Когда мы говорим о литературе Пскова ХХ века, то имена Александра Бологова, Станислава Золотцева и Льва Малякова упоминаем обязательно.
В биографии каждого из них были несколько лет службы на флоте.
Александр Александрович Бологов в 1949 году окончил школу юнг Балтийского флота в Риге. Затем в 1955 году судомеханическое отделение Ломоносовского мореходного училища.
Станислав Александрович Золотцев в очерке «Жизнь всерьез» написал о книге А. Бологова: «…на Севере, в маленьком морском военном городке, будущий автор этого предисловия, одетый в черную офицерскую шинель, случайно раскрыл лежащую на прилавке военторговского магазина книжечку и пробежал глазами первые абзацы. И — зачитался: они точь-в-точь (как мы тогда говаривали — “один к одному”) передавали те самые ощущения, которые почти каждый день преподносила служба молодому лейтенанту. Приведу хотя бы несколько строк:
“Ветер уже срывал с волн гребешки. Волны катились в сторону недалекого берега с узкой каймой обсушки. После недавнего неожиданного потепления, с неровным ветром и сыростью, пришел столь же неожиданный антициклон, а с ним очень крепкий мороз. Борт и поручни, покрытые крахмалистым налетом инея, прижигали мокрые руки и срывали кожу, если кто-нибудь ненароком прикасался к ним. В звенящем воздухе висели мельчайшие пылинки замерзшего пара, и звуки — то скрип болтающейся в такт движениям судна двери рубки, то шорох и треск под днищем — резко и далеко разносились над водой”.
Читатель легко отметит, что в этих строках запечатлены не какие-либо мысли, а всего лишь физические, зрительные, осязательные и звуковые ощущения. Но ведь именно с того, что мы — особенно в молодом возрасте — убеждаемся в точности передачи писателем таких ощущений, с чувственно-эмоционального доверия и начинается наша вера в его правдивость. Так я встретился с первой книжкой Александра Бологова и поверил ему — задолго до того, как познакомился с ним самим.»
Сам Золотцев три года служил офицером в авиации Северного флота.
Лев Иванович Маляков после освобождения Псковской земли в 1944 году, где он сражался с фашистами в составе Второй Ленинградской партизанской бригады, до достижения призывного возраста ушел служить добровольцем на Военно-Морской флот. Был радистом на торпедном катере. За участие в боевых действиях по освобождению Прибалтики от фашистских захватчиков он был награжден боевыми медалями и Орденом Отечественной войны 2-й степени. На флоте Лев Иванович прослужил шесть лет.