Самый главный и волшебный праздник зимы — Новый год. Его с радостью ждут дети и взрослые, загадывая заветные желания и ожидая особенно хороших событий в новом году.
Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Традиционно его принято праздновать в кругу семьи и близких людей. История праздника имеет давние корни.
После принятия христианства и до 1700 года в России действовала византийская система летоисчисления (совпадает с юлианским календарем) — «от сотворения мира» или от 5508 года до н.э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века — 1 сентября. В этот день на соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей и других.
29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 года Петр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год «от сотворения мира» таким образом стал 1699 год) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал.
Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на несколько (11–13) дней позже, чем европейские государства.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря (декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января). Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 года предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток.
Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю, поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря (по юлианскому календарю), а 7 января. 14 января появился новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».
О том, как ждали и встречали новый год псковичи во второй половине XIX века – первой половине XX, можно узнать из псковской периодической печати.
Так «Псковские губернские ведомости» от 2 января 1841 года пишут:
«Прошло 1840 лет после Рождества Христова, 885 со времени крещения мудрой псковитянки святой Ольги, 873 года после ее смерти, 701 год с того времени, когда Псков отделился от Новгорода и под правлением святого Всеволода–Гавриила сделался вольным городом и столицею невотчинного княжества, 541 год по смерти святого Довмонта–Тимофея, укрепившего Псков стенами; 512 лет с того времени, когда псковитяне великодушно приняли к себе великого князя Александра Тверского и готовились стоять за него против всей земли Русской и против силы татарской; то было цветущее время Пскова!
— 465 лет прошло после построения стены кругом всего города и 330 лет с тех пор, как Псков утратил свою самостоятельность и присоединился к княжеству Московскому, 293 года прошло с того времени, когда Никола Салос спас Псков от ярости царя Грозного, 258 лет после снятия осады Баторием и 225 лет по удалению Густава Адольфа от стен псковских.
142 года со времени построения собора — этого псковского великана; 139 лет прошло с тех пор, когда по приказыванию Петра Великого укрепления псковские увеличены и поправлены; и вот уже 63 года, как Псков главный город губернии и мало по малу одевается в красу новую, возникает в лучшем виде из своих развалин.
— Прощай 1840 год, прощай навеки! Твой преемник исполнит то, что ты не кончил; а чего не успеет, завещает своему преемнику. Надеемся, что настоящий 1841 год будет приятнее 1840-го для большой части жителей губернии; редкая по своему постоянству погода, какая стоит у нас с самой осени, обещает на будущее лето теплое время, благоприятное для хлебов и полевых работ; поэтому можно наедятся, что 1841 год будет урожайнее 1840 года. Дай Бог, чтобы мы не обманулись в своем ожидании.
Пробило 12 часов, и в зале Благородного собрания многочисленное общество дам и кавалеров, находящихся на бале, встретили Новый год с такою же искреннею веселостью, как проводили последние часы прошедшего, и поздравляли друг друга с бокалами шампанского в руках. В это время многочисленное собрание сие слилось в одно как бы семейство. Вчера утром все чиновники военные и гражданские являлись с поздравлениями к г. военному губернатору г. Пскова и Псковскому гражданскому губернатору, потом каждый к своим начальникам, а после поздравлений все отправились в зимний собор молить Всевышнего: да благоденствует Россия, да увенчаются все предприятия нашего мудрого монарха счастливым успехом, да наслаждается наш город и вся губерния всеми благами жизни, да здравствует все заботящиеся о блате общем и о точном исполнении законов, да будет милость Божия со всеми, населяющими Псковскую губернию и все обширное, великое наше Отечество!
Между обеднею и молебствием Преосвященный Нафанаил говорил назидательное слово, приличное торжеству сему. Вечером все собрались на вечер к начальнику губернии, где танцы продолжались до 2 часов за полночь.»
«Первый день Нового года проведен в Пскове следующим образом: поутру после обычного поздравления начальника губернии все военные и гражданские чины слушали Божественную литургию и благодарственный молебен с коленопреклонением в теплом Благовещенском соборе. Ввечеру был большой и веселый бал у гражданского губернатора, на который приглашено было около 200 персон, и продолжался с 9 часов до 5 часов пополуночи.»
«Псковские губернские ведомости», 15 января 1843 года
«Псков. 6-го января в день святого Крещения была устроена иордань на реке Великой. Молебствование и водоосвящение совершал Преосвященный Нафанаил архиепископ Псковский и Лифляндский в соборе в присутствии г. начальника губернии и флигель-адъютанта Его Императорского Величества полковника Пашкова при большом стечении народа.»[1]
Газета «Вестник Псковского губернского земства» №1, 5 января 1886 года пишет следующее поздравление с Новым годом:
«Давно ли, кажется, с обычною радостью, встречали мы истекший 1885 год. Но, прошло с момента радостных ожиданий и надежд всего только 365 дней 5 ч. 48 м. и 50 с. И мы, не отдавая себе отчета о прожитом времени, торопливо приветствуем наступлений новый 1886 год, возлагая на него новые надежды, новые ожидания. Обычай—деспот; нарушать его не приходится, а потому и мы, увлекаемые общим потоком радостных ожиданий и надежд, спешим поздравить Псковских земцев и весьма немногочисленных наших читателей с наступившим новым годом. Но о пожеланиях пока умолчим; сперва оглянемся на прожитый год, чтоб не оставить его, в незаслуженном, может быть, забвении.
В прошлом году мы ждали появления холеры и повторения сибирской язвы в страшных размерах 1884 года, — но Бог миловал. Первая, совсем не появилась, а вторая— в очень скромных размерах. Это заслуга прошлого года. Испугались ли они подготовлений наших к борьбе с ними или хитрят, ожидая возвращения нашей обычной беспечности — не известно, но мы можем уверить непрошенных гостей, что и в наступившем году мы имеем средства для борьбы с ними.
В прошлом году мы надеялись на хороший урожай — но надежды не сбылись. Две, совершенно противоположные, стихийные причины — сперва засуха, а потом излишняя мокрота — сгубили весь яровой хлеб и сгноили то немногое, что удалось собрать. Это в укор прошлому году.
В прошлом году возникла мысль о коренном изменении правил народного народовольствия в неурожайные годы, на основаниях взаимного страхования. По этому поводу брошено было нами несколько слов в Вестнике, обративших на себя внимание нашего почтенного сотрудника, автора «Мысли сельского хозяина». Искренно ему благодарны и возражений его не оставим без ответа.
В прошлом году, по примеру прежних лет, мы надеялись на поправление наших финансов в смысле уменьшения недоимок. Но, увы! недоимки все растут. Они забрались и в такие капиталы, в которых быть им не надобает, например, в страховой. Надежда оказывается безнадежной.
Но довольно о прошлом годе. Хулить его нет оснований; во многом виноваты мы сами. Что же сулит нам наступивший год? Наступивший год — год выборов. Будут выборы дворянские и земские.
В заключение, все наши новогодние пожелания мы сводим в одно. Желаем, чтоб в виду предстоящих выборов, население отнеслось сознательно к выбору гласных, а гласные — к выбору управ. Если так это сбудется, то сбудутся, сами собою, и остальные наши, частичные пожелания, неуклонно клонящиеся к благо успению земского дела.»[2]
Газета «Псковский телеграф» публиковала следующее:
23 декабря 1905 год
«К предстоящим праздникам Электрическая колбасная В. А. Крахта предлагает: окорока копченые, вестфальские, рулеты сырые и вареные, поросята и пулярдки фаршированные, паштеты, сыры из дичи.
Колбасы: чайная, ливерная, салями, белая шианская, языковая, вестфальская, полендвинца, брауншвейгская, курляндская, охотничья, польская, московская, краковская и другие.
Все в громадном выборе. Цены самые умеренные.»
«Псковское Коммерческое Собрание во вторник, 27 декабря, назначает Членский Маскарад. Г.Г. члены коммерческого Собрания и Соединенного Общества и дамы их семейств не в масках имеют вход бесплатный, по именным билетам Совета Старшин Коммерческого Собрания, выдаваемым заблаговременно. Гости по рекомендации. Дамы, не принадлежащие к семействам г.г. членов и не имеющие именных билетов, могут быть без масок только с разрешения дежурных старшин. Плата за вход 60 коп. Билеты заблаговременно выдаются и продаются конторщиком Собрания.»
«Псковское Коммерческое Собрание во вторник, 3 января 1906 года, имеет быть «Елка» для детей г. г. членов Общества и их гостей. Елка будет освещена электричеством.»
После чего, «Псковский телеграф» 4 января 1906 года пишет:
«Детский праздник и «Елка» в Псковском Коммерческом Собрании, устроенные вчера, 3 января, привлекли много посетителей. Богато украшенная и освещенная разноцветными электрическими лампочками «Елка», прекрасные подарки в виде бонбоньерок с конфектами, танцы и игры вызвали искренний восторг у детей. Состоявшийся после детского праздника семейно-танцевальный вечер прошел весело и оживленно.»
«Псковский телеграф», 1 января 1906 года
Благотворительный маскарад
«Напоминаем читателям об имеющим быть сегодня, 1 января, в залах Соединенного Общества маскарад и лотерея аллегри, устраиваемом в пользу призреваемых Благотворительным Обществом Св. Марии. Маскарад этот, судя по примеру прежних лет, должен быть очень оживленным, тем более, что он устраивается по образцу членских маскарадов – дамы не имеют надобности быть «обязательно в масках», как-то требуется правилами, установленными Соединенным клубом для так называемых «публичных» маскарадов».
Открытое письмо, издание 1905 г., Европа, надпечатка "С Новым Годом", из коллекции И.В.Царевой и А.В. Царева
«Псковский телеграф», 2 января 1906 года
«Встреча Нового года в псковском кафедральном соборе в нынешнем году отличалась особенною торжественностью. Собор был полон молящимися, среди которых находились г. начальник губернии граф А. В. Адлерберг и другие высшие чины губернской администрации, а также представители общественных и сословных учреждений. Торжественное богослужение совершал преосвященный Арсений, в со служении многочисленного духовенства, при пении хора архиерейских певчих. Перед молебном владыка произнес поучительное слово, в котором упомянув о современном тяжелом положении России, сказал, что и наступающий год обещает быть тревожным, судя по слухам и по тем волнениям, которые происходят теперь всюду. В единении с Царем, без которого русский народ жить не хочет и не может, Россия найдет свое спокойствие и благоденствие.»[3]
Общественная и литературная газета «Псковитянин» 31 декабря 1906 года опубликовала следующее поздравление:
«На Новый год»
Скоро полночь пробьёт. Незаметно и плавно
Новый Год преступит порог бытия.
Неужели-ж и он протечет так бесславно,
Как минувший протек? Неужели, друзья,
Мы и в этом году будем жить жизнью тою,
Что давила нас в прошлом тяжелом году?
Эта жизнь – без отрады, без счастья, покоя –
Жизнь, протекшая словно в чаду!
Всюду кражи, пожары, убийства и казни,
Вопли злобы и бешенства крик!
Люди душат друг друга без всякой боязни,
Царь природы стал бешен и дик!
Все стремления к свету, свободе и знанию
Обагрились кровавой рукой.
Люди! Жалкие люди! Ужели сознание
Не блеснет в вас, как проблеск живой!
О! Когда-ж вы поймете, что ложью и кровью,
Не достигнуть вам счастья во век!
И что только согретый великой любовью
И к свободе и к свету придет человек
***
Дай-же, Боже, чтоб год, наступающий вскоре,
Был-бы годом любви и труда!
Чтобы высохло крови пролитое море!
И чтоб Русь, переживши тяжелое горе,
Стала-бы Русью свободной уже навсегда!
В.М.
Портал «Псковиана» поздравляет своих читателей с наступающим Новым годом и желает приятных свершений в 2022 году!
Источники и литература
Вестник Псковского губернского земства : еженедельное издание Псковского губернского земства. 1886, № 1 (5 янв.) - Псков : В типографии Губернской земской управы, 1886. - 16 с. - Издавался: 1880-1918, № 1/3 [?]. - Издавался под дан. загл.: 1880-1914. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.-Читать полный текст>>>
«Псковские губернские ведомости», от 2 января 1841 года.-Читать полный текст>>>
«Псковские губернские ведомости», 15 января 1843 года.-Читать полный текст>>>
«Псковский телеграф» : ежедневная газета. Пробный № : 23 декабря, 1905.-Читать полный текст>>>
«Псковский телеграф», 1 января 1906 года.-Читать полный текст>>>
«Псковский телеграф», 2 января 1906 года.-Читать полный текст>>>
«Псковский телеграф» 4 января 1906 года.-Читать полный текст>>>
«Псковитянин», 31 декабря 1906 года.-Читать полный текст>>>
_______________________________________
[1] Бартоломей 2-й Федор Федорович http://pskoviana.ru/gubernatory/1224-bartolomej-2-j-fedor-fedorovich
[2] Прутченко Михаил Борисович http://pskoviana.ru/gubernatory/1249-prutchenko-mikhail-borisovich
[3] Адлерберг Александр Васильевич http://pskoviana.ru/gubernatory/1253-adlerberg-aleksandr-vasilevich
Материал подготовила Мокрецкая А.