Псков – приграничный город. Граница государств, народов и их религий. Именно приграничное положение и близость католичества стали причиной возникновения в XIV веке «псковской ереси» - совершенно особенной духовной доктрины.
«Стригольники» или «беспоповцы» проповедовали свободу человека от официальных церковных обрядов. Они были против социального неравенства, церковной иерархии, монашества, доходов духовенства.
В Пскове ересь не была принята: стригольников заключали в темницу. Они переместились в Новгород, но и там не нашли понимания: проповедники Никита и Карп были отлучены от церкви и «народ кинул их в Волхов».
Сторонники ереси не были уничтожены все, оставались те, кто нес учение втайне, но распространения «псковская ересь» не получила.
Интересно описание, данное стригольникам в древних источниках: «постники, молебники, книжники», живущие «чистым житием», то есть не суетно, руководствуясь высокими нравственными критериями. Эти особенности стригольничества можно соотнести с главными чертами псковского искусства, проникнутого демократическим духом городского посада — вольной трактовкой канона и особой духовной силой.
Читать по теме:
Журавлев Андрей Иванович
Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, / Собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия святаго духа, что на Большой Охте, протоиереем Андреем Иоанновым,. - 2-е изд. - СПб. : При Имп. Акад. наук, 1795.
О стригольниках в самом начале книги и эта часть доступна на GoogleBooks>>>
Рыбаков Борис Александрович
Стригольники. Русские гуманисты ХIV столетия / Рыбаков Борис Александрович / Рос. АН. - М. : Наука, 1993. - 334, [2] с.