Масленица в городе обыкновенно проводится в катанье, маскарадах, истреблении блинов и заканчивается пикником или тому подобным удовольствием. В деревне масленица проводится так же несколько иначе, чем обыкновенное время, и заканчивается обычаем - сжигать масленицу.
Вот, между прочим, как проводится масленица в деревнях, прилегающих к Талабскому (Псковскому) озеру, с правой стороны, и принадлежавших Остенской волости. Для отца и матери, выдавших в замужество дочь (свадьбы совершаются преимущественно в зимний период) - составляет настоятельную необходимость - зазвать зятя на блины. Зазывают, обыкновенно при последнем свидании перед масленицей; а если такового случая не бывает, то отец, или сам нарочно отправляется в дом зятя и просит отпустить его дочь и всех сватовых на блины, или посылает кого-либо из семейства, большею частью, старшего сына, на первых днях масленицы. Очень редко случается, что кто-либо из семейства зазванных, кроме молодых, отправлялся в дом свата проводить последние дни масленицы. Зять отправляется, по большей части, в пятницу, а иногда и с первых дней недели - дня на два, к своим - тестю и теще; последняя старается, как говорится, закормить своего зятя, завершая яства почти каждый раз яичницей. В субботу и воскресенье, а иногда и в пятницу, происходит катание вдоль большой деревни гужем и рядом, в несколько саней, если позволит улица. С мелких деревень съезжаются в деревню, которая больше других в околотке, и где есть кабак. Во время катания поют обыкновенные хороводные песни.
В то время, как взрослые - парни и девушки - катаются, ребята и некоторые «подростки» ездят с дровянками по деревне для сбора дров, хвороста и всего, что попадет из сгораемых вещей, на «масленицу». Сбор этот совершается крадучи. Когда они наберут достаточное количество дров, и свозят их за деревню в паровое поле, и стараются избрать возвышенность, если такая есть, то вещи, необходимые в хозяйстве, похищенные ими, как то: корыта, бороны, колеса несколько ветхие и прочие, - уставляют в середине, а кругом обставляют хворостом. Приготовив все необходимое, ожидают сумерек - когда и зажигают масленицу. Увидав огонь, хороводы гуляющих отправляются туда с песнями. Приходят на это зрелище и пожилые - мужчины и женщины, - и некоторые их них участвуют в пении хороводных песен. Особых песен, сложенных на этот случай мне не удалось слышать. Во время горения масленицы хороводы ходят вокруг огня или стоят по кучкам, смельчаки же скачут через огонь. Составляет ли скакание, по их понятию, необходимость масленицы - трудно решить, потому что делают это, по большей части, пьяные, или у кого одета плохая одежда. В заключение веселья, когда дрова начнут догорать, кричат все несколько раз: «Прощай, дорогая масленица!». Затем начинается здесь прощанье: целуют один другого и просят друг у друга прощения; затем отправляются в деревню и с песнями расходятся по домам. Ужин стараются закончить яичницей, или называемой по их – «сковородкою», по окончании же всего, «заколупывают масильцем», то есть берут на перст несколько масла из блюда или чашки и съедают без хлеба; остаток ужина и вся посуда не собирается со стола, а оставляют все это до утра, в тех видах, что ночью придут ужинать их умершие родители и родственники. Перед сном просят прощения один у другого, причем дети кланяются родителям в ноги.
Псковские губернские ведомости. – 1872. – N 9.
Материал подготовила заведующая сектором отдела краеведческой литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки Елена Сергеевна Сторокожева.