12 июля 1944 года Пушкинские горы были освобождены от фашистов.
Публикуем статью А. Савыгина из газеты "Гдовская заря", 1983 года
В дружбе с Пушкиным
В феврале на Псковщину приходят две памятные даты — день гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и День рождения Красной Армии. На первый взгляд нет ничего между ними общего, но если взглянуть поглубже, в суть явления, то еще раз убедишься, как неразделимы армия нового типа и дело сбережения культурного наследия нашей Отчизны.
Традиции дружбы нашей армии с Пушкиным отсюда имеют глубокие корни, а уходят они в первые дни существования молодой советской республики. Еще в начале 1918 года военное командование Красной Армии приняло специальные меры для охраны пушкинских мест. Когда во время Брестского перемирия Пушкинские горы оказались в нейтральной полосе, комиссар по военным делам обратился к германскому командованию со следующей телеграммой: «Главнокомандующему войском Псковского района. В Святогорском монастыре, в зоне, по последнему соглашению России с Германией командованием объявленной нейтральной, находится могила величайшего русского поэта А. С. Пушкина. Нейтральная зона, согласно указанному соглашению, не может быть занята вооруженными людьми как той, так и другой стороны. Ввиду того, что эта могила является святыней русского народа, ходатайствую о допущении специальной военной охраны этой могилы».
Тогда же бойцы и командиры отдельной башкирской бригады многое сделали для сохранения мемориального домика няни, который потом стоял до самой войны.
Интерес к пушкинским местам Псковщины у воинов Красной Армии не угасал все предвоенные годы. На редкой фотографии пушкинского февраля 1937 года, которую мне удалось розыскать в архиве, мы видим немало красноармейцев в островерхих буденовках.
Митинг в Михайловском, 100-летие смерти А.С. Пушкина. 10 февраля 1937
А годом раньше, когда отмечался очередной юбилей Красной Армии, воины-авиаторы совершили лыжный переход по маршруту: «Москва — Псков — село Михайловское». Газета Военно-Воздушной Академии «Вперед» в те дни писала: «Мы решили ознакомиться с районом, где жил и работал великий поэт А. С. Пушкин. Известно, что сейчас идет большая подготовительная работа по организации столетнего юбилея со дня смерти поэта. Участники похода и весь состав Академии считают необходимым широко ознакомиться с ценнейшим наследием поэта».
В научном архиве Пушкинского заповедника хранится роскошно оформленный альбом, на обложке которого золотыми буквами сделана надпись: «1837 — 1937 гг. Пушкинскому заповеднику, село Михайловское Военно-Воздушная ордена Ленина Академия РККА им. проф. Жуковского Моторная лаборатория, Москва. 1936 г.» Этот альбом является свое образным рапортом о лыжном походе. На одной из страниц помещены фотографии участников похода и схема маршрута, который проходил через Калинин, Вышний Волочок, Валдай, Старую Руссу, Порхов. Псков, Сошихино. Расстояние в 750 километров тройка лыжников прошла за десять дней и при была в Михайловское 23 февраля, в День 18-й годовщины Советской Армии.
В суровом 1941 году наши воины героически обороняли народную святыню. В моем архиве есть письмо, присланное мне генералом армии, дважды Героем Советского Союза Д. Д. Люлешенко, в котором он пишет:
«В обороне заповедника (Пушкинские Горы, село Михайловское) в 1941 году участвовали воины 21-го механизированного корпуса, которым мне в те тяжелые дни довелось командовать. Бойцы и командиры корпуса в основном москвичи. В своем большинстве это были коммунисты и комсомольцы. Особо заслуживают быть отмеченными участники боев 21-го мех. корпуса под руководством командира 46-й танковой дивизии подполковника Героя Советского Союза Василия Алексеевича Копцева (в 1943 году погиб при форсировании Днепра). Героизм был массовым, всех не перечесть. Только один Сергей Дрожжин, помощник начальника политотдела 46-й танковой дивизии, лично уложил более десятка гитлеровцев».
Но силы были неравны. Заповедник оказался в оккупации. Однако в годы оккупации советские патриоты-партизаны не давали фашистам жизни, наносили им посильные удары. А окончательно Пушкинские Горы, Михайловское, Тригорское и Петровское героическими советскими воинами были освобождены летом 1944 года. Об этом сохранилось немало воспоминаний и многие уже широко известны. Сохранилась и листовка, выпущенная политотделом 54-й ударной армии на одном участке фронта, в которой в, частности, были такие строки: «Пушкин! Какому советскому человеку не дорого это имя. На нем воспитывались и его любили поколения лучших наших людей, наши деды и наши отцы, мы сами и наши дети».
30 июля 1944 года. Саперы разминируют могилу Пушкина
Пламенный патриот Пушкин верил в наш народ, в его силу и отвагу, в то, что из любой беды он выйдет и любого врага одолеет. В сознании силы и могущества нашего народа поэт горделиво восклицал:
Вперед же, воины нашего соединения! Много немецких мерзавцев уложили мы «в полях России, среди нечуждых им гробов». Продолжим наше святое солдатское дело, здесь, в местах, овеянных гением великого поэта. Отомстим немецко-фашистским варварам, надругавшимся над памятью Пушкина!
Не может больше наша национальная святыня — могила Пушкина — находиться в поганых немецких руках! Вернем Родине и пушкинские места — и пойдем дальше на Запад, на полный разгром и уничтожение врага, посягнувшего на жизнь и свободу нашего народа!».
Но вдохновенное слово Пушкина звучало не только здесь, в наших заповедных местах, оно звало к победе на всех фронтах. Как писала Вера Инбер:
«На фронте с Пушкиным вдвойне
Выл крепок наш союз».
Писатель Григорий Караев вспоминает, что у ополченцев одесситов, чей город тесно связан с Пушкиным, был с собой томик стихов Пушкина. Пять лет назад в газете «Правда» было рассказано о том, что фронтовик К. Ф. Барышев оставил сыну книгу с такой надписью: «Эта книга в напряженные беспрерывные бои и бессонные ночи была нашим другом. Она участвовала в разгроме ненавистных оккупантов. Помни об этом, сынок».
А недавно в редакцию нашей газеты «Пушкинский край» научный сотрудник музея-заповедника Л. Григорьева принесла поэму «Самолет Александр Пушкин», которую написала М. Новикова, дочь известного писателя-пушкиноведа И. А. Новикова. В ней есть такие слова:
Идея построить самолет и назвать его именем Пушкина у И. А. Новикова возникла в февральские пушкинские дни 1943 года, которые отмечались на месте его эвакуации в городе Каменец-Уральский. Писатель решил организовать чтение лекций, посвященных 106 годовщине со дня гибели поэта, а все вырученные деньги вложить в постройку самолета.
Горком партии его поддержал, в Местной газете «Каменский рабочий» было напечатано специальное сообщение. Жители города охотно откликнулись на призыв писателя, зрительные залы были переполнены. Иван Александрович выступал с сообщением на тему «Пушкин и Россия», затем читал главы из книги «Пушкин в Михайловском» и «Пушкин на юге», в заключение демонстрировался фильм «Юность поэта». В течение декады было собрано более 100 тысяч рублей и тогда писатель обратился к Верховному главнокомандующему И. В. Сталину с телеграммой: «В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провел ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта и эта неумирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами сто тысяч рублей на боевой самолет «Александр Пушкин». Пусть боевой самолет, носящий гордое имя «Александр Пушкин», примет участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли.
Прошу включить в список действующей авиации самолет «Александр Пушкин».
А в начале марта Иван Алексеевич получил ответ от Верховного главнокомандующего: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич за Вашу заботу о воздушных Силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин».
Три месяца прошло в ожидании.
И вот в конце июня на имя писателя приходит новая телеграмма уже из Омска: «На внесенные Вами средства построен боевой самолет-истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня передан в Военно-Воздушные Силы Красной Армии летчику-капитану Горохову».
Это был истребитель ЯК-7Б, заводской номер 1102014. А летчик Ю. Горохов, которому его вручили, был из г. Кинешма Ивановской области.
В боях на Курской дуге под Спас-Деменском на именном самолете он воевал храбро и смело. Мне самому довелось быть участником боев под Спас-Деменском, и я не раз был свидетелем того, как падали или удирали немецкие асы под ударами наших авиаторов, А о Юрие Горохове и его самолете тогда же писала «Правда»: «Капитан Юрий Горохов сбил, летая на самолете «Александр Пушкин», девять вражеских бомбардировщиков. Четыре из них были уничтожены за один день во время боев за Спас-Деменск».
Отважный воин был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб он первого января 1944 года. После него на самолете «Александр Пушкин» воевали летчики С. Барановский и В. Пахарев. На знаменитой машине было сбито в общей сложности 14 самолетов.
Пушкин был на фронте другом и товарищем тысяч наших воинов. Об этом часто рассказывают приезжающие в Пушкинские Горы бывшие воины-освободители. Они и сегодня с трепетом вспоминают как вступили на священную пушкинскую землю, как дорого им было имя Пушкина. Помните, у Николая Тихонова «Встреча с Пушкиным людей спешивших на фронт... производила большое впечатление», или поэму А. Смердова «Пушкинские Горы».
Всем памятно, какой большой урон нанесла заповедным садам морозная зима 1979 года. И вот сады оживают вновь. Сотни молодых деревьев встали на место погибших, и не все знают, что значительная часть из них — дар советских воинов-шефов.
Бессмертный Пушкинский призыв посвятить себя Отчизне созвучен духу нашей Армии.
А. САВЫГИН,
член Союза журналистов СССР.
Источник: Савыгин, А. В дружбе с Пушкиным // Гдовская заря. – 1983. – № 21 (17 февраля). – С. 3-4