Легенды и предания Псковской земли

maly ozero600Мальской Спасо-Рождественский монастырь был основан в 1471 (1470?) году искавшим молитвенного уединения преподобным Онуфрием - сподвижником Серапиона Изборского и учеником преподобного Евфросина Елеазаровского.

Дважды монастырь был разрушен и снова возрождался.

В 1581 году его превратили в руины войска польского короля Стефана Батория, потерпевшие неудачу у мощных крепостей Пскова и Печорского монастыря. Защита Мальского монастыря – стена из бревен и около 15 насельников не могла противостоять регулярному войску.

Второй раз обитель сильно пострадала от шведов в годы Северной войны. Это произошло в 1710 году.

И вот со вторым возрождением монастыря связана легенда о божьих пчелах, относящаяся в XVIII веку.

gremychay goraНа древней скале из известняка возвышается круглая башня, отражаясь в водах неширокой и тихой речки Псковы.

Сама древняя Гремячая башня давно разрушена и разобрана… исчезла.. а имя ее поэтически перенеслось на Космодемьяновскую, которую поставили тут же, на горе.

Археологи в этих местах находили клады и их существование предсказано легендами, которые рассказывают об этом месте.

Рассказывали, что хранится в тайниках башни древний богатый клад, который укрыли древние псковичи тут, опасаясь нашествия врагов.

izborskНа высоком берегу реки Псковы стоит одна из самых красивых башен Псковской крепости – Космодемьянская.  На фоне серых стен древней грозной твердыни белеет церковь Козьмы и Дамиана, оставшаяся от мужского монастыря.

Псковичи знают ее по более древнему названию – Гремячая. Есть и легенда, объясняющая название. В Изборске существует поверье, что башня эта перенесена в Псков из изборской крепости.

Когда в давние времена посадником Шелогой были построены каменные стены крепости, тогда и была построена эта самая башня и была на ней колоколня, потому и называлась – Гремячей.

rospis xvii vekЖуткая история о знаке с того света бытовала в Порховском районе. Рассказывали наши бабушки, что недалеко от дороги, что вела из деревни Страшницы к Щенецкому бору жил достаточный крестьянин с большой семьей.  

Человек был богомольный трудолюбивый и хозяйственный. Судил обо всем строго и справедливо. Любили и уважали его в округе. Кроме собственных детей приютил двух девочек – сирот и к работникам относился как домочадцам. Когда жена захворала, завел крестьянин обычай привечать всех странников, оставлять на ночь, а за вечерней беседой расспрашивать о средствах лечения, врачах и знахарях, куда бы лучше на паломничество сходить.

Много разных путников находили приют под его крышей и пошел слух об огромном богатстве. Зависть глаза людям застила, не могли они поверить, что привечают здесь путников и проезжих не от денег великих, а по добросердечию.

stroylo travinРассказывает эту легенду в своих записках «Повествование о собственной жизни» Леонтий Травин, уроженец села Велье. В своем жизнеописании он повествует о том, как смог из крепостного звания выдвинуться до дворянства и стать владельцем собственных деревень и крестьян. Пережил двух жен и всех своих детей.

В связи с «жалостной» и скоропостижной кончиной в самом расцвете сил своего первенца - сына Андрея автор записок описывает такой случай.

Прежде странной смерти Андрея недели за две, за три, было ему явственное предвещение от Бога, которое он сам отцу и матери пересказывал.

Несколько раз и в комнатах, и на дворе, и в саду, слышал он пение и гласы как будто поминальные: «Господи помилуй раба твоего Автонома, раба твоего Леона, раба твоего Андрея». Именовали гласы и прочих членов семейства и даже зятьев.

baryny19 декабря - день Святителя Николая чудотворца.

Бродил по Божьему свету Никола Угодник. Прошел всю Русь-матушку, только три псковских деревни осталось.

Зашел в первую деревню. Окружила его детвора и дразнит.

- Тальянец пришёл! На шарманке играть будет.

Вышли из домов бабы и мужики, обступили, рассматривают. Несолидный, скромный старичок, странник... Парни кричат:

 - Эй, ты, где машина игровая у тебя? Ты бы играл, а мы бы Комаринского плясали! И не то, что смеются – ржут как жеребцы.

barynyДо Великой Отечественной войны можно было услышать легенду, бытовавшую в Великолукском районе, которая удивительным образом соединяет фантастические и реальные события, детектив и мистику. Происходили события в деревнях Купуй, Рыжаково и Ляхово в начале XIX века.

В имении, которое находилось в деревне Рыжаково, жил барин-помещик. Как рассказывают, приходился он старшим родственником знаменитой женщине – математику Софье Ковалевской. То ли брат троюродный, то ли дядя родной.

Сам он был человек не злой, хотя странный и непредсказуемый, часто решения принимал и тут же от своих слов отступался, но крестьянам от него вреда никакого не было.

Во всем подчинялся он своей жене, то ли иностранка она была, то ли воспитали ее в заграницах, но ничего русского она не знала и не любила.

usvyty staroe preobrajenie zastsvkaКогда была явлена людям икона Богоматери неизвестно, некоторые предания, впрочем, указывают на XII век.

Впервые этот чудотворный образ Богоматери был явлен в местечке Усвят Витебской губернии вблизи кладбищенской церкви Михаила Архангела, находившейся в местности Бор. Икона была копией гораздо более древней Цесарской (или Цезарской) иконы, явленной в 792 году и хранящейся в Благовещенском соборе Москвы.

Стала она известна и прославлена как образ Божией Матери Цесарской – Боровской. Размером в высоту около 89 сантиметров и 62 в ширину. Помещен образ был в иконостас кладбищенской церкви, а на месте ее обретения забил святой источник.

За несколько веков вокруг нее распространилось множество легенд, преданий и рассказов об исцелениях и чудесах.  

olga mozaika vubytuУстные легенды рисуют образ княгини Ольги не только как разумной и благонамеренной девушки, но и сильной физически, способной постоять за себя.

Недалеко от Выбутской церкви и кладбища у самого обрыва реки Великой местные жители показывают место, где лежал камень, на котором находился Ольгин след. Сейчас его не существует.

Да и другой большой продолговатый валун не сохранился – был взорван в 30-е годы XX века.

В дате и причине основания города сомневаться нет никаких причин. Хорошо известно, что в 1777 году вышел указ императрицы Екатерины II об учреждении Псковского наместничества, в состав которого должен был войти Пусторжевский уезд под новым названием – Новоржевский.

А вот в 1778 году последовал неожиданно новый указ об утверждении места построения города, но не на реке Сороти, где предполагалось вначале, а на ином месте – между озерами Росцо и Оршо. Вот это и породило догадки, домыслы и легенды.

pogankiny palaty zal600Купеческий род Поганкиных и славных его представителей хорошо известен в Пскове на протяжении несколько столетий, а вот по поводу происхождения такой «говорящей» фамилии» рассказывают разное…

О жизни купца Поганкина сложено много легенд и ни в одной из них не сказано доброго слова о нем.

Жил в Пскове богатый купец Сергей Поганкин, который своим жестоким нравом, алчностью к деньгам возбудил в народе ненависть, а поэтому и прозвали его «поганым». Так это позорное имя осталось за ним и за его потомками.

ornamentНа разные лады рассказывают эту историю о стародавних временах в псковских деревнях. 

Настолько давних, что некрепка еще была вера христианская, верили люди ворожеям, да знахарям и в церковь ходили редко. А вот конец у легенды — одинаковый.

Жила некогда в небольшой деревне вдовушка. Мужа потеряла рано, даже детей не успело появиться. Осталась одна со старой бабушкой. Жила чисто, скромно, хозяйство свое в порядке содержала, помогала немощным и хлебом, и услугой. 

Был у нее дар веры в Христа, но деревенским то было удивительно, считали они, что своих бед и трудов хватает. Когда говорила вдовушка, что надо в деревне хоть небольшую церковь поставить, посмеивались.

slanetcЭто не легенда, а былица и не такая уж давняя. Случилось это на границе теперешнего Гдовского и Сланцевского районов.

Жил тут бедный вдовец дедушка Антоша. Жена умерла, дети выросли и в город перебрались и решил он большую избу продать, на деньги эти жить, а себе поставить маленькую избушку на окраине деревни. Набрал тёса на лесопилке, немного бревен и досок и построил маленький домик.

Стал обустраивать его, а вот хорошая печь из кирпичей – дело недешевое и глины рядом не нашлось. Решил дедушка Антоша сложить ее сам из местной легкой плиты, которой много было в этих местах. Печь получилась добротная, не хуже кирпичной.

olga600Святая благоверная княгиня Ольга стремилась просвятить верой Христовой города и селения, которые могла посетить. Обратила в Псковском краю сколько смогла людей, навестила Новгород и по берегам Ловати двинулась. Добралась и до Великих Лук.

Прибыла в город с дружиной своей и в сопровождении почетных и именитых людей Пскова и Новгорода и принесла весть о вере Христовой.

Шатры ее стояли на берегу реки Ловати и княгиня ежедневно присутствовала на обряде святого крещения. Далеко не все хотели креститься, но Ольга никого не принуждала к новой вере и дружину свою от применения силы удерживала, но словами старалась убедить горожан.

lubok ostrov2Многие знают, что улица Меркурьева в городе Острове раньше называлась Западной, а еще до того – Лизиной рощей. Но немногие знают, что за роща такая, и почему ее так прозвали. Легенду рассказывали и пересказывали много раз, поэтому объяснений получилось несколько. Эта версия - самая романтичная.

История эта случилась больше двухсот лет назад. Полюбил дворянский сын Алексей девушку красоты невиданной. Жила она в сельце Роща, которое славилось березами да ивами. Была Лиза статной да пригожей; коса цвета медного в руку толщиной, глаза зеленые, глубокие как омуты. Никакая тяжелая работа ее не портила, а крестьянская доля тяжела, в поле никому поблажек не дают. От женихов у Лизы отбою не было, да только всем она отказывала, потому что полюбила без памяти Алексея, дворянского сына из Острова. Каждый день запрягал он коня и хоть на минутку приезжал в Рощу, чтоб увидеть красу свою, словом с ней перемолвиться.

Да только как узнал отец Алексея о его зазнобе, немедля запер сына, велел сидеть в своей горнице до тех пор, пока горе-влюбленный не образумится. Мечтал батюшка о том, что единственный его наследник возродит былое величие старинного дворянского рода и приумножит его богатство, женившись на знатной девице. Женить сына на крестьянке было делом немыслимым.

davud gorodenskyi600Существование исторической фигуры непобедимого воина и мудрого князя Давида Гродненского не подлежит сомнению, а вот факты его жизни, генеалогии, гибели и месте захоронения имеют несколько версий и гипотез.

О Давиде Гродненском рассказывают средневековые источники: «Хроника земли Прусской» члена Тевтонского ордена Петра из Дусбурга, «Анналы, или хроники великих королей Польши» польского историка, религиозного деятеля и учителя королей Яна Длугоша,

В XIX веке о нем писали исследователь литовской мифологии и истории Теодор Нарбут, российско-украинский археолог-этнограф Владимир Антонович, исследователь белорусских и литовских древностей Адам Киркор.

В своей «Истории Российской» о нем упоминает Василий Татищев, ссылаясь не некие не сохранившиеся монастырские записи и цитируя Новгородско-Псковские летописи.

kaznПрофессия палача – одна из самых странных и страшных.  Можно считать, что на Руси профессионалы такого рода появились после указа 16 мая 1681 года, в котором боярская дума определила, «чтобы во всяком городе без палачей не быти».  После него появились оплачиваемые государством штатные каты.

Таких людей находилось немного - профессия ставила палача вне религии, поскольку он отказывался от соблюдения одной из заповедей. И примеров прощения церковью палачей нет.

Чуть ли не единственный случай -  история одного из последних штатных палачей в России Петрова, родом из Пскова (был еще Петров петербургский).

vechevoi ubozytМногие поколения псковичей слушали призывы своего вечевого колокола, звавшего на вече, на решение важных дел псковской республики.

В княжении на Руси московских князей Ивана и сына его, Василия Ивановича, когда Псков получил сильную опору, реже и реже звонарь тревожил старика - вечевой колокол.

В январскую стужу 1510 года нежданно приехал дьяк великого князя и объявил на вече волю Москвы: «Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя».

janvill karta«Жанвиль»  - название крохотной деревушки в Себежском районе неподалеку от границы России и Беларуси. К началу XXI века деревня почти опустела, поэтому была включена в состав городского поселения Идрица Псковской области. Всего восемь человек проживало в ней в 2002 году и все – русские.

А вот название звучит совершенно как французское, поскольку «ville» частое окончание благородных фамилий и означает «город», «местность», то есть буквально «Иван-город». Во Франции есть не менее семи административных единиц - кантонов и коммун с таким же названием, а еще есть деревня - тезка в Смоленской области.

Необычное название для русской глубинки. Почему же Жанвиль? Объясняющая легенда и ее варианты связаны с Отечественной войной 1812 года.

shaimardanov snegВажный для христиан праздник Крещения Господня.  Для тех, кто встречает его с верой и чистым сердцем оно целебно для духа и тела. Священной Иорданью становятся водные источники и проруби на эту ночь. Крещенские поверья связаны с водой, которая приносит чудесные исцеления и очищение. В нескольких местах Псковской земли рассказывают истории о чудесах, которое свершались не освященной водой, а снегом.

Одно из них случилось в деревне Кунино Опочецкого района у Богоявленской церкви.  Построена церковь Богоявления Господня была в середине XIX века, к XXI веку остались только руины и история о чуде.

porxov storojevay goraВ семи километрах от Порхова находится очень красивое место, известное с давних времен: возвышенность, окруженная заповедным сосновым лесом – Сторожевая Гора.

В XIX веке гора была популярным среди порховичей местом отдыха на природе. Холм был превращен загородный лесопарк с тихими дорожками, площадкой для увеселений и чаем.

Вероятно, что во время неспешных прогулок и рассказывались легенды Сторожевой горы.

Сего Дня

4 декабря 1561 года

4 декабря 1561 года

Колокол для Псково-Печерского монастыря. Псковский колокололитейный мастер Тимофей Андреевич отлил к...

4 декабря 1650 года

4 декабря 1650 года

Наказаны главари псковского восстания. Главные «заводчики» и руководители псковского восстания Гаври...

4 декабря 1804 года

4 декабря 1804 года

Католическое освящение. Бывший псковский православный храм Трех Святителей на болоте освящен по като...

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

76 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны.  Во имя сохранения и передачи памят...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru