«Борис Годунов и Иван Грозный – главные роли Федора Шаляпина». Международному дню музыки посвящается!

День музыки1 октября во всем мире отмечается Международный день музыки – праздник, объединяющий и сближающий самые разные народы и культуры, ведь язык музыки понятен и доступен всем, кто чувствует.

Федор ШаляпинВ преддверии праздника мы предлагаем вам окунуться в историю, где чудесным образом переплелись произведения знаменитых гениев музыкального искусства – опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. Эти произведения, в определенном смысле имеющие псковские корни, даровали всемирную известность актеру, открывшему новую эру в отечественном музыкальном театре - Фёдору Ивановичу Шаляпину. Две оперы, одна сцена и потрясающий успех – таковы были впечатления зрителей от его актерской игры. И это был расцвет его творческой карьеры!

роли Ф. Шаляпина

Тематически «Борис Годунов» и «Псковитянка» близки друг другу – в обоих произведениях ожили события далекого прошлого: авторы обращаются к знаменательным, поворотным эпохам истории нашей родины. Но сказались и отличия, присущие индивидуальному творческому облику  этих классиков оперной литературы:  М. П. Мусоргский преимущественно выражал трагическое восприятие русской истории, а  Н. А. Римский-Корсаков - при всем драматизме конфликтов - светлое, более умиротворенное.

М. П. Мусоргский Н. А. Римский-Корсаков

М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков 

Когда в 1868 году  Римский-Корсаков задумал написать крупное оперное произведение, ему было 24 года. Тогда он избрал для своей оперы драму «Псковитянка» поэта Л. А. Мея (1822—1862), опубликованную в 1860 году. Мечтал о создании крупного произведения и его друг Мусоргский, в том же году приступивший к сочинению «Бориса Годунова» на текст пушкинской трагедии. 

Самыми яркими постановками в истории этих произведений стали их премьеры именно с участием Федора Ивановича Шаляпина на сцене Московской частной русской оперы, основанной в 1885 г. Саввой Ивановичем Мамонтовым.

Савва Мамонтов

 28 ноября 1898 г.  состоялась премьера «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, а  спустя месяц, 27 декабря – «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова.

Псковитянка Борис Годунов

Савва Иванович Мамонтов сумел не только вовремя узреть талант Шаляпина, но и воспитать его, выявить и показать миру. Он пригласил Шаляпина из Мариинского театра и даровал ему свободу творчества, в результате чего актер смело сломал сложившиеся оперные традиции, согласно которым исполнитель, выходя на сцену, только пел, не играя своей роли.  Шаляпин и пел, и играл, при этом испытывая безграничную радость творчества.

Шаляпин и Коровин, опера Мамонтова

Шаляпин и Коровин, оперный театр Мамонтова

Божественная красота его голоса покорила сердца зрителей. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. «В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин», — писал М. Горький. Шаляпин сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства — драматическое и музыкальное, — подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

Федор Шаляпин в опере Мамонтова

Успех представлений был обусловлен еще и тем, что Мамонтову удалось собрать поистине звездный состав. Украшением театра был не только Ф. И. Шаляпин, но и другие актеры - А. В. Нежданова, Л. В. Собинов; художники - В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, братья Васнецовы, В. Д. Поленов. Дирижировал игрой С. В. Рахманинов. Сам Мамонтов был очень талантливым, широко образованным человеком. Он изучал живопись, скульптуру, хорошо владел фортепиано, учился пению в Италии. И с радостью делился талантом с актерами своего театра. Бережно пестовал талант юного Шаляпина, расширяя круг его чтения и общения. Познакомил его с великими художниками, писателями, историками, философами, которые оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения, развитие таланта. 

«Борис Годунов» принес актеру мировую славу. Но и Шаляпин не остался в долгу: его гениальное воплощение образа Бориса дало как бы второе рождение опере. Популярность ее выросла. Началось триумфальное шествие по театрам России, Европы, Америки. Трудно перечислить все театры, где великий артист утверждал славу русской школы пения, русской музыки в лице ее гениального представителя - Мусоргского.

Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова

Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова

С ролью Ивана Грозного в опере «Псковитянка» дело обстояло сложнее, изначально Шаляпину было трудно вжиться в образ. Внимательно изучив оперу, Шаляпин понял, как много нужно сделать для того, чтобы довести это своеобразное произведение до сознания публики, привыкшей к традиционным ариям, дуэтам, трио. Артист долго изучал картины и скульптуры великих художников, изображавших Грозного, советовался с историками, но правильное решение образа пришло не сразу.

опера Псковитянка

Одна из репетиций ярко описана самим Шаляпиным:

«...Каков был мой ужас, когда я пришел режиссировать оперу и с горьким изумлением убедился, что роль Грозного не идет у меня.

Я знал, что Грозный был ханжа. По­этому слова его: «Войти аль нет», которые он произносит на пороге хором Токмакова.., я произнес тихонько, смиренно и ядовито. В том же тоне я повел роль и дальше. На сцене разлилась невообразимая скука и тоска. Это чувствовали я и все товарищи. На второй репетиции дело пошло не лучше. Я изорвал ноты, что-то сломал, бросился в уборную и там заплакал с отчаяния. Пришел С.И.Мамонтов, похлопал меня по плечу и посоветовал дружески:

— Бросьте нервничать, Феденька! Возьмите себя в руки, прикрикните хорошенько на товарищей, да сделайте-ка немножко посильнее первую фразу!

Я сразу же понял свою ошибку. Да, Грозный был ханжа, но он был Грозный. Выскочив на сцену, я переменил тон роли и почувствовал, что взял верно. Все оживилось. Артисты, подавая реплики на мой «грозный» тон, тоже изменили отношение к ролям».

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного

Впечатления, полученные от вдумчивого изучения содержания картин и скульптур, изображающих Грозного, позволили Шаляпину сделать удачный грим, создать верную фигуру. Опера в то время еще не была известна широкой публике, и на премьере, когда Шаляпин выехал на сцену верхом, все ожидали традиционной арии. Но занавес опустился только под звуки музыки. Это вызвало недоумение, но зрители почувствовали глубокий смысл немой картины и разразились дружными аплодисментами. Тогда «Псковитянка» имела решительный успех! Это было одно из высочайших музыкально-сценических достижений гениального артиста. И в последствие роль Грозного явилась одной из самых любимых в его репертуаре.

*****

Так, благодаря произведениям Мусоргского и Римского-Корсакова Псковская земля сыграла свою чудесную роль в судьбе Федора Шаляпина. Спустя двадцать лет после ошеломляющих премьер он приехал на Псковщину и дал здесь два грандиозных концерта.

История приезда Ф. И. Шаляпина в Псков описана в воспоминаниях Исаака Руммеля,  бывшего в то время управляющим Коммунальным театром (ныне – Псковский драмтеатр), в которых он рассказывает, как трепетал перед встречей с Шаляпиным, опасаясь, что «зелёный юнец в качестве администратора большого доверия у артиста не вызовет».  Эти воспоминания приводит Инга Цирпонс в своей книге «Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова».

Федор ШаляпинФёдор Шаляпин псковскими гастролями был очень доволен, хотя ему было несколько странно возвращаться домой без гонорара, который он проел ещё накануне, зимой, полгода назад. Но и тут его ждал сюрприз. Утром в поезде, когда подъезжали к Петербургу, ему вручили двух гигантских пудовых щук (их раздобыл у рыбаков Руммель перед отъездом). «Это подарок! Вот это да! За такое дело стоит отпеть концерт», - сказал Шаляпин. 

Двумя годами позже, в апреле 1922 г. Ф. И. Шаляпин уехал из России, уехал навсегда. «По разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний – ни царских, ни комиссарских – не переношу», - сказал актер, - и добавил:  «Не жалею я ни денег, конфискованных у меня в национализированных банках, ни о домах в столицах, ни о земле в деревне. Не тоскую я особенно о блестящих наших столицах, ни даже о дорогих моему сердцу русских театрах. Если, как русский гражданин, я вместе со всеми печалюсь о временной разрухе нашей великой страны, то как человек, в области личной и интимной, я грущу по временам о русском пейзаже, о русской весне, о русском снеге, о русском озере и лесе русском. Грущу я иногда о простом русском мужике, том самом, о котором наши утонченные люди говорят столько плохого, что он и жаден, и груб, и не воспитан, да ещё и вор…». 

Федор ШаляпинВдали от родины для Шаляпина были особенно дороги встречи с русскими — Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Он очень тосковал по России, постепенно потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных партий, стал часто болеть. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз — лейкемия. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало. 

В память о Псковщине в судьбе актера секретарь Бунина Леонид Зуров привез в Париж мешочек псковской земли, которую вместе с землей из других мест России насыпали на гроб великого певца.

В феврале 2018 г. исполнилось 145 лет со дня рождения Фёдора Шаляпина. В память об актере псковский поэт, член Союза писателей России Валерий Мухин написал стихотворение, предварив его словами: «Шаляпин был и остаётся русским кумиром и символом России, как Пушкин и другие великие. Красивый, статный с красивым голосом и душой. В молодости я его так любил, что почти молился на него, слушая его пластинки…».

... И я закрыл глаза,
И показалось:
Звучал не голос,
А большой орган -
Метался в тесных трубах
Ураган,
И небо грозовое
Разверзалось.

Летел из бездны,
Будоража душу,
Разгневанно
Свободных звуков вал.
Так содрогает каменную сушу
С высоких гор
Сорвавшийся
Обвал! 
(Валерий Мухин «Федору Шаляпину»)

Сердечно поздравляем всех, кто имеет отношение к музыкальному искусству, с Международным днем музыки!

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках!» (Дмитрий Шостакович). И, конечно, не забывайте пополнять свои знания об истории и культуре Псковского края.

День музыки

Литература:

  1. Цирпонс И.А. Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова / Инга Цирпонс. – Псков, 1997. – 132 с.: 8 л . ил.
  2. Сэт Э. К. Борис Годунов Шаляпина (Трудный путь постижения образа) //Самарская Лука – Сайт - Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.samluka.ru/0701/godunov2.html (Дата обращения: 16. 09. 2018)

Голубева А.

Сего Дня

7 декабря 1879 года

7 декабря 1879 года

Псковский губернатор, председатель Археологической комиссии М. Б. Прутченко обратился к министру нар...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru