Псков делится на три района относительно реки Великой: Центр, Запсковье и Завеличье.
Первое путешествие мы начнем от главной транспортной развязки города – площади Ленина – с тем, чтобы добраться до монумента «Ледовое побоище».
Площадь имени Ленина образовалась на месте древнего Торга. Близко к Кремлю – удобно для покупателей и продавцов. Здесь можно было купить и обменять всё, что угодно.
Современный облик площади сформировался в 60-е годы XX века. В центре – монумент Ленину. Скульптор Георгий Емельянович Арапов украсил скульптурой вождя не один российский город. Архитектор проекта - Петр Семенович Бутенко, установивший не один памятник в Пскове.
Серое классическое здание с колоннами 1960 года постройки – Псковский государственный университет. История этого учебного заведения началась в 1919 году как института народного хозяйства.
О средневековье нам напоминает церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца - образец раннего псковского зодчества. В церкви сохранилась плита с датами - своеобразная каменная ведомость построек и позднейших перестроек здания.
Сама церковь расположена в глубине двора, а над воротами возвышается шатровая колокольня XVII века. Известно, что с 1920 по 1930 годы храм был главным собором города, поскольку Троицкий собор был закрыт, а некоторое время считался полковой церковью Омского полка, расквартированного в Пскове.
В сквере под церковной стеной – памятный камень. Надпись на нем гласит: «Памяти первых жертв фашистской оккупации Пскова в 1941 году». Расстрел десяти заложников был местью за одного убитого немецкого солдата. Псков под властью немецко-фашистских захватчиков находился более трех лет, и этот расстрел стал первой публичной казнью.
Минуем практически симметричное зданию университета строение с колоннами, который до сих пор называют Домом профсоюзов, но в реальности в нем расположено уже достаточно много различных организаций.
На другой стороне дороги – Святые ворота Кремля и крепостная стена; по Троицкому мосту перейдем речку Пскову. Вид с этого моста на комплекс Кремля – один из самых популярных, «открыточных» видов Пскова.
Пскова – неширокая и порожистая, в древности была судоходной. Здесь у берега находились торговые ряды, где рыбаки продавали рыбу, пойманную в Псковском озере.
С моста слева открывается вид на так называемую Золотую набережную, а справа виден храм Петра и Павла с Буя, который посещал Петр I во время своих визитов в город во время подготовки к Северной войне. От него начиналась древняя Новгородская улица. Вдали можно рассмотреть Гремячую башню. В древности ее называли Козьмодемьянской, по имени стоящей рядом церкви. Шесть ярусов легенд о таинственных князьях и спящих красавицах.
Слева – Советская набережная, за которой после полной реконструкции закрепилось название «Золотой». Тогдашний архитектор Псковской области Владимир Иванович Бессонов рассказывал, что при проектировании квартала учитывался прежний облик построек, для чего использовались старинные видовые открытки.
В XIX веке набережная носила название Американской. Она получила его по наименованию моста системы американского инженера Тауна. Деревянный решетчатый крытый мост установил подрядчик – псковский купец и городской голова Алексей Федорович Ладыгин.
За мостом начинается Запсковье – район города за рекой Псковой. Это название упоминается в письменных источниках в XIV веке, а археологи уточняют, что с XI века здесь селятся ремесленники: кузнецы, рыбники, кожевенники. Эта местность близ Званицкого Креста (перекрестка дорог) называлась Примостьем. Отсюда начиналась одноименная улица, ведущая от моста в гору церкви. Этот короткий участок в летописях называют Дровяной улицей.
Здесь стояли дома крестьян, купцов, располагался Мучной ряд, а далее по берегу – купеческие бани. На этом повороте реки была найдена знаменитая сумка утонувшего почтальона, что дало толчок развитию сюжета романа Вениамина Каверина «Два капитана». На его страницах в «городе Н-ске» псковичи легко узнают свой город.
Справа здание по адресу: улица Герцена, д. 1/1.
Жилой доходный дом из многочисленных домовладений широко известного в Пскове купеческого рода Сафьящиковых. Жилые владения здесь располагались с конца XVII века, последовательно каждый хозяин: мещанин Иван Иванов, купец старообрядец Яков Яхнов, личный дворянин Николай Николаевич Боярский улучшали имение. Последняя перестройка была утверждена псковским городским архитектором Михаилом Фёдоровичем Нестурхом. Тогда над каменным двухэтажным флигелем был надстроен третий этаж, а основной объем объединен с флигелем. Облик здания сохранился не полностью, но еще можно оценить образец эклектики конца XIX - начала ХХ веков.
На другой стороне дороги Дом общества слепых 1953 года постройки. Его неоклассический стиль хорошо вписывается в стиль исторического центра губернского Пскова.
Дальше наш путь пролегает по улице Леона Поземского – первого руководителя комсомольской организации в Пскове.
Дом, расположенный на перекрестке двух улиц (Поземского д. 3/2) в плане прямоугольный, но срезанный угол дома с парадным входом балконом привлекает к нему внимание и делает обычное домовое строение организующим перекресток. Имеется его подробное архитектурное и хозяйственное описание, поскольку его владелец, Иван Степанов, застраховал свое имущество в Псковском обществе взаимного от огня страхования в 1906 году. Страховая сумма 13500 рублей и подробный перечень всех особенностей строения – хорошее подспорье для его изучения.
Впереди церковь Козьмы и Демьяна с Примостья, датированная XVI веком, построенная по заказу городского «конца» - одного их шести административных районов. До войны над храмом возвышалась башенка-звонница. Ворота - редкий образец такого рода сооружения. Над аркой проезда видна широкая впадина - ниша, в которой помещалась икона Козьмы и Демьяна.
В 1925 году в палатках храма были найдены остатки иконостаса начала XVI века. Это были светлые гладкие липовые доски с вырезанным на них мелким строгим стилизованным растительным орнаментом, который никогда не был покрыт позолотой. До Великой Отечественной войны доски хранились в Псковском музее. До 2008 года здесь располагалась переплетная мастерская, и в этом же году храм вновь стал действующим.
Сквозь деревья небольшого парка можно еще раз полюбоваться видами на Кремль, а можно пройтись по Золотой набережной до слияния рек Великой и Псковы, обозреть стены и башни крепости, сложенные из местного известняка.
На противоположной от парка стороне улицы видна Церковь Ильи Мокрого с характерным обликом XVII века. Название напоминает, что здесь была болотистая местность. Ильинский монастырь был основан как мужской, вероятно, в XIV веке. В 1615 году его сожгли шведские войска, затем монастырь был восстановлен, но уже как женский. Постройку каменной церкви в конце XVII века связывают с именем игуменьи Феодоры. Монастырь упразднили в 1764 году, а церковь приписали к приходу храма Космы и Дамиана.
Если продолжить путь по улице Поземского, наше внимание привлекут купеческие палаты. Это один из интереснейших памятников псковской гражданской архитектуры периода ее расцвета, который приходится на конец XVII века - дом Трубинских. Памятник федерального значения. Это семейство два века было одним из самых богатых и влиятельных в городе. Палаты принадлежали Трубинским до середины ХIX века. Тогда часть палат сдавалась в арену под конторы и даже городскую больницу. Позднее здесь были последовательно табачная фабрика Агапова, хранилище льна. После Великой Отечественной войны палаты были складом Псковского льнокомбината, а второе здание стало общежитием.
До нас не дошли деревянные верхние этажи, роскошное встроенное крыльцо, но вполне можно оценить эту маленькую крепость и ее чрезвычайно удобное бытовое устройство: разные объемы и уровни помещения, гармонично расположенные окна, компактное пространство внутренних дворов. Жилые палаты и хозяйственные постройки были обнесены стеной, формируя мини-квартал.
Следующий за палатами Трубинских дом с башенкой – Дом Мейера. Уникальный для Пскова памятник в стиле модерн. Сейчас он жилой, но строился на рубеже XIX-XX века как здание заводоуправления льнопрядильной и бечевочной фабрики инженера-технолога Генриха Юльевича Мейера. «Псковский городской листок» описывал торжественное открытие фабричного здания, отмечая красоту его архитектуры. Упоминается в статье и присутствие губернского архитектора, что позволяет предположить, что оно строилось по его проекту или под его надзором.
Хозяин фабрики - Генрих Юльевич Мейер - известный и уважаемый гражданин Пскова. Много лет избирался гласным городской думы, приглашался и работал в разного рода общественных комиссиях: от санитарных и ревизионных до коммерческих и политических; член совета Лютеранской кирхи; был представителем фабрикантов в Губернском присутствии.
Задний фасад заводоуправления выходил на промышленный двор, а далее по красной линии улицы находится основной производственный корпус.
Стоит добавить, что после революции шпагатная фабрика носила имя Калинина (после его визита в 1922 году) и работала почти до конца 90-х годов XX века.
На другой стороне улицы Поземского, если сделать несколько шагов по улице Олега Кошевого, – еще одно типовое гражданское строение XVII века, принадлежавшее именитым псковским купцам Постниковым. В их время улица называлась Спасской.
Псковичи знают это здание как Мешок – это название указано на охранной табличке, потому что какое-то время здесь находилось Управление военного коменданта города и содержались арестанты. Каменный подвал дома прозвали «Мешком», и это имя закрепилось за домом. В начале ХХ века в палатах располагалась учебная команда Енисейского пехотного полка.
* Сейчас здание отреставрировано и там располагаются интересные экспозиции и выставки Псковского музея-заповедника. "Палаты Постникова">>>
Минуем несколько домов послевоенной постройки и окажемся на перекрестке с улицей Набат (бывшая Воскресенская). Название улицы дано в честь псковской газеты «Набат», которая выходила с 1917 по 1903 годы, первые номера выходили на оберточной бумаге, но были времена, когда у газеты были 500 сотрудников и собственная радиостанция.
Здесь находится церковь Воскресения Христа со Стадища. Слово «Стадище» сообщает, что церковь находилась уже за пределами городской черты - посада, потому что означает место для выгула скота, пастбище. Девичий монастырь находился здесь с XVI века, тогда же была построена и каменная церковь. Она считается одним из ярких образцов Псковского зодчества. Этому историческому памятнику не повредили позднейшие изменения XVII века, поскольку они продолжали традиции псковской архитектуры. Новый притвор и надвратная звонница не только выглядят гармонично, но и придают всему строение величественность. Не напрасно в это время появляется новый топоним для монастыря «Воскресенский на Звоннице».
Если перейти дорогу и спуститься к реке, можно полюбоваться панорамой крепостной стены и башен. С этого места видны башни Нижних решеток – Высокая и Плоская, Кутекрома; с некоторым усилием, но можно обнаружить Варлаамовскую наугольную башню, остатки Волковской и Быковской башни и Загряжской башни-захаба. Когда-то грозные оборонные сооружения, составлявшие гордость и красу города, сейчас лежат в руинах.
На другом берегу реки Великой хорошо виден Ивановский храм - Собор Иоанна Предтечи XII века. Он остался от не сохранившегося Иоанно-Предтеченского монастыря. Монастырь был местом пострижения и усыпальницей псковских княгинь. Собор очень древний, ученые спорят о датировке, но известно, что в летописи он упомянут впервые в 1243 году. По преданию монастырь был заложен женой псковского князя Ярослава Владимировича Ефросиньей Рогволодовной. Постриг она приняла с именем Евпраксия, под этим именем стала его первой настоятельницей. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.
Вернувшись на улицу Леона Поземского и пройдя немного вперед, мы окажемся на месте старинной улицы Званица. Здесь заканчивались крепостные стены и находились древние Варлаамовские ворота в город. Ворота были свидетелями многих событий: нападения шведского короля Густава II Адольфа и торжественного победного шествия Александра Невского.
Сейчас здесь стоит Церковь Варлаама Хутынского в память подвижника Варлаама, основателя Хутынского монастыря под Новгородом. Первое известие о церкви имеется в летописях 1466 года: 8 декабря для избавления от чумы псковичи за один день построили деревянную церковь. Много раз она упоминается в связи с пожарами и строительными улучшениями.
В особом отделении притвора находится чудотворная икона Всех Скорбящих старинного письма. В губернском архиве сохранилась запись об обретении слова немым безродным купеческим приемышем и обретения зрения больного глазной болезнью. Возле нее находились приношения исцеленных в виде исцеленных органов - ног, рук, глаз, сердец и т.п. В 1917 году церковь была закрыта, но богослужение возобновилось во время Великой Отечественной войны, когда в Пскове работала православная миссия.
К стене храма примыкает двухэтажный дом. Он был построен церковным старостой Василием Яковлевичем Сафьянщиковым для церковно-приходской школы. Династия Сафьянщиковых владела в этом районе кожевенным заводом, а один из принадлежавших семье жилых доходных домов расположен неподалеку на берегу реки.
Специалисты называют его архитектурный стиль провинциальной эклектикой, и по сей день оригинальное здание остается очень заметным в панораме берега реки Великой.
Линия, соединяющая эти три церкви – Козьмы и Дамиана с Примостья, Воскресения со Стадища и ВарлаамаХутынского – формировала планировку города, мимо них проходила улица, ведущая от Кремля к Снетогорскому монастырю. Крепостные башни Окольного города назвались по их именам: Воскресенская и Варлаамовская.
Этот небольшой отрезок длинной улицы Леона Поземского, которая вобрала в себя три старинных улицы: Званницу, Варлаамовскую и Нарвскую представляет нам целый комплекс памятников псковской и национальной архитектуры.
В дополнение рекомендуем:
Псков на старых открытках [Электронный ресурс] . Вып. 4 : Бежит Пскова по камушкам... / Левин Натан Файвесович. - Псков : Стерх, 2003. - 317-412 с. : фот. - (1100-летнему юбилею Пскова). - Читать полный текст>>>
Жизнь замечательных домов. Палаты Трубинских, дом Мейера и Шпагатная фабрика
Программа Кирилла Михайлова. Эфир 6 мая 2017 года.
Фильм ГТРК Псков рассказывает сразу о трех объектах: палатах Трубинских, доме Мейера и Шпагатной фабрике. Этот промышленный комплекс стал героем программы, победив в зрительском голосовании.