28 мая - день памяти преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского.
Псковский агиограф Василий, в монашестве Варлаам был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга, он является автором житий псковских святых, которые получили официальное признание и были канонизированы на соборах 1547-1549 годов и житий тех святых, которые имели отношение к Пскову. Три написанные Василием-Варлаамом жития – «Житие Александра Невского», «Житие псковского князя Всеволода-Гавриила» и «Житие Евфросина Псковского» - вошли в состав Великих Четьих Миней, созданных под руководством архиепископа новгородского, а позднее митрополита Макария. Возможно также, что Василий-Варлаам участвовал в составлении «Степенной книги».
Произведения Василия-Варлаама дают нам возможность совершить путешествие по святыням Псковской земли, признанных в XVI веке общерусскими.
Современные исследователи характеризуют творчество агиографа как компилятивное и ремесленное, но в XVI веке следование канону, подражание литературным образцам и заимствования из литературных источников не считалось признаком бездарности автора. Для читателей эти факторы служили доказательством образованности, начитанности, культуры, на Руси в то время ценили «красноглаголание», умение писать по правилам и выражаться сложно и многоречиво. Произведения псковского писателя Василия-Варлаама соответствовали этим требованиям.
Наиболее ранним из произведений Василия-Варлаама является «Житие Евфросина Псковского», составленное в 1547 году по просьбе монахов Елеазарова монастыря. «Понужену ми бывшу, недостойному, на таковое духовное дело пастырем обители преподобнаго, игуменом Феодосией, и смиренным Киприяном, и инеми старцы, иже многа лета имущим в монастыре том». http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=NL18NtZKIec=&tabid=2299.
Спасо-Елеазаровский монастырь
Основным источником для агиографа послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI века. Чудеса были описаны Василием на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. «Житие Евфросина» редакции Василия-Варлаама было включено в Великие Минеи Четьи (Успенский и Царский списки).
В 1550–1552 годах Василий-Варлаам составил «Житие псковского князя Всеволода-Гавриила». Главным источником для него служили летописные записи, и, тем не менее, в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений автор восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. Василий-Варлаам, используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода- Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 году и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI века. Это житие также было включено в состав Великий Четьих Миней.
Икона и рака с мощами святого благоверного князя Всеволода-Гавриила в Псковском Троицком соборе
После 1547 года, но до пострижения в монахи, Василий-Варлаам написал четвертую редакцию «Жития Александра Невского», в основу которой положил церковно-летописный рассказ Псковской второй летописи. В произведении автор стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, для этого он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва, которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список Великих Четьих Миней; в Успенский список, законченный в 1552 году, она не попала.
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому на горе Соколихе
Во всех вышеупомянутых произведениях автор называет себя пресвитером Василием.
В 1555 году по просьбе монахов Крыпецкого монастыря и по поручению игумена Иосифа Василий пишет «Житие Саввы Крыпецкого», где в предисловии и в тексте Жития Василий сообщает некоторые сведения о его написании и о себе. В приложении к биографии Саввы Василий добавил описание 19 чудес, часть из них, совершившихся до 1555 года, описана им со слов иноков монастыря. Из рассказа о чуде 1555 года видно, что тогда агиограф жил в монастыре. В описании чуда 1559 года Василий называет себя уже священноиноком Варлаамом, следовательно между 1555 и 1559 годами он принял постриг.
Крыпецкий монастырь
Главным источником для написания Жития послужили монастырские предания, рассказанные старцами Крыпецкого монастыря, которые, однако, сами не были современниками Саввы. Скудное по фактическим данным Житие святого насыщено риторическими рассуждениями. При описании учительства Саввы Василий-Варлаам использовал текст Жития Варлаама Хутынского, написанного Пахомием Сербом. В предисловии к Житию Саввы Крыпецкого содержатся похвальные слова в адрес митрополита Макария.
В 1558 году Василий-Варлаам написал Житие новгородского владыки Нифонта, основателя Спасо-Мирожского монастыря. В основу этого произведения он положил Сказание о Нифонте, заимствовав его из Киево-Печерского патерика Кассиановской редакции. Сам Василий-Варлаам написал предисловие, несколько новых известий о Нифонте, неизвестно откуда заимствованных, и похвалу. В конце Жития агиограф сообщил, что празднование в честь Нифонта было установлено при митрополите Макарии.
Спасо-Мирожский монастырь
В эти же годы Василием-Варлаамом было написано Житие Никиты – другого новгородского епископа. Автор сообщает, что эту новую (четвертую) редакцию Жития епископа Никиты он написал по поручению митрополита Макария.
Помимо житий Василием-Варлаамом написаны службы Евфросину Псковскому, князю Всеволоду, Савве Крыпецкому, епископу Нифонту, Георгию мученику Болгарскому.
Между 1558 и 1563 годами на основании краткой редакции Жития Исидора Юрьевского. Василий-Варлаам написал его более пространный вариант. В заглавии отмечено, что работал агиограф над Житием по «благословению митрополита Макария». Кроме обычного для Василия-Варлаама витиеватого «плетения словес», в содержании произведения усилена антилатинская направленность.
Исидор Юрьевский почитается в Соборе Псковских святых. Он и священник Иоанн служили в XVвеке в православных храмах Юрьева (немецкое название Дерпт, ныне Тарту). Когда в Юрьеве начались гонения на православных Иоанн ушел в Псков, а Исидор остался и погиб со всей своей паствой. Латиняне «низвергли» их под лед реки Омовжи. Узнав о гибели православных в Юрьеве, священник Иоанн пошел к почитаемой «Богозданной» пещере на ливонской границе у ручья Каменец, и рядом с ней «ископал» пещерный храм. Дата освящения этого пещерного храма – день Успения Пресвятой Богородицы 1473 года считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Псково-Печерский монастырь
Творчество Василия-Варлаама по преимуществу связано с Псковской землей, и одно из последних его произведений – «Сказание об иконе знамения Богородицы Мирожской», написанное в 1565 году, тоже посвящено псковской тематике. В нем описывается «чудо слезного знамения» – заступничество Богородицы за «Псков и люди» в виду угрозы со стороны Литвы.
Как показывает фактический материал, писательская деятельность псковского священника Василия-Варлаама осуществлялась под покровительством митрополита Макария. Творчество его вполне соответствовало требованиям, которые Макарий предъявлял к произведениям агиографического жанра. Жития, написанные Василием-Варлаамом до 1552 года, оказались включенными в новые списки (Успенский и Царский) Великих Четьих Миней. По словам самого писателя, Макарий и позже продолжал ценить его как агиографа. Василий-Варлаам принял и хорошо усвоил тот литературный канон, который ценил митрополит Макарий, приспособился к приемам работы в житийном жанре и сумел создать большое число произведений. По этим сочинениям хорошо видны требования Макария, предъявляемые им к агиографическим сочинениям. Главной целью создаваемых произведений было прославление святого путем «плетения похвалы». Образцом при этом служили сочинения знаменитых мастеров стиля «плетения словес». Василий-Варлаам стремился подражать Пахомию Сербу и делал заимствования чаще всего из его произведений.
Некоторые жития, написанные Василием-Варлаамом, остаются неизданными.
Один из книжников, монах Елеазаровского монастыря Феодосий, переписывая в 1575 году сочинения Василия-Варлаама, добавил в заглавии «Жития новгородского архиепископа Никиты», что его автор Василий-Варлаам был игуменом монастыря Иоанна Богослова.
Содержание последних сочинений Василия-Варлаама, и прежде всего чудес Саввы Крыпецкого, привел исследователей к выводу, что в конце своей жизни Василий-Варлаам стал игуменом в псковском монастыре Иоанна Богослова на Мишариной горе, от этого монастыря и доныне сохранилась церковь XVI века.
Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе в Пскове
________________________________
Агиограф Василий-Варлаам много потрудился для прославления святых, просиявших на Псковской земле. Но были и другие авторы, писавшие историю и жития, рассказывавшие о знамениях и чудесах.
Приведенная ниже карта показывает расположение храмов и монастырей Псковской области, имеющих отношение к развитию древнерусской литературы. В некоторых случаях к меткам на карте добавлены ссылки на полные тексты произведений.
Читать дополнительно описания монастырей: