1-4 октября 2018 года в Пскове и Псковской области состоится цикл мероприятий Всероссийского проекта «Большая книга – встречи в провинции» с участием финалистов Национальной литературной премии «Большая книга».
Псковскую землю навечно прописал на литературную карту России великий наш Александр Сергеевич Пушкин, завещав себя упокоить рядом с предками у алтаря Святогорского монастыря. Можно сказать, что и сам проект средневекового города появился из сакрального текста - «Псков - Дом Святой Троицы» >>>
Псковское пограничье вдохновляло многих литераторов, давая широкий спектр красок от пошлых (Саша Черный. Псковская колотовка) и мрачных (Георгий Адамович. Господи и умирая), или печально ностальгических (Игорь Северянин. Монастырь), до Божественно-возвышенных (Иван Бунин. Как дым пожара туча шла), или патетических (Леонид Зуров. Отчина).
Современные отечественные авторы тоже не забывают Псков, и периодически псковичи появляются на страницах современной русской литературы.
Так, например, Евгений Водолазкин, местом действия своего романа «Лавр», ставшего лауреатом «Большой книги» в 2013 году, выбирает Псков. И некоторые строки произведения оказываются почти пророческими. Об этом статья Нины Анатольевны Яковлевой, руководителя Регионального центра чтения.
В 2009 году лауреатом Национальной литературной премии стал роман Леонида Юзефовича «Журавли и карлики». И хотя в нем Псков упоминается лишь вскользь, но автор одним абзацем метко обозначил место Пскова в средневековой истории:
«...Еще в Чигирине до него дошла весть, что в Пскове посадские люди побили московских приказных, что себе на корысть учинили хлебную дороговизну, а воеводу прогнали, поделив меж собой хлебный запас и приговорили сами собой владеть без Москвы, по-старому, как в старину было. А кто против старины пойдет, тех гнать из города и животы их грабить. Не мешкая, Анкудинов отписал псковичам, что он, царевич Иван Шуйский, прощает им, что они от его отца, великого государя Василия Ивановича, отступились неправдой, преступив крестное целование. Он за старину готов стоять до последнего, пусть не сомневаются, зовут его к себе на царство, он к ним придет и своим жалованьем пожалует. Грамоту повез верный казак, но ответа на нее не поступило. Теперь, выбирая, куда бы ему приткнуться, Анкудинов выбрал Стокгольм. Оттуда до Пскова было рукой подать. Его грела надежда, что псковичи еще отзовуться, а шведы помогут ему деньгами и войском...»
Л.Юзефович. "Журавли и карлики". Глава 9. Дворец.
Разными ликами выступает Псковская земля и ее жители на страницах произведений Марины Палей, Татьяны Алферовой, Вадима Левенталя, Андрея Дмитриева, Марины Степновой>>>
Псков в поэзии, художественной прозе и воспоминаниях писателей представляет литературная программа Регионального центра чтения «И в Запсковье – закат, и в Завеличье - вечер».