Тарковский Андрей Арсеньевич

tarkovskyi600(04.04.1932 - 29.12.1986)

- кинорежиссер, Народный артист РСФСР (1980), лауреат Ленинской премии (посмертно).

Сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.

Затем  работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида - далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо».

Во время учебы поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»).

Первая  полнометражная работа «Иваново детство» принесла Андрею Тарковскому мировую известность. Фильм  поставлен по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Картина была удостоена многих престижных кинематографических премий, в том числе  «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества.

Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

Часть съемок фильма шла на Псковской земле в 1965-66 годах.

О том, как создавалась легендарная лента, рассказал реставратор и искусствовед, заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН Савва Ямщиков, который был консультантом на съемках «Рублева».

«…Поиски подходящего исторического места для съемок центрального эпизода "Взятие Владимира татарами" привели нас в Псков. Я тогда ездил в этот город в командировки - под руководством моего педагога, великолепного реставратора Евгении Михайловны Кристи. Укреплял иконы в запаснике местного музея. Город и окрестности мы узнавали с помощью знатока и патриота псковской земли, создателя уникального древлехранилища Леонида Алексеевича Творогова. Древний «псковский пригородок» Изборск всем понравился. И сегодня, в эпоху всевозможных компьютерных чудес, сцены из «Рублева», отснятые у обрывистых круч Изборска, смотрятся впечатляюще.

Древний псковский «пригородок» Изборск как нельзя лучше пришелся на роль Владимира. Пытливо исследуя развалины крепости у склонов Жеравьей горы, расспрашивая меня о разгоравшихся здесь некогда битвах, Вадим Юсов с удовольствием вживался в панорамы будущего фильма.

Кино принято считать одним из самых недолговечных искусств - как все, что связано с техникой, оно подвержено старению. Но и сегодня, в эпоху всевозможных компьютерных чудес, сцены из "Рублева", отснятые у обрывистых круч Изборска, смотрятся на одном дыхании…».

 tarkovskyi rublev izborsk

 

Приведем воспоминания директора фильма «Андрей Рублев» Огородниковой Тамары Георгиевны:

«Нашествие мы снимали во Пскове, и там нужно было 300-350 лошадей. Ипподромовских мы достали 90 и бросили клич всем колхозам окрестным, они прислали своих лошадей - конечно, не верховых, а ломовых. Но мы их всех поместили на второй план, поэтому получилось ощущение большого количества лошадей в бою.

- Что снималось во Пскове?

- Нашествие татар, битва; натурный эпизод в церкви перед пыткой Патрикея. Потом вблизи Пскова, под Изборском, мы построили вход в храм, который горел; там же была построена стена: огромный макет, а дальше – все настоящее. Печорский монастырь. Вот эпизод, где гуси летят, - это уже у стены Печорского монастыря...

tarkovskyi rublev kadr

- Вы собирались работать с ним дальше?

- Конечно. Когда мы снимали «Рублева», приехали во Псков, он мне сказал: «Тамара Георгиевна, я вас прошу, читайте Лема. Следующую картину мы будем делать «Солярис»...

- А каким он был человеком в работе?

- Интеллигентным прежде всего. И для меня еще удивительно мужественным. Знаю, что он переживает сомнения или боль. Но он ничего не показывал, был очень терпелив.

Вот у нас был такой случай. Мы ехали на съемки во Псков, сразу после Октябрьских праздников. И как раз 5 ноября позвонил в группу директор объединения и сказал, что погиб Евгений Урбанский. Он знал, что у нас сложные съемки – нашествие, сами понимаете, - и просил быть очень осторожными. На праздничные дни мы уезжали в Москву, а 9-го был назначен съемочный день, и мы возвращались в машине: я, звукооператор И. Зеленцова, второй режиссер И. Попов и Андрей Арсеньевич. Проезжаем мимо конюшен, где стояли лошади. Андрей Арсеньевич выходит из машины. Ипподромовских лошадей надо было выгуливать каждый день, а тут несколько дней праздников они стояли невыгулянные. И вдруг я вижу: озеро, камыши (туда татары должны были падать) и едет Андрей Арсеньевич верхом; лошадь красивая, черная. Не успела я оглянуться, как слышу – топот, лошадь мчится. Андрея Арсеньевича она сбросила, но нога застряла в стремени, и его тащит головой по валунам. И когда она взлетела на пригорок, нога из стремени выскочила и мы все бросились к Андрею, а он: «Ничего, не волнуйтесь: все в порядке». Я говорю: «Андрей Арсеньевич, умоляю, в машину и в медпункт». Но он встал и пошел на съемочную площадку – представляете?.. Но через пять минут вернулся бледный, и мы повезли его. И когда в медпункте сняли сапог, оказалось, что икра у него пробита копытом. Дней десять он лежал – больной, избитый, измученный, но не стонал: даже работал, читал.

- В одном из вариантов «Зеркала» есть эпизод на ипподроме, воспоминание, как лошадь понесла, - наверное, этот случай?

- Конечно. Но он сказал: «Я все равно на эту лошадь сяду». И мучил меня этим, но он действительно на нее сел.

И вот этот случай меня поразил: чтобы в человеке, таком маленьком, тщедушном даже, была такая сила и такое терпение!».

 

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов - Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало».

Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году – спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет», и в 1983 году – пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне. В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта. Последний фильм Тарковского, «Жертвоприношение» был поставлен режиссером в Швеции.

Один из величайших русских режиссеров XX века Андрей Тарковский умер от рака 29 декабря 1989 года. Похоронен в Париже на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.


Литература:

Псковский биографический словарь. – Псков, 2002. – 529 с.

Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского / М. Туровская – М., 1991. – 255 с.: ил.

Филимонов Анатолий Васильевич. Кино и Псковский край / Филимонов Анатолий Васильевич / А. В. Филимонов. - Псков : ЛОГОС, 2018. - 279 с. - Читать полный текст>>>
        О съемках фильма "Андрей Рублев" страницы 29-34

Сего Дня

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru