По страницам "Спутника по древнему Пскову: любителям родной старины". Автор-составитель Н.Ф. Окулич-Казарин. Издание Псковского Археологического общества, 1911 г.
Церковь св. мученика Никиты
Церковь находится в полуверсте от Великих ворот, на берегу реки Великой (ныне располагалась бы на 200 м. левее памятника воинам-освободителям г.Пскова «Танк»). Прежде здесь был Никитский мужской монастырь, «что в поле». Церковь сооружена в 1470 году. В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле неё, во время осады, помещался казачий штаб Стефана Батория. С её колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова. Надо полагать, что колокольня того времени была иная, ибо с нынешней звонницы смотреть на город неудобно, тем более, что она стоит к нему боком.
В народе церковь слывет под именем Никиты Гусятника, ибо память св. Никиты приходится на 15 сентября (28 октября н.ст.), когда по народным приметам начинается перелет гусей.
Церковь имеет одну абсиду, украшенную валиковыми разводами и узорчатым карнизом. Фасады разделены лопастными тройными делениями. В барабане проделаны узкие окна. На западной стороне пристроена паперть, а на ней высится звонница с тремя пролетами. Своды храма скреплены деревянными связями.
В жертвеннике и дьяконнике сделаны маленькие стенные ниши для хранения священных сосудов и иных принадлежностей богослужения. На горнем месте находится каменная скамья.
В северной стороне притвора есть небольшая кладовая.
Размеры церкви: длина со звонницей 8 сажен, 1 ¾ аршина, наибольшая ширина 3 сажени, высота до карниза – 3 сажени.
Иконы.
В алтаре образ св. Николая Чудотворца 1 аршин Х 10 вершков. Образ древний, но записанный.Сохранился старинный басменный оклад.
Храмовая икона св. Никиты 1 аршин 13 вершков Х 1 аршин 6 вершков. В 1909 г. икона закрыта ризой.
Икона того же святого в притворе 2 аршина Х 1 аршин 8 вершков. Икона старинная, без ризы.
Кроме того весь пояс Праздников в иконостасе относится, по-видимому, к XVI веку и, по словам причта, не был реставрирован.
В кладовой показывают камень около 30 футов весом, которым, по преданию, поляки ломали церковную дверь в 1581 году.
На церковном кладбище погребен один из Псковских из губернаторов, действительный статский советник Алексеев, умерший в 1798 году. Тут же находятся могилы старинных псковских дворян Окуневых, но без надписей.
Церковь святого Пантелеимона целителя Дальнего во Бору
Находится при впадении реки Черехи в Великую, в 4-х верстах от города. Нужно сесть на пароход на Плоской улице и плыть на нем до конечной пристани «Череха». От неё минут пять ходу до перевозу через реку Череху. Лодочник может доставить прямо к монастырю. Обратно придется идти пешком около 20 минут по хорошей дороге (лугом) до того же перевозу. Переплыв Череху, останется пройти минут 5 до пароходной пристани.
По пути от города к Черехе следует обратить внимание на красивый барский дом, стоящий на левом берегу Великой. Это – имение Корытово.
Местами левый берег состоит из совершенно обнаженных девонских формаций.
Пантелеимоновская церковь была прежде монастырско. Монастырь назывался Дальним, в отличие от Пантелеимонова монастыря ближнего, или на Красном дворе, находящегося на нынешней Покровской улице недалеко от Покровской башни.
Название же «во Бору» указывает на обилие лесов, от которых теперь осталось мало признаков. По отдаленности своего положения монастырь принадлежал к так называемым пустынным. Летопись упоминает о нем трижды: в 1341 г. псковский князь Александр Всеволодович разгневался на псковичей и уехал из Пскова. Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеимонова монастыря, упрашивая его остаться.
В 1396 г. от образа Пресвятой Богородицы в Пантелеимоновом монастыре истекли слезы.
В 1450 г. псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия.
В 1581 году монастырю выпала печальная учесть: близ него расположился стан Стефана Батория и, конечно, обители пришлось вынести немало горя от этого соседства.
В 1596 году царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV вв. в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря.
Впоследствии монастырь был упразднен, и от него осталась только одна церковь, да и та в 1870-х гг пришла почти в полное разрушение, так что в ней и служб никаких не производилось. Благодаря энергии и щедрости тогдашнего губернатора Б.М. Прутченко церковь была восстановлена. Теперь при ней устроена школа псаломщиков.
Церковь сложена из плиты и кирпича больших размеров старинною сплошною кладкою. Со всеми позднейшими пристройками она имеет в плане форму узкого и длинного прямоугольника, коего длина 50 и ширина 15 шагов.
На восточной стороне находятся три алтарные абсиды, но контуры боковых абсид так мало выступают вперед, что все три с первого раза можно принять за одну. В местах соединения боковых абсид со среднею поставлены колонны. Каждая абсида снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками, перешедшими, несомненно, с деревянного зодчества.
Над прямыми перемычками тех же двух окон сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны во вкусе Московского зодчества конца XVI и начала XVIII века. Окно же южной абсиды осталось безо всяких украшений.
На северном фасаде находятся 7 окон. Из них 2 левых, т.е. ближних к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинами посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные пять окон северного фасада – обыкновенные, современного типа. Под левою парой окон, внизу, идет поясок из углубленных квадратов, в которые вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков или балясинок. Правее левой пары окошек находится вход во храм, сделанный в виде перспективного портала, очень изящного и чрезвычайно затейливого по отделке. Общий его характер напоминает порталы некоторых Московских, Ярославских, Владимирских и Костромских церквей. Сверху входа идет по стене широкий пояс из зеленых кафелей.
По южному фасаду окна расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствует левой паре северного фасада и, подобно ей, имеет кирпичные наличники, но несколько иного типа, чем на северной паре. Они отчасти напоминают наличники монастыря Саввы Сторожевского в Звенигороде (XVII века). Под этими окнами, в нижней части стены, идет такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем; правая же нижняя пара окон украшена по бокам кирпичными полуколоннами, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имеют современный тип.
Глава поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее её проделаны узкие окна с дугообразными перемычками. Над окнами идет поясок из кружал с заостренными подвышениями.
Западная стена совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном.
Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядные окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть церковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах.
Вход в церковь, как сказано выше, находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кухней.
Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви. Этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обоим сторонам по колонне. В притворе церкви своды сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на западной стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но судя по деталям фасадов, её можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII веку. Иконостас пятиярусный хорошей работы.
Поморский староверческий храм св. безсребников Косьмы и Дамиана со утоки (на месте старого храма)
Общий вид на церковь
Вид с церкви св. первоверховных апостолов Петра и Павла с буя.
*Церковь упразднена и разрушена в 1939 году.
Часовни
Часовня святого великомученика Власия
Выйдя на Торговую площадь, направимся сначала к набережной. Здесь, на правой стороне находится Власьевская часовня, выстроенная в 1827 году.
На месте этой часовни в древности стоял храм во имя священномученика Власия, выстроенный по словам митрополита Евгения Болховитинова, в 970 г., т.е. в первые времена христианства на Руси.
Так как святой Власий заменил в народном веровании прежнего бога Велеса, покровителя стад, то возможно допустить, что Власьевская церковь была построена на месте, где некогда стоял языческий идол Велес. Вероятно, к 1371 году эта церковь пришла в совершенную ветхость и была разрушена, так как в этом году псковичи решили поставить в один день церковь на месте прежней Власьевской. Они разыскивали её основание, оказавшееся во дворе какого-то Артемия, выкупили этот двор и в одни сутки воздвигли на нем обетную церковь во имя Всемилостливого Спаса. Мор тогда же прекратился.
Впоследствии исчезла и Спасская церковь, а на её месте устроена часовня во имя св. мч. Власия.
Часовня Владычнего креста
Крестный ход из Печерского монастыря посещал Псков два раза в год: поздней весной, в шестую неделю по Пасхе - в память победы над войсками Стефана Батория; в октябре - в честь избавления от нашествия войск Наполеона. В 6-е воскресенье по Пасхе из Псковского Троицкого Кафедрального собора к часовне Владычнего Креста выходил Крестный ход для встречи икон Псково-Печерского монастыря: Владимирской Божией Матери и Смоленской Одигитрии. Этот ход установлен в 1581 году, в воспоминание чуда, явленного иконою Владимирской Божией Матери во время осады Стефана Батория. Икона эта, по просьбе псковичей, была принесена из Печерского монастыря в осажденный Псков.
Псковичи встречали печорские иконы у поворота с Рижской дороги на старинную Изборскую улицу.
По преданию новгородский владыка когда-то поставил здесь крест на месте кровавых сражений. После учреждения в 1601 году весеннего крестного хода Печорский монастырь соорудил там же часовню "Владычный крест". В ней находится известная, наибольшая из сохранившихся икон - "Сретение Богородицы" с видом Пскова времён Баториевой осады.
"Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году.
Библиография:
ПОМЗ № 6188 Икона «Сретение Богородицы» из часовни Владычного креста. ЦГАДА, ф 280, оп. 3, д. 509. 1763
Источник: Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову : (Любителям родной старины). - Псков : Тип.Пск.губерн.земства, 1911. - 316 с., 58 ил., 4 план. - Читать полный текст>>>
Материал подготовлен Татьяной Ледининой