Путешествие от центра Пскова на Запсковье продолжаем в Снетогорском монастыре.
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь расположен на северо-западной окраине города Пскова, и к нему ведет обычная городская трасса. Монастырь, поставленный на скалистой горе над излучиной реки, первым встречал гостей с запада, в том числе и незваных, и провожал псковичей, направлявшихся через Чудское озеро в иные земли. В те времена главным подъездным путем к нему служила река Великая.
Территория монастыря делится на нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все строения, и которая обнесена каменной оградой. Вход охраняют Святые ворота.
Время основания неизвестно, но первое упоминание о монастыре в Псковских летописях относится к 17 марта 1299 года. В этот день на монастырь напали рыцари Ливонского ордена меченосцев. 17 монахов и первый игумен монастыря Иоасаф с женщинами и детьми укрылись в небольшом деревянном соборе Рождества Богородицы и были сожжены заживо.
После опустошительного пожара и разорения монастырь был заново отстроен, и в 1311 году в нем был поставлен каменный храм во имя Рождества Богородицы, расписанный через два года фресками.
В средневековье монастырь был привилегированным местом пострижения и погребения псковских князей. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. Как крупный собственник вел самостоятельную торговлю, имелось и псковское подворье.
По пути в Москву именно здесь останавливалась невеста Великого князя Ивана III, византийская царевна Софья Палеолог.
Во время Ливонской войны монастырь был вновь разорен и сожжен польскими отрядами: после войны при ремонте собора забелили фрески. В 1615 году в монастыре был разбит военный лагерь шведского короля Густава Адольфа.
Граффити, процарапанное поверх фресок
в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
Рядом с собором была построена трапезная церковь во имя святого Николая и церковь Вознесения «под колоколы», которая долгое время была одной из архитектурных доминант города Пскова. Высота «Снетогорского столпа» превышала 60 метров. Довольно различные по архитектуре здания находились в гармонии, а весь комплекс монастыря был подчинен идее единства русского государства.
Никольский храм
XVII век стал эпохой экономического расцвета монастыря – он обеспечивал поставки государству хлеба, льна, фуража, рыбы. В конце XVIII века указ императрицы Екатерины II сократил монастырские земли, и обитель настолько обеднела, что ее закрыли и учредили здесь загородную резиденцию псковских архиепископов. Территория и застройка монастыря приобрела вид загородной усадьбы. Так было при владыке Евгении Болховитинове, известном историке и писателе, создавшем здесь ряд книг, посвященных древней истории Пскова, и при последующих архиереях.
Архиерейский дом
В начале XX века из-под побелки были вновь открыты древние фрески, которые с тех пор находятся в процессе реставрации и на особом режиме сохранения.
Архиерейская резиденция в начале 1920-х годов была ликвидирована, и в бывших монастырских зданиях разместился дом отдыха, а позднее детский санаторий. В предвоенные годы была разобрана Вознесенская церковь – сохранились только руины первого яруса.
В период оккупации на территории монастыря был расположен штаб войск вермахта – группы армий «Север», откуда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда.
Для удобства немцы провели инженерные коммуникации, построили бункер, сохранившийся до нашего времени. В храмах и кельях находились зал собраний, винный склад, тир и гараж.
В послевоенный период продолжил своё существование дом отдыха и детский санаторий.
В 1994 году монастырь возвращен Русской православной церкви, и он становится действующим женским монастырем.
Рождественский собор, главная святыня обители, много раз менял свой архитектурный облик, но самая древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной. Глубокая ниша алтаря в окружении сводов и арок оставляет в центре светлое пространство, озаренное светом, льющимся из барабана. На втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной молитвы старцев.
Притвор, пристроенный с запада в XV веке, увеличил пространство собора, но еще через сто лет был дополнен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке появилось кирпичное крыльцо, нарядно украшенное изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы.
В XVII веке были пристроены приделы во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и Николы Мирликийского.
Фрески собора уникальны не только своей древностью. Они появились в 1313 году и стали и образцом возрождения монументальной живописи на Руси после монголо-татарского ига, и образцом самобытного псковского искусства.
Едва ли не главной особенностью росписей является сочетание природных и темных цветов: темно-лилового, фиолетового, красного, коричневого, зеленого и светло-желтого, киновари. Эти цвета создают атмосферу напряженной молитвенной сосредоточенности. Такая суровая гамма и использование апокрифических сюжетов для фресок положила начало новой самобытной художественной традиции. Фрески представляют священную историю от Рождества Богородицы до Страшного суда.
Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, периодически возобновлялось различными реставрационными экспедициями. Эта работа считалась завершенной в 1949 году.
Но в 1985 году работы по реставрации росписей собора выявили значительные участки неизвестных ранее изображений, причем в центральных местах, что позволило во всей полноте увидеть сцены росписей. Тогда было найдено большое тронное изображение Богородицы с архангелами. Его называют «Снетогорская Божия Матерь».
Среди святынь собора – мощевик преподобномученика Иоасафа, в котором сохранились останки мучеников, погибших 17 марта 1299 года, и чудотворная Новодворская икона Божией Матери, про которую известно, что она помогает в обретении «нового двора» – жилья.
До монастыря идет улица Снятная Гора, а от его Святых ворот по улицам Озерной и Пригородной можно выйти к горе Соколихе, на которой установлен монумент Александру Невскому и его дружине.
Памятник воздвигнут в память о победе русского войска над немецкими рыцарями на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.
С горы Соколиха открывается панорама Пскова и окрестностей. На линии горизонта видны озера: Псковское, Тёплое озеро и Чудское, составляющие Псковско-Чудской водоём. На месте существующего теперь Тёплого озера, под защитой укреплений острова Вороний камень, произошла битва, которая вошла в историю как Ледовое побоище.
Вся композиция памятника развернута в сторону Псковского озера. На массивном постаменте, верхом на коне, в окружении верной дружины и жителей Пскова – мастеровых, представлен Александр Невский. Эта монолитная группа передаёт основную идею памятника – силу, сплочённость, несокрушимость русского народа в борьбе с врагом.
Открыт памятник был в 1993 году. Высота – 37 метров, вес всех конструкций – 500 тонн, скульптурной группы – 163 тонны.
Авторы памятника – скульптор Иосиф Иванович Козловский, архитектор Петр Семенович Бутенко. Они выиграли конкурс на сооружение монумента, объявленный Министерством культуры в 1968 году. Вторым претендентом был проект, представленный творческой группой, которую возглавлял Всеволод Смирнов. Этот вариант поддерживал Александр Андреевич Проханов и Дмитрий Сергеевич Лихачев. На страницах советской прессы развернулась дискуссия о памятнике и месте его установки, но Совет министров выбрал и внес в план 12-й пятилетки проект Козловского. Первоначально планировалась установка на острове Сиговец, но место пришлось изменить – ландшафт и почва не годились для такого монументального сооружения.
Но и у проекта-победителя возникло много трудностей. Козловский начал работу на своей даче в Подмосковье в 1969 году. В 1976 году модель в полную величину была готова и переправлена в Псков.
Макет памятника в мастерской Иосифа Козловского
Петр Семенович Бутенко известен в городе как автор многочисленных памятников, украшающих Псков и область: памятник в Острове Клаве Назаровой, памятник на пепелище в Красухе, обелиск в честь освобождения Невеля, в Пскове – памятники Ленину и Пушкину.
В начале 90-х годов XX века Петр Семенович предложил разместить памятник на горе Соколиха. Именно по этой, гдовской дороге возвращался Невский в Псков после победы в сражении. Это предложение решало сложную задачу: вписать архитектурно-скульптурные формы памятника в ландшафт, в котором сочетаются холмы и река с пологой линией берега.
Памятник был торжественно открыт 23 июля 1993 года. Скульптор Козловский не дожил до его установки несколько месяцев.
Уезжая из Пскова, Александр Невский обратился к псковичам: «О псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучии, то вы будете примером неблагодарности!» Псковичи выполнили его завет, всегда в дальнейшем защищая потомков великого князя.
Рекомендуем:
Голубева Ирина Борисовна
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря / Голубева Ирина Борисовна , Сарабьянов Владимир Дмитриевич / Гос. ин-т искусствознания; Ред. Л. В. Нерсесян. - М. : Северный паломник, 2002. - 80 с.: ил.
Серебрянский, Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : С критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества/Серебрянский, Николай Ильич . - М. : Синодальная Типография, 1908. - 586 с. - Читать полный текст>>>
Токмаков, Иван Федорович.
Снятогорский монастырь : библиография и материалы / Издание Псковского Археологического общества ; Токмаков Иван Федорович ; - Псков : Типография Псковского губернского правления, 1887. - 87 с. - Читать полный текст>>>