Часть II. Кадеты, реалисты, будущие учителя
Продолжаем тему «Учебные заведения для мальчиков и юношей в Пскове начала XX века». В первой части рассказывается про семинаристов и гимназистов, во второй - предлагаем познакомиться с кадетским корпусом, реальным училищем и учительской семинарией.
Псковский кадетский корпус (ул. Некрасова, д. 23) — Псковский кадетский корпус был создан 21 июля 1882 года в соответствии с указом императора Александра III на основе существовавшей с 1876 года Псковской военной гимназии. Просуществовал он до июля 1917–го, когда в связи с приближением к городу линии фронта Первой мировой войны псковских кадетов эвакуировали в Казань.
Здание Псковского кадетского корпуса было построено в 1780–е годы. Первоначально оно было двухэтажным и предназначалось для размещения местных органов власти («присутственных мест»). В 1824 году его передали Псковскому военно–сиротскому отделению — учебному заведению для солдатских детей.
Впоследствии здесь располагались последовательно сменявшие друг друга военно-учебные заведения: Псковский полубатальон кантонистов (1827 год), училище военного ведомства (1858 год), военная прогимназия (1868 год), военная гимназия (1876 год) и, наконец, Псковский кадетский корпус (1882 год). Третий этаж и боковые крылья здания были построены в 1854-1859 годах.
21 июля 1882 г. все военные гимназии, в том числе и Псковская, получили наименование кадетских корпусов. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов, в 1885 г. учреждены должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров. Эти звания получали кадеты старшего возраста, отличавшиеся хорошим поведением и успехами в учебе.
Рассмотрим в хронологической последовательности некоторые черты бытования этого учебного заведения.
«Так в 1826 г. численный состав отделения был таковой: в большом возрасте состояло 86 Кантонистовъ, в среднем 494, в менышем 97. Словом, около 600 человек, которые делились на 4 роты. Из этого числа в здании отделения помещалось до 100 человек, а остальные были расквартированы по обычным квартирам.»
Царствование Николая I принесло кантонистам целый ряд новшеств. В 1827 году все военно-сиротские отделения стали реорганизовываться по образцу армейских частей. В различных городах возникали батальоны, полубатальоны и роты кантонистов. В Пскове начало формирование полубатальона общей численностью в 500 воспитанников.
Уроки и строевые занятия соседствовали с обучением ремеслу и даже с сельскохозяйственными работами. Распорядок дня в 1827 году был следующим:
«В 5 часов утра кантонисты вставали, в 6 часов строились на молитву, по окончании которой получали завтрак – 1,5 фунта (более 600 граммов) черного хлеба с солью. С 7 до 8 часов дети должны были готовиться к урокам, а с 8 до 11 часов одна половина училась в классах, а другая работала в мастерских. В 11 часов был обед, состоявший, как правило, из двух блюд: супа и каши. Затем до 14 часов воспитанники могли отдыхать. С 14 до 19 часов вновь шли уроки, занятия ремеслами, строевая подготовка, а за ними ужин: жидкая каша. Около 21 часа кантонистов укладывали спать».
Ф. А. Ушаков приводит пример наказания:
«Кантонист не подшил вовремя подкладку брюк—учитель порол его так, что несчастный весь в слезах наскакивает на начальника заведения и еще получает 20 розог, при собрании роты, в назидание товарищам».
Физические данные кантониста в случае не соответствия строевому уставу командиры считали нужным исправлять. Так в воспоминаниях «Моя трудовая жизнь. 1824–1875 гг. Серяков Л. А. пишет:
«Тех, у кого была мало развита грудь на ночь клали на доску и к ней туго-натуго привязывали. До того доходило, что натопят, бывало, жарко баню, положат опять-таки на доске привязанного, чуть ли не привинченного кантониста и в таком виде заставят его преть бане и выпрямляться».
После Высочайшего повеления от 21 июля 1882 года, когда все военные гимназии получали наименование кадетских корпусов, в Псковском кадетском корпусе согласно полному штату должны были обучаться 400 воспитанников. В реальности воспитанников было несколько больше: 410–430 человек. В начале XX века штат учащихся был расширен официально и достиг 500 человек.
Организационно кадеты делились на семь рот, каждая из которых состояла из двух–трех отделений численностью до 35 воспитанников. Начальство вверялось ротному командиру; заведование отделениями, под общим руководством ротного командира, возлагалось на офицеров–воспитателей.
Изучали кадеты такие предметы как: Закон Божий, русский язык и словесность, языки: французский, немецкий; а также - математику, естественную историю, природоведение, физику, космографию, географию, историю, законоведение, чистописание, рисование и черчение, химию.
Успешно окончившие корпус получали права:
- на поступление в военные училища;
- на отбывание воинской повинности вольноопределяющимися 1-го разряда, со льготой по образованию;
- оказавшиеся не способными к военной службе – чин коллежского регистратора.
Любовь кадет к военному имела и обратную сторону, как неприязнь, презрение к штатским, и в особенности к своим сверстникам из гражданских учебных заведений.
«Учившийся в Воронежском корпусе П. Волошин передает в воспоминаниях рассказ псковского кадета о столкновениях и даже драках между питомцами корпуса и гимназистами. Это мемуарное свидетельство подтверждается данными, содержавшимися в отчетах офицеров-воспитателей за различные годы. Вообще слово «шпак» (как называли кадеты штатских) считалось среди воспитанников всех корпусов наиболее обидным оскорблением».
Сплоченность кадет совсем не исключала такого свойственного всем корпусам явления, как неравноправное положение кадет разного возраста, некоторые угнетение старшими младших, которое на кадетском жаргоне называлось «цук». Сами кадеты в большинстве случаев возводили цук в ранг традиций и считали его неотъемлемой частью корпусной жизни.
Особенно напряженной становилась обстановка, после обострения внутриполитической ситуации и революций 1905-1907 гг. Кадеты, в отличие от своих сверстников из гражданских учебных заведений, в большинстве сохранили верность правительству. Более того, революционное движение вызывало у них неприятие:
«20 ноября между кадетами и гражданской молодежью произошла крупная уличная драка. 22 ноября столкновение повторилось, да в таких масштабах, что потребовалось вмешательство полиции. К началу 1907 года страсти стали понемногу стихать.»
Большое значение придавалось формированию у воспитанников благородного отношения к женщине. Любимицами псковских кадет были ученицы Мариинской женской гимназии, которая располагалась напротив корпуса. М. А. Зайцев, один из воспитанников гимназии, вспоминал:
«… Выходящие из широких дверей женской гимназии… гимназистки привлекали наше внимание. Одна из них особенно заинтересовала меня легкостью и грациозностью движений… Часы вечерних занятий, свободное время, все было занято мыслями о виденной днем незнакомке…»
Вообще воспоминания кадет о гимназистках носят подчеркнуто романтический, светлый характер.
Корпус в 1920 году окончил свое существование как учебное заведение. Его воспитанники, по воспоминаниям А. В. Булгакова «понемногу стали пробираться в добровольческие части и в рядах этих белых частей продолжали борьбу с красными». Один из них создал партизанский отряд, сражавшийся с советской властью в Сибири.
В 1873 году в Пскове, на углу улиц Георгиевской и Успенской, открылось Псковское реальное училище (здание не сохранилось). Первым руководителем учебного заведения стал Николай Иванович Раевский, выдающийся педагог и активный участник городской жизни. Он преподавал в училище географию и естественную историю (биологию), включающую в себя ботанику, и хотел создать в городе ботанический сад для практических занятий с реалистами.
В 1873 году были открыты третий и четвертый классы Псковского реального училища, так как существовавший устав реальных училищ разрешал не иметь в них младших классов. Претендентов на места в эти классы было много, но не все поступающие выдержали проверочные испытания. Очень высокие требования предъявлялись к немецкому и французскому языкам, а также рисованию.
Каждый класс мог иметь по 40 учеников, однако в 1873–1874 учебном году количество учеников было – 29 человек, вместо возможных 80 учеников.
В основном это были ученики, перешедшие из губернской гимназии.
23 сентября 1875 года по просьбе первого директора реального училища Николая Ивановича Раевского Городская дума отвела училищу под Ботанический сад участок земли между Сергиевскими и Великими воротами. В хорошую погоду Ботанический сад служил местом практических занятий учеников реального училища по ботанике.
Изучали такие предметы как: Закон Божий, математика, механика, черчение; русский, немецкий, французский языки, ботаника, техника, естественная история, физика, химия.
19 июня 1905 года состоялась торжественная закладка нового здания реального училища. Новое здание Сергиевского реального училища располагалось на месте нынешнего главного входа в Ботанический сад со стороны Октябрьского проспекта.
Внеучебная жизнь учеников отмечалась и неспокойными событиями. 12 декабря 1905 года в газете «Псковский Голос» было размещено открытое письмо воспитанников Сергиевского реального училища, в котором говорилось:
«Узнав… о возмутительном поступке некоторых учеников Псковского кадетского корпуса по отношению к своим товарищам, мы… выражаем своё глубочайшее презрение эти ученикам, принявшим на себя позорную роль сыщиков, жандармов, охранителей отжившего режима произвола, воровства и разбойничества и предлагаем всем честным, уважающим себя людям вместе с нами заклеймить печатью позора этих черносотенцев».
Под письмом стояло тридцать подписей. Речь идет об обыске, который учинили некоторые ученики Псковского кадетского корпуса у своих товарищей, во время которого были найдены несколько брошюр издания «Донской Речи». Возмущенные кадеты донесли начальству об этом и просили принять меры против «неблагонадёжных» товарищей.
В 1916 году Сергиевское реальное училище было приписано к Псковскому военно–спортивному комитету, который был образован 17 января 1916 года. Программа допризывной подготовки включала в себя строевую и стрелковую подготовку, гимнастику, полевые занятия, вопросы теории военного дела. Основной целью допризывной подготовки молодых людей было вооружить их хотя бы элементарными знаниями, а также подготовить к несению военной службы в условиях войны.
15 января 1916 года начались занятия для 39 учеников Сергиевского реального училища. Подготовка допризывников велась 160 часов. 25 мая 1916 года реалисты вместе с гимназистами Псковской Александровской гимназии (общей численностью 61 человек) показали свои знания и умения по военному делу. Испытание началось с парада на площадке напротив здания Мариинской женской гимназии.
Впоследствии здание Сергиевского реального училища было передано под общежитие танковой роты. В годы Великой Отечественной войны здание стало фашистской казармой и в 1941 году казармы были уничтожены советскими войсками.
Псковская учительская семинария – торжественное открытие Псковской учительской семинарии - первого педагогического учебного заведения губернии – состоялось 1 сентября 1874 года
Она была мужской и призвана была готовить учителей для земских школ. Срок обучения в семинарии – среднем учебном заведении – был трехлетним, а затем четырехлетним. В 1878 году состоялся первый выпуск: тогда семинарию окончили всего 18 человек, примерно такое же количество выпускали ежегодно и в последующем.
Учительская семинария с первых лет существования пользовалась репутацией учебного заведения с хорошо поставленным преподаванием. Преподавание осуществляли педагоги, знающие и любящие свое дело - преимущественно выпускники Петербургского университета и педагогического института. Большое внимание уделялось преподаванию естественных наук и трудовому воспитанию учащихся. При семинарии имелись хорошо оборудованные мастерские, в 1877 г. был приобретен большой сад, начались занятия по садоводству и огородничеству, а затем и пчеловодству. Среди учащихся преобладали дети крестьян: если в конце XIX в. они составляли 70% всего контингента, то в 1909 г. - 80%. Общее количество учеников возросло, так как с 1891 года по правительственному распоряжению начали принимать жителей прибалтийских губерний.
Ежегодно при семинарии организовывались курсы учителей, а для повышения общего развития учащихся устраивались литературно-музыкальные вечера.
С 1878 г. в распоряжении семинарии находилась расположенная поблизости Иоакимо–Анненская церковь-памятник архитектуры XVI в.
В начале своей деятельности семинария не имела собственного здания и приступила к работе в наемном помещении - доме статского советника Е. А. Окунева по ул. Успенской, д.3, сданном владельцем в аренду на два года («в деревянном, ветхом одноэтажном доме и таком же флигеле»).
Мужская учительская семинария в начале XX в. была не единственным учебным заведением, готовившим в Пскове педагогические кадры. В октябре 1909 г. в городе был открыт учительский институт – еще одно среднее учебное заведение, но предназначенное для подготовки учителей городских школ и начальных училищ Министерства народного просвещения.
В 1919 г. произошло слияние учительской семинарии и учительского института, и на их базе был создан институт Народного Образования (ИНО) – первое высшее педагогическое учебное заведение Пскова и губернии с четырехлетним сроком обучения.
В сентябре 1953 г. Псковский горисполком отвел земельный участок для строительства нового учебного корпуса и других зданий института на Советской площади (ныне площадь Ленина).
Учебный корпус был сдан в эксплуатацию в сентябре 1960 г. Сейчас здание является главным корпусом Псковского государственного университета.
Источники и литература:
Досуг кадета псковича : на правах рукописи / под ред. Г. Бороздина ; издание Союза Российских кадетских корпусов. - Париж : [б. и.], 1957. - 158 с. : ил., карт. ; т. ; 27x22 см. – Читать полный текст>>>
Левин, Н. Ф. Реальное училище / Н. Ф. Левин // Псковская правда. – 1991. – 2 февр. – С. 6.
Михайлов А. А. Обаяние мундира [Электронный ресурс] / Михайлов Андрей Александрович. - Псков : Псковская областная типография, 2004. - 288, [2] с., [16] л. ил. - (Псковская историческая библиотека). - Лит.: с. 287-289. - 160-00. – Читать полный текст>>>
Торжественное открытие учительской семинарии в г. Пскове, в 1874 году. - Псков : Типография губернского правления, 1874. - 30 с. . – Читать полный текст>>>
Филимонов А. В. От учительской семинарии, до педагогического университета. [Электронный ресурс]: – Читать полный текст>>>
Интернет-ресурс:
http://www.kadet.ru/doc/PskovKK.htm
Материал подготовила Мокрецкая Анастасия