музея. К 1 января 1952 г. ими был составлен список, включавший 71 памятник археологии, из которых на 33 имелась полная документация (паспорт, акт технического осмотра, охранное обязательство), на 28 памятников она была оформлена частично, и только 10 памятников нуждались в дополнительном исследовании и паспортизации (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 109, лл. 5-10). В других же районах дела обстояли гораздо хуже, а в целом в установленные в 1950 г. облисполкомом сроки завершить работы по учету и паспортизации памятников не удалось. Если в ряде районов (Гдовском, Полновском, Карамышевском и др.) они были в целом закончены, то в других, как следует из отчетов районных отделов культпросветработы за 1951 г., мероприятия проводились неудовлетворительно. Новосельский райотдел, например, «даже в 1951 г. не сумел полностью закончить паспортизацию памятников и оформить на все (братские) могилы охранные обязательства». Как показал осмотр выявленных в Пожеревицком районе 22 исторических и 1 археологического памятника, «ряд памятников не имели оград, находились в плохом состоянии» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 85, лл. 4, 16, 26, 66).
В областной отдел культпросветработы паспорта на вновь выявленные и ранее взятые на учет памятники продолжали поступать и в 1952 г. В начале года, например, таковые поступили на 6 археологических памятников и 42 братских захоронения из Печорского, Пушкиногорского и Сошихинского районов. В ответ на это областной отдел в марте 1952 г. разослал по районам предписание с предложением «сообщить, какие памятники или братские могилы взяты на учет коммунальными отделами». А в план работы Сошихинского отдела на 1952 г. был включен пункт: «До 18 мая 1952 г. заведующим избами-читальнями и сельскими клубами зарисовать на бумаге схемы на все исторические памятники, могилы, курганы, рвы, камни и др. и представить их в отдел культпросветработы» (ГАПО, ф. 1853, on. 1, д. 108, л. 68; д. 109, лл. 2, 15).
Следовательно, начатая с конца 1948 г. работа продолжалась, хотя и с меньшим размахом. Темпы проводимых работ постепенно снижались, «остывали» к ней и органы власти, вновь возложив ее исключительно на учреждения культуры (вторичного рассмотрения вопроса облисполкомом и утверждения нового списка памятников в начале 1950-х гг. не последовало). В проводимой работе было немало недостатков, примеров нарушения сроков и исполнительской дисциплины, но то, что государство в тяжелейшее для страны послевоенное время обратило внимание на наведение порядка в деле учета и храны памятников культуры, заслуживает всяческого одобрения.
***
Филимонов, А. В. Учет и паспортизация памятников археологии в Псковской области в конце 1940-х - начале 1950-х гг. / А. В. Филимонов // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар им. акад. В. В. Седова : материалы 56-го заседания, посвящ. 130-летию Псков. археол. о-ва (7-9 апр. 2010 г.). - М. ; Псков, 2011. - С. 125-131.